Скайлайн набережной Круазет

История Каннского фестиваля полна взлетов и падений, успехов и разочарований. Тем не менее, пожалуй, ни один киносмотр мира не обладает сегодня таким влиянием и престижем. Ни Венеция, ни Берлин, ни Торонто, как бы они не старались, не могут превзойти авторитет Канн. «Золотая пальмовая ветвь» — главная награда фестиваля — в мире авторского кино котируется примерно так же, как «Оскар» в мире мейнстримного.

«Начало времен»

По задумке создателей Каннский кинофестиваль должен был стать альтернативой стремительно набирающему популярность Венецианскому фестивалю, который к тому же всё сильнее прогибался под господствующим в те годы в Италии фашистским режимом. Чаша переполнилась в 1938 году, когда «Кубок Муссолини» получила картина «Олимпия» немецкой документалистки (и по совместительству пропагандистки национал-социализма) Лени Рифеншталь, посвященная проведенным в Берлине два года назад Олимпийским играм. Французские интеллектуалы под руководством министра образования Жана Зея решили, что у них будет свой кинофестиваль — без сомнительной идеологии и с приоритетом художественных ценностей. Американцы и британцы горячо поддержали коллег.

Специальная правительственная комиссия рассматривала несколько мест проведения нового киносмотра, но в итоге остановилась на курортных Каннах. Фестиваль должен был пройти с 1 по 20 сентября 1939 года, председателем был выбран сам Луи Люмьер — один из изобретателей кинематографа. Однако первый блин вышел комом. Показать успели всего один фильм — «Горбун собора Парижской Богоматери» — американскую экранизацию романа Виктора Гюго. Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война. Последующие показы отменили, а идею с киносмотром пришлось отложить на долгих семь лет.

Режиссер Дэвид Лин и актриса Селия Джонсон посещают Каннский кинофестиваль 1946 года

Не все с энтузиазмом восприняли вторую попытку провести фестиваль, памятуя о фальстарте. Приглашения об участии были отправлены большинству стран недавно созданной ООН, в итоге на конкурс было прислано 46 фильмов из 21 страны. Главный приз раздали по принципу «всем сестрам по серьгам». Гран-при увезли с собой 11 лент, в их числе и американский «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера, и яркий пример итальянского неореализма — «Рим, открытый город» Роберто Росселлини, и «Великий перелом» советского режиссера Фридриха Эрмлера, и другие.

Второй киносмотр запомнился ураганным ветром, который сорвал крышу фестивального дворца, из-за чего награждение пришлось перенести в местное казино. В 1948 и 1950 годах фестиваль не проводился: то ли из-за финансовых трудностей, то ли (по заверениям конспирологов) из-за негласного договора с Венецией о двухгодичном интервале между фестивалями. Пертурбации закончились в 1951 году, и с тех пор Каннский кинофорум проводится ежегодно в конце весны.

«Скандальные страницы»

Скандалы преследовали фестиваль на протяжении всей его истории. Что, впрочем, неизбежно, когда под светом софитов сталкиваются художественное и политическое.

Ларс еще не знал, что через несколько дней станет персоной нон грата и с позором будет изгнан из Канн

Интересный случай произошел в 1951 году, когда делегация Советского союза потребовала исключения из конкурса «Четверо в джипе» — швейцарского фильма об оккупированной Вене. В то же время сами Советы привезли в Канны неоднозначный документальный фильм «Освобожденный Китай», показ которого проходил под усиленной охраной полиции и только для 50 журналистов. Дело в том, что французские власти боялись недовольной реакции со стороны тогдашнего китайского руководства и лично Чан Кайши, но обиделась именно советская сторона и два года игнорировала фестиваль.

Несколько раз не везло французскому режиссеру Алену Рене. В 1957 году немецкая делегация добилась исключения из конкурса его фильма «Ночь и туман» (документальной ленты, посвященной нацистским лагерям смерти и политическим узникам, арестованным согласно одноименной директиве Гитлера). Следующий удар пришелся на 1959 год. В этот раз американцы выразили неудовольствие включением в программу фильма «Хиросима, любовь моя» (чувственной мелодрамы, красной линией в которой проходит тема атомной бомбардировки города).

Комичный в свой абсурдности случай произошел в 1962 году. Министерство здравоохранения Франции усмотрело в картине «Обезьяна зимой» (кстати, с Жаном Габеном и Жаном-Полем Бельмондо в главных ролях) пропаганду пьянства. Фильм пришлось убрать от греха подальше.

Фрагмент скандальной фотосессии, нанесшей пощечину общественному вкусу

Ранее, в 1954 году, блюстителей морали из США крайне возмутило поведение актрисы Симоны Силвы, которая во время позирования перед журналистами сняла с себя топ, прикрыв руками грудь. Каннский кинофестиваль объявили рассадником безнравственности и призывали игнорировать смотр.

Последний грандиозный скандал случился в 2011 году, когда во время пресс-конференции, посвященной фильму «Меланхолия», датский постановщик Ларс фон Триер не подумавши заявил, что может понять Гитлера. Пресса буквально распяла режиссера в своих статьях, обвиняя и в антисемитизме, и в нацизме, и во всех прочих грехах — а тут представился такой удобный случай. В результате Триера объявили персоной нон грата и, хоть он извинился за свою неудачную шутку-провокацию, в Канны не приглашали до 2018 года.

«1968»

«Красный май» 1968 года ознаменовался массовыми беспорядками, демонстрациями и забастовкой, в которой участвовало более 10 млн человек. Пока студенты и им сочувствующие призывали граждан «быть реалистами, мечтать о невозможном», каннский бомонд постарался укрыться во дворце фестивалей от разгорающейся пожаром «на горе всем буржуям» страны.

Французский «майдан» 1968 года

Однако на 9-й день киносмотра протестующие студенты, скандирующие «Власть молодым!», появились и в Каннах. Без особого труда они под предводительством известных режиссеров Франсуа Трюффо, Клода Лелуша, Жана-Люка Годара захватили старый фестивальный дворец. Годар обратился к присутствующим с призывом отменить киносмотр, эту ярмарку тщеславия, в то время как молодежь по всей Франции борется с прогнившей системой. Часть жюри поддержала его в этом воззвании, часть посчитала подобные выходки инфантильными. Чтобы не допустить показ очередного конкурсного фильма — «Охлажденный мятный коктейль» — некоторым кинематографистам даже пришлось виснуть на занавесе (к слову, это сделал и режиссер ленты Карлос Саура вместе со своей женой Джеральдин Чаплин). В итоге жюри сложило полномочия и объявило о досрочном закрытии фестиваля.

«Бандитский Каннесбург»

В 1975 году случился теракт — некий Комитет народной борьбы против растления народа взорвал небольшую бомбу. К счастью, никто не пострадал, лишь слегка был поврежден фестивальный дворец. Происхождение этого Комитета до сих пор остается загадкой.

Граффити по мотивам культового «Таксиста». Скорсезе дошел с этим фильмом до «Золотой пальмовой ветви»

Криминальный шлейф преследует фестиваль фактически с его основания. Многие из гостей смотра не раз становились жертвами воров и грабителей. В 1964 году карманник «увел» бумажник у восходящей звезды французского кино Жана-Поля Бельмондо, а в 1997 году на набережной Круазет хулиганы ограбили и избили режиссера Вима Вендерса (забавно, что в тот год он привез в Канны фильм «Конец насилия»).

Ограбление, которое пресса даже окрестила «ограблением века», случилось в 2013 году, когда злоумышленники взломали сейф в одном из отелей и унесли драгоценности, предназначавшиеся для звезд. Общая сумма ущерба составила около $ 1 млн.

«Традиции превыше всего»

Среди всех фестивалей с мировой известностью именно Канны наиболее «завернуты» на соблюдении формальных традиций. Например, здесь установлен строгий дресс-код: костюм с галстуком для мужчин и вечернее платье и туфли на каблуках для женщин. Нарушителей секьюрити к показам не допускают: будь ты простой зритель или звезда с мировым именем.

Красная ковровая дорожка — отличное место, чтобы блеснуть платьями от лучших кутюрье

Несколько лет назад журналистов лишили «права первой ночи» — доступа к предпремьерным показам фильмов. Теперь они должны смотреть их вместе с остальными зрителями. Виной всему стали современные технологии, благодаря которым кинообозреватели, еще не досмотрев фильм, начинали писать о нем в социальных сетях свое мнение, зачастую неблагосклонное. Это очень расстраивало причастных к кинопроизводству людей (режиссеров, актеров), и на премьере они иной раз были весьма подавлены.

Включение в 2017 году в основной конкурс двух фильмов производства Netflix («Окча» и «Истории семьи Майровиц») не на шутку возмутило часть кинорынка. По формальным правилам фильмы-участники должны иметь французский прокат и появляться в сети только через определенное время, что, понятно, кардинально отличалось от дистрибутивной схемы Netflix. Руководство фестиваля встало на сторону консервативного крыла, и в следующем году фильмы американского онлайн-сервиса не попали в основную программу, чем не преминул воспользоваться Венецианский кинофестиваль. Канны пошли на принцип и упустили, на минуточку, такие фильмы как «Рома» (получивший впоследствии «Золотого льва» и охапку «Оскаров»), «Другая сторона ветра» (последний фильм великого Орсона Уэллса), «Баллада Бастера Скраггса» (приз за лучший сценарий в Венеции).

«А судьи кто?»

За годы существования членами жюри Каннского кинофестиваля становились многие видные деятели киноискусства: артисты, режиссеры, сценаристы, продюсеры. Пресса всегда с особым интересом следит за объявлением председателя, так как именно от него во многом зависит распределение призов. Председатель координирует работу своих коллег и в спорных ситуациях обладает 2 голосами вместо одного.

— А справа кто? — Кто-кто. Жан Кокто!

В первое десятилетие проведения фестиваля жюри больше напоминало слет французской богемы, которая могла нежиться на Лазурном берегу, отрываться в местных клубах, а в «перерывах» между этой гедонистической суетой смотреть фильмы.Эксцентричный режиссер-сюрреалист Жан Кокто (был председателем трижды — в 1953, 1954 и 1957 годах) мог запросто остановить показ фильма и отправиться с друзьями на ланч, а потом продолжить просмотр. Также он мог заставить своих коллег по жюри несколько раз пересматривать фильмы из конкурсной программы.

Теперь, конечно, весь процесс строго регламентирован. К тому же честь судить конкурсную программу у кинематографиста есть только один раз в жизни (повторно никого не приглашают).

Между организаторами фестиваля и членами жюри существует негласное «джентльменское соглашение» о неразглашении сути дискуссий и выражении личных симпатий каким-либо из конкурсантов. Тем не менее, сам процесс выбора весьма интересен и не является тайной за семью печатями.

Пресс-конференция членов жюри основного конкурса

За годы существования киносмотра его организаторы разработали действенную математическую схему, которая позволяет максимально качественно и оперативно решать вопросы с присуждением наград. В процессе просмотра каждый член жюри формирует свой топ из нескольких лент в порядке приоритета. Во время финального обсуждения топы каждого члена жюри выписываются на доску, и подсчитывается, сколько голосов набрал тот или иной фильм. Так выделяются очевидные фавориты, из которых во втором круге уже выбирается победитель. Конечно, решение жюри практически всегда оказывается компромиссом. И от этого никуда не деться, так как условие у данной задачи очень непростое: девять совершенно разных человек, каждый со своим мнением, должны распределить семь наград среди двадцати фильмов.

«Они побеждали в Каннах»

Учитывая огромный авторитет Каннского кинофестиваля, вручение «Золотой пальмовой ветви» часто рассматривают ни много ни мало как поддержку определенного вектора развития мирового авторского кино. Конечно, иной раз главный приз доставался блеклым невзрачным лентам, возможно, имеющим сиюминутный резонанс, но уж точно никак не повлиявшим на судьбу кинематографа. Многие выдающиеся картины оставались ни с чем, и после уже сама история возносила их в пантеон классики. Однако порой членам жюри удавалось проникнуть сквозь тусклое стекло грядущего и отметить действительно эпохальные ленты или просто выдающиеся фильмы, прочно занявшие свое место в летописи кино.

Операторские новшества, придуманные во время съемок фильма «Летят журавли»

Единственным советским победителем Канн (впрочем, и постсоветским тоже) является фильм «Летят журавли» (1958 год, реж. Михаил Калатозов). Трагическая история двух молодых людей, которых разлучила война, до сих пор впечатляет художественными и техническими решениями. Пораженный Пабло Пикассо после просмотра сказал, что за сто лет не видел ничего подобного. Стоит отметить, что для съемок важных сцен фильма его оператор Сергей Урусевский специально изобрел лифт-кран и круговые рельсы для камеры.

В 1960 году «Золотой пальмовой ветви» удостоилась «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. Выражение «дольче вита» перекочевало во многие языки мира, впрочем, как и слово «папарацци» (по имени одного из персонажей фильма, назойливого фотографа).

В 1976 году на Лазурном берегу чествовали «Таксиста» Мартина Скорсезе — один из основополагающих фильмов так называемого Нового Голливуда — с неподражаемым Робертом де Ниро в главной роли.

«Апокалипсис сегодня» — возможно, одна из важнейших лент о Вьетнаме, власти и безумии — удостоился приза в 1979 году. После показа фильм разделил критиков, как это бывает почти со всякими великими полотнами, однако сегодня уже вряд ли кто-то осмелится оспорить его культовый статус.

Ума Турман и Джон Траволта танцуют твист на могиле старого кинематографа

Не меньшим, а, возможно, и большим статусом обладает лауреат 1994 года. В тот год жюри под руководством Клинта Иствуда приняло поистине беспрецедентное решение и отдало «Золотую пальмовую ветвь» молодому режиссеру-бунтарю, показавшему, как можно снимать кино. Его имя — Квентин Тарантино. О том, как «Криминальное чтиво» повлияло на развитие кинематографа, написана не одна исследовательская работа.

Нечто подобное повторилось и на рубеже веков, в 1999 году, когда высшая награда прошла мимо признанных мэтров Альмодовара, Линча, Китано, Джармуша, а досталась мало кому известным французам братьям Дарденн (ныне уже живым классикам и обладателям всех возможных Каннских призов, в том числе 2-х «Золотых пальм») за социальную драму «Розетта». Жюри ясно дало понять, что приветствует новые подходы и новую кровь в кинематографе.

В 2004 году победителем неожиданно для многих стал документальный фильм — лента американца Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», посвященная критике администрации Джорджа Буша-младшего и разоблачению финансовой заинтересованности его клана в войне в Ираке.

Вот это поворот, вот это развитие сюжета…

Не раз Каннский кинофестиваль запускал не только карьеры некоторых режиссеров, но и открывал миру целые направления. Из последних примеров можно привести победу в 2007 году фильма «4 месяца, 3 недели, 2 дня» Кристиана Мунджиу. Так в кинематографический пантеон была возведена «румынская новая волна», подарившая немало ярких имен.

«Сегодня в программе»

В основной конкурс Каннского фестиваля, как правило, входит около 20 фильмов. Они борются между собой за «Золотую пальмовую ветвь» — главный приз фестиваля, созданный, кстати, на основе герба Канн. Второй по важности наградой является «Гран-при», а на третьем месте стоит «Приз жюри». Помимо них вручаются призы за лучшую мужскую роль, лучшую женскую роль, режиссуру и сценарий. Крайне редко, с особой формулировкой, вручается так называемый спецприз жюри: например, «за мужество, смелость и оригинальность», «за лучший актерский ансамбль». Существует негласное правило, согласно которому одному фильму не может достаться больше двух конкурсных наград (и то две награды считаются крайним нежелательным случаем).

Заветные «Золотые пальмовые ветви»

Свои собственные награды присуждают различные сообщества: критики, ассоциация прессы ФИПРЕССИ, экуменическое жюри (состоящее из христианских деятелей). Лучшему молодому режиссеру (независимо от конкурса, в котором он участвует) вручается «Золотая камера» за лучший дебют, «Queer Palm» награждается фильм, так или иначе затрагивающий жизнь ЛГБТ-сообщества. Самая милая награда — «Dog Palm» — присуждается верным друзьям человека за лучшую «собачью» роль.

Второй по значимости программой является «Особый взгляд». Изначально она задумывалась как конкурс нетипичного, самобытного, оригинального кино, но ныне воспринимается всеми просто как дублер основной программы. Оригинальное и нетипичное теперь собирается в основном в секции «Двухнедельник режиссеров» и иногда в «Синефондасьон» (конкурсе студенческих работ).

Также в Каннах регулярно устраивают показы отреставрированной классики, конкурсы документальных работ и внеконкурсные показы как мировых блокбастеров, так и горячо ожидаемых поклонниками авторских лент.

Поцелуй на прощание (кадр из фильма «Безумный Пьеро», использовавшийся в качестве постера на 71-м фестивале)

По материалам интернет-ресурсов:
daily.afisha.ru
kinoart.ru
kinopoisk.ru
ru.wikipedia.org
wmj.ru

 

наверх страницы