68-й Берлинский кинофестиваль28 февраля 2018
Конкурсная программа:
- «Три дня в Киброне» / 3 Days in Quiberon, реж. Эмили Атеф (Германия / Австрия / Франция);
- «Время дьявола» / Season of the Devil, реж. Лав Диас (Филиппины);
- «Девица» / Damsel, реж. Дэвид Зеллнер, Натан Зеллнер (США);
- «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» / Don’t Worry, He Won’t Get Far on Foot, реж. Гас Ван Сент (США);
- «Довлатов», реж. Алексей Герман (Россия / Польша / Сербия);
- «Ева» / Eva, реж. Бенуа Жако (Франция / Бельгия);
- «Дочь моя» / Figlia mia, реж. Лаура Биспури (Италия / Германия / Швейцария);
- «Наследницы» / Las herederas, реж. Марчело Мартинесси (Парагвай / Германия / Уругвай / Норвегия / Бразилия / Франция);
- «Между полок» / In den Gängen, реж. Томас Стубер (Германия);
- «Остров собак» / Isle of dogs, реж. Уэс Андерсон (Великобритания / Германия);
- «Свинья» / Khook, реж. Мани Хагиги (Иран);
- «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» / Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot, реж. Филип Грёнинг (Германия / Франция / Швейцария);
- «Музей» / Museo, реж. Алонсо Руис Палашиос (Мексика);
- «Молитва» / La Prière, реж. Седрик Кан (Франция);
- «Недвижимость» / Toppen av ingenting, реж. Манс Манссон, Аксель Петерсен (Швеция / Великобритания);
- «Не прикасайся» / Touch Me Not, реж. Адина Пинтилие (Румыния / Германия / Чехия / Болгария / Франция);
- «Транзит» / Transit, реж. Кристиан Петцольд (Германия / Франция);
- «Рожа» / Twarz, реж. Малгожата Шумовска (Польша);
- «Утёйа, 22 июля» / Utøya 22. juli, реж. Эрик Поппе (Норвегия).
Вне конкурса:
- «Не в себе» (Unsain), реж. Стивен Содерберг, (США);
- «Операция „Шаровая молния“» (7 Days in Entebbe), реж. Жозе Падилья (Великобритания);
- «Ага» (Ága), реж. Милко Лазаров (Болгария / Франция / Германия);
- «Чёрный 47» (Black 47), реж. Лэнс Дейли (Ирландия / Люксембург);
- «Эльдорадо» (Eldorado), реж. Маркус Имхоф (Швейцария / Германия).
Главные фильмы фестиваля
Жюри кинокритиков выделило картины «Остров собак» Уэса Андерсона и «Довлатов» Алексея Германа-мл., отдав этим кинолентам самые высокие баллы. Читатели газеты Berliner Morgenpost в негласном поединке двух таких разных картин поддержали фильм Алексея Германа-мл. и назвали его лучшим. Жюри с Томом Тыквером во главе вручило Уэсу Андерсону «Серебряного медведя» за режиссуру и не смогло не отметить работу художницы-постановщицы «Довлатова» Елены Окопной. Победителем же фестиваля стала румынская кинолента, плетущаяся где-то в конце рейтинга от ведущих критиков, чьи оценки публиковались в журнале Screen.
Фильм-победитель «Не прикасайся» Адины Пинтилие рассказывает о немолодой женщине по имени Лора, которая пытается разобраться в собственной сексуальности и преодолеть свои страхи. Лора не выносит, когда к ней прикасаются, но это не значит, что она не мечтает о любви и близости с любимым человеком. В фильме много крупных планов обнаженных тел и бесконечных разговоров о природе сексуальности и страхах, связанных с ней. Пинтилие экспериментирует с жанрами и балансирует между игровым и документальным кино. И если жюри ее картина не оставила равнодушными, то кинокритиков эта работа явно разочаровала
«Серебряный медведь» за «Лучший фильм» ушел картине «Наследницы» Марчело Мартинесси. Полнометражный дебют автора из Парагвая рассказывает о жизни немолодой однополой супружеской пары. К почтенным годам у женщин не остается денег, к тому же одна из них угождает за решетку. В фокусе режиссера — привилегированный средний класс, который вот-вот потеряет комфорт, к которому привык.
«Гран-при жюри» получила картина «Рожа» Малгожаты Шумовска — история молодого человека, который в результате несчастного случая на стройплощадке теряет лицо. Парню делают первую в стране полную пересадку лица, и теперь он должен привыкнуть жить с новым собой. Шумовска представила берлинской публике бодрую и полную юмора, но предсказуемую и поверхностную картину о том, как уживаются вера и варварство в польском обществе.
«Серебряный медведь» за лучший сценарий ушел авторам фильма «Музей» Алонсо Руис Паласиосу и Мануэлю Алькале.
Приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру получила картина Уэса Андерсона «Остров собак».
Награду в номинации «Лучшая актриса» получила Ана Браун («Наследницы»).
Награда в номинации «Лучший актер» ушла к Антони Бажону («Молитва»).
Последний фестиваль Косслика
Кинофестиваль этого года вошел в историю еще до первой звезды на красной дорожке. 2018-й Берлинале станет последним под предводительством художественного и исполнительного директора Дитера Косслика, который руководил форумом на протяжении 17 лет. Кто сменит его на посту, пожалуй, один из главных вопросов фестиваля. Но то, что перемены необходимы, было понятно еще за несколько месяцев до начала форума этого года, когда 79 немецких кинематографистов подписали открытое письмо о необходимости проведения радикальной реформы Берлинале.
О том, что в последние годы фестиваль в Берлине существенно уступает своим ближайшим соседям — Каннскому и Венецианскому — и теряет свое международное значение, говорят не только немецкие кинематографисты, но и журналисты. Основной конкурс фестиваля — 2018 как только не называли: «посредственным» (Антон Долин), «предсказуемым» (Андрей Плахов), «скромным», «неровным» (Марина Латышева). В действительности большинство картин основной программы этого года не претендуют на открытие в области киноязыка, не расширяют эстетическую парадигму — это во многом удобные, понятные зрителю, чаще всего одноразовые фильмы. Или упражнения с художественной формой (как вышло, скажем, с португальским «Деровом» (программа «Форум») или в какой-то степени с нашумевшим фильмом «Утойя, 22 июля», снятой одним планом историей о теракте в Норвегии).
К приятным исключениям можно отнести немецкую ленту «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филипа Гренинга. Фильм, который разделил публику на пресс-показе на два лагеря: одна половина зала тонула в овациях, вторая — в недовольных «бу-у-у».
Фильм Гренинга — трехчасовое погружение в то, что принято сейчас называть поиском новой идентичности. Немец анализирует сущность человека, который за тысячи лет эволюции сделал колоссальные шаги в познании окружающего мира и материй вроде времени и пространства, но не продвинулся в познании себя. При этом погружаясь в рефлексию о склонности человека к саморазрушению. Впрочем, жюри фильм полностью проигнорировало.
Критики выбрали «Остров собак»
68-й Берлинский международный кинофестиваль (15-25 февраля) завершился в минувшую субботу, но традиционный неофициальный рейтинг прессы по версии журнала Screen был опубликован в понедельник. Ведущие журналисты из разных международных изданий оказались единодушны в определении лидера фестиваля – им стал «Остров собак» Уэса Андерсона. Картина, показанная на открытии смотра и получившая рейтинг 3,3, так и не уступила ведущую позицию ни одной конкурсной ленте. В России фильм можно будет увидеть с 3 мая (дистрибьютор - 20 Век Фокс).
В 2014 году Андерсон уже фигурировал в рейтинге кинопрессы с фильмом «Отель «Гранд Будапешт»» - картина заняла четвертое место в общем зачете с показателем 2.8.
Следом за «Островом собак» идет картина «Довлатов» Алексея Германа-младшего (рейтинг 3,1), которая получила Серебряного медведя за выдающийся художественный вклад. 1 марта стартует широкий прокат фильма в российских кинотеатрах – он продлится четыре дня и завершится 4 марта (создатели и дистрибьютор WDSSPR обозначили формат проката картины «Уикенд с Довлатовым»). Кроме того, впоследствии ленту можно будет увидеть еще почти в 30 странах (продажи прав на показ на зарубежных рынках продолжаются).
Еще две картины имеют достаточно высокий рейтинг - 2,9. Это «Между полок» (In The Aisles) Томаса Стубера и «Утойя 22 июля» Эрика Поппе.
Одним из аутсайдеров рейтинга стал обладатель главного приза Берлинале «Золотого медведя» – «Не прикасайся» Адины Пинтилие (рейтинг 1,5). Только два фильма получили еще более низкие отметки профессиональных зрителей – «Девица» Натана и Дэвида Зеллнеров, с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковской (1,4) и «Ева» Бенуа Жако с Изабель Юппер и Гаспаром Ульелем (1,3).
Журналисты из четырех стран – Великобритании (Тим Роби, Ник Джеймс), Германии (Верена Люкен, Катя Никодемус), России (Антон Долин), Швеции (Николас Венно), а также кинокритик издания Screen Daily (его имя не называется) – оценили остальные конкурсные фильмы в диапазоне 1.9 … 2.8, при максимальных 4-х баллах.