Опубликован постер 71-го Каннского кинофестиваля 11 апреля 2018


Появился постер 71-го Каннского кинофестиваля. Для создания плаката дизайнер Флор Макин воспользовалась кадром из мелодрамы Жан-Люка Годара «Безумный Пьеро», на котором запечатлены целующиеся Жан-Поль Бельмондо и Анна Карина. Она добавила цвет в фотографию, придав поцелую ощущение нереальности и эфемерности.


Согласно официальному пресс-релизу, Макин вдохновлялась работами французского фотографа Жоржа Пьерра, сотрудничавшего с именитыми кинематографистами своего времени. Он присутствовал на съемочной площадке лент Жака Риветта, Робера Энрико, Анджея Вайды и, разумеется, Годара.

Пытаясь добиться признания для фотографов, работающих с кино, Пьер основал Ассоциацию фотохудожников (Association des Photographes de Films), целью которой стали сохранение фотографий и защита авторских прав.

Тьерри Фремо: «Мы запретили селфи, потому что люди падают»8 мая 2018


Фремо отбирает фильмы для Канн уже 14 лет, но в последние годы ему приходится сталкиваться с новой реальностью, в которой кинопоказы перестают быть прерогативой кинотеатров. Включив в прошлом году в конкурсную программу два фильма производства Netflix («Окча» и «Истории семьи Майровиц»), Тьерри Фремо навлек на фестиваль гнев французских кинотеатров. Они требовали, чтобы картины были доступны для показов на большом экране. Но Netflix не отступил от своей модели: кино должно выходить на стриминг-платформе одновременно во всех странах. Учитывая, что во Франции есть закон, по которому окно между релизом в кинотеатрах и на стрим-сервисе должно составлять долгие три года, Netflix можно понять. Но фестиваль вступил в конфронтацию с американским гигантом, что привело к полному отзыву всех фильмов Netflix из конкурса.

В итоге до Канн не добрались новые фильмы Альфонсо Куарона, Пола Гринграсса и Джереми Солнье. Не отдал Netflix и последний проект Орсона Уэллса, несмотря на просьбы дочери режиссера. По мнению директора по контенту Netflix Теда Сарандоса, таким образом он защитит авторов своих фильмов от фестивального негатива.

Но в минувший понедельник защищаться пришлось Тьерри Фремо, созвавшему внезапную пресс-конференцию. Дело в том, что журналисты в этом году несколько ущемлены в правах: пресс-показы больше не проходят до премьер. Фестиваль будет показывать два фильма в день параллельно с премьерой, а пресс-показ последней конкурсной ленты (он обычно начинается в 22:00) и вовсе перенесен на утро следующего дня. Это сделано для того, чтобы никакие негативные отклики в соцсетях не омрачали премьеру для создателей конкурсных фильмов.

«Почему вы боретесь с прессой?» — спросили Фремо. Программный директор заявил, что это неправда, ни с кем он не борется, а напротив, делает все, чтобы работа стала удобнее. «Смотрите, сколько дополнительных показов мы назначили!» Однако кино первой должна видеть публика. Фремо лукавит: публики как таковой в Каннах нет, на премьеру попадают только по пригласительным, доступным для представителей киноиндустрии. Ничто не помешает им написать ненавистные программному директору 280 знаков в Twitter.

«Я привык читать пятистраничные вдумчивые анализы фильмов утром в газете», — сказал Фремо, подчеркивая важность рецензий, сократившихся в последнее время до пары предложений в соцсетях. Свой аккаунт в Twitter Фремо тоже закрыл.

Как и Дон Кихот из фильма Терри Гиллиама, Фремо продолжает сражение с ветряными мельницами. Одной из них стали селфи на красной дорожке. Программный директор давно высказывал свое «фи» по отношению к фотографированию себя, но тут попросту запретил это. «Это чисто техническое решение. Люди останавливаются на дорожке и на ступеньках при входе, мешая другим. Кроме того, некоторые оступаются и падают. Это тоже затрудняет движение».

Однако Netflix остается главной мельницей для нападок Фремо. В ближайшее время это никуда не денется. По словам программного директора, сейчас у него со стриминг-сервисом идет первый эпизод, в будущем году будет второй, а затем и третий. Основная проблема, как считает Фремо, связана с разницей в культуре просмотра. Он напомнил, что братья Люмьер были адептами публичных показов, тогда как Томас Эдисон склонялся к индивидуальным просмотрам. «Просто американцы смотрят кино дома, а мы, европейцы, предпочитаем кинотеатры», — заявил Тьерри Фремо.

Каждый конкурсный фильм должен иметь прокатчика во Франции — это еще одно нововведение Канн. Ни один киносмотр в мире не требует ничего подобного. Более того, это несколько противоречит самому фестивальному принципу. Когда фильм входит в программу, у него обычно нет дистрибьютора, но после показа прокатчик может появиться. Требование наличия французского дистрибьютора Фремо объяснил просто: «Потому что мы французский кинофестиваль». И снова лукавство: Канны фестиваль международный, и столь активное лоббирование интересов французских кинотеатров постепенно может завести в тупик. Учитывая, что голливудские студии уже и так с большой неохотой отдают фильмы на Лазурный Берег (единственная студийная премьера этого года — «Хан Соло»), в будущем можно ждать лишь дальнейшего отрыва фестиваля от стремительно меняющейся мировой киноиндустрии.

«Вам не кажется, что своими решениями вы лишь увеличиваете пропасть между коммерческим кино и авторским? Артхаус постепенно окажется в изоляции?» — спросили Фремо. «Думаю, надо собрать симпозиум для ответа на этот вопрос», — сказал программный директор.

Как фильмы попадают на фестиваль13 мая 2018

В мероприятиях такого уровня всегда интересует закулисье, то, какие ленты и по каким критериям отбираются для конкурсной программы, и кто вообще решает судьбу претендентов.

До конца 1970-х годов прошлого века кинокартины для участия в программе фестиваля определяли сами страны-участницы. Сегодня порядок другой: фильмы-участники конкурсных программ отбирает специальная комиссия, состоящая из публичных людей, тесно связанных с киноиндустрией. Это касается официальных программ кинофестиваля, а именно:

Для восточноевропейских кинопроизводителей первым отборочным «ситом» выступает Жоэль Шапрон – консультант Каннского фестиваля, вице-директор французской организации UniFrance. Он пересматривает тысячи полнометражных фильмов, снятых в регионе, и ищет, по его словам, «кино, а не сюжеты»: «Сюжеты для Каннского фестиваля – это второстепенно. То, что мы ищем, это настоящее кино, это – хорошая работа режиссера, хороший актерский ансамбль, хорошая работа оператора. А о чем фильм – второстепенно. Это кинофестиваль, поэтому мы ориентируемся на кино».

О том, чего ждут от фестивального кино и какие фильмы имеют шансы попасть на конкурс, он рассказал изданию «Сноб» еще перед 66-м Каннским кинофестивалем: «Когда фильм сугубо местный, ссылается на местные реалии, непонятен вообще никому, это минус. Это значит, что, если ты снимаешь о своих обрядах, ты должен снимать так, чтобы это было понятно всем, превращалось в универсальную историю».

Однако шансы попасть в фестивальную программу есть не только у фильмов, отобранных консультантами, но и тех, что отправлены в оргкомитет через сайт фестиваля. Ведь главным требованием к картинам является именно художественная ценность, необычный взгляд на мир, яркая индивидуальность. Это то, что ломает стереотипы и ценится в творческой среде.

И все же судьбу претендентов решает программный директор. Почти четверть века этот пост занимал легендарный Жиль Жакоб, отдавший фестивалю сорок лет своей жизни. Он связан с Каннами с 1964 года, когда только начинал журналистом и простым работником кинофестиваля. В 1978 году его назначили генеральным директором.


В оценке фильмов Жиль Жакоб придерживался двух критериев. Во-первых, он обращал внимание на то, возникает ли желание пересмотреть данную картину. Во-вторых, на «способность фильма завоевать мир». «Когда видишь каннские залы, где сидят люди со всего света, реагирующие одинаково – будь то их слезы, страх или смех, – то понимаешь, что картина, вызывающая такие эмоции, по-настоящему человечна». (L’Express, 2002, специальный каннский номер).

В 2007 году его сменил Тьерри Фремо, занимавший тогда пост художественного руководителя Каннского фестиваля.


Фремо – интеллектуал, истинный синефил, уверенный в том, что «кино может изменить мир, во всяком случае – заставить его двигаться вперед».

Состав жюри13 мая 2018

Персональный состав жюри Каннского кинофестиваля определяют люди, которые формируют конкурсные программы. Бытует мнение, что этот выбор – осознанный, направленный на подбор жюри под особенности картин, отобранных для показов. Правда, время от времени в прессе периодически гуляют слухи о кризисе каннского жюри, о необоснованных преференциях при распределении призов, о случаях принципиальных разногласий в оценке работ между жюри и авторитетными кинокритиками. Без этого никак.

В 2018 году жюри основного конкурса возглавила австралийская актриса театра и кино Кейт Бланшетт. Она лауреат двух премий «Оскар», трех премий BAFTA, двух премий «Золотой глобус» и двух «Премий Гильдии киноактеров США».


Президент Каннского кинофестиваля Пьер Лескюр вместе с программным директором Тьерри Фремо называют ее уникальной и той, чьи «талант и убеждения делают лучше то, что показывают и на экране, и на сцене». Они так прокомментировали ее назначение: «Она будет преданным президентом жюри, пылкой женщиной и великодушным зрителем».

На днях организаторы огласили полный состав жюри. В этом году в него вошли «четверо мужчин и пять женщин семи национальностей и с пяти континентов». Это:

Жюри «Особого взгляда» возглавит американский актер Бенисио Дель Торо.

Основная программа Каннского фестиваля 2018

Программа «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2018

Канны 2018. Что это было23 мая 2018

Канны-2018 оказались чрезвычайно политизированными. Звездный женский марш на красной лестнице в ознаменование справедливости движения #meToo. Пламенная речь на церемонии закрытия Азии Ардженто, которая призналась, что пять лет назад именно здесь, в Каннах, была изнасилована Харви Вайнштейном. Зал выдохнул… На сцене в этот момент уже сидело жюри, в котором подавляющее большинство — женщин.

В общем, было ясно: хорошего — не жди.

Из трех картин женщин-режиссеров две получили награды. Аличе Рорвахер (о ее талантливой поэтической картине «Счастливый Лазарь» мы рассказывали) поделила приз за сценарий с опальным иранским режиссером Джафаром Панахи. Его скромный фильм «Три лица» был, очевидно, поддержан в знак солидарности с автором, дискриминированным на родине. Картина «Лето» Кирилла Серебренникова была проигнорирована. (Хотя французская критика «Лету» отдала пальму первенства).

Предсказуемо горячо обласкана лента «Капернаум» ливанской актрисы и режиссера Надин Лабаки. Эта громкокипящая социальная мелодрама об адской жизни бедняков третьего мира не могла быть не поддержана жюри под властью гинекократии. У фильма — почетный «Приз жюри». Сама Надин произнесла гневную тираду в защиту прав детей.

В это время на сцене был и юный исполнитель главной роли в фильме, ему было скучно и он играл с золотой «Пальмой».

Лучшей актрисой названа Самал Есламова, перевоплотившаяся киргизскую мигрантку в российско-казахском фильме «Айка» Сергея Дворцевого. На протяжении всей картины ее героиня, вынужденно оставившая ребенка в роддоме, страдает и мечется в поисках работы среди таких же «зачеркнутых» равнодушным обществом отверженных.

Похоже, жюри вдохновлялось не только качеством кино, но и его соответствию нерву времени. Возможно, поэтому «Золотая пальмовая ветвь» досталась «Магазинным воришкам» знаменитого японского режиссера Хирокадзу Корээды. Его фильм в неожиданном ракурсе ставит вопрос: что же такое сегодня настоящая семья? Что есть подлинность отношений близких? Корээда показывает «липовую семью», в которой все друг другу формально чужие. Но когда ювенальные и правоохранительные органы вторгаются в их неправедную жизнь, наводят «порядок», разлучая фейковых родственников, никто из них не становится счастливее.


Среди неожиданных решений — награждение «Гран-при» Спайка Ли, одного из столпов афроамериканского кино, за остроумную криминальную комедию «Черный клановец».

Семидесятые. Чернокожий полицейский внедряется в отделение Ку-клукс-клана в Колорадо Спрингс. Делает это по телефону. А на встречу с расистами посылает своего коллегу Флипа Циммермана — белокожего еврея. Таким образом была раскрыта банда, готовившая теракт в городе. Самое поразительное, что в основе фильме — реальные факты. Картина зрительская, смотрится на одном дыхании, в ней отличные диалоги. Много цитат из речей Трампа, поэтому американские журналисты на показе хохотали громче других. Фильмом заинтересовались и российские дистрибуторы. Но на территории кино как искусства были работы, несомненно, заслуживавшие большего внимания каннский судей, но показательно не замеченные.

Прежде всего, «Горящий» большого художника Ли Чхан-дона. В этом фильме есть «тайное сияние» (так назывался один из фильмов одного из лучших современных корейских режиссеров). Все очевидное на экране превращается в загадку, сама поэзия с ее рифмами и умолчаниями становится саспенсом. А вопрос: что же такое настоящая метафора — звучащий в фильме — может стоить героям жизни. Фильм получил приз ФИПРЕССИ.

Итальянец Марчелло Фонте, сыгравший маленького человека Марчелло в «Догмэне» итальянского режиссера Маттео Гарроне назван лучшим актером. Похоже, он и не перевоплощался — играл себя, хотя он профессиональный актер. Со сцены фестивального дворца он сказал: «Когда я был ребенком, я слушал шум дождя, и мне казалось что это аплодисменты… вот такого огромного зала».

Среди справедливых наград — Приз за лучшую режиссуру Павлу Павликовскому (автору увенчанной Оскаром «Иды»). «Холодная война» — история изломанных судеб на фоне тоталитарного ХХ века. Кино о хрупкости и силе любви в неравной борьбе с системой. Черно-белая изысканная картина, сочетающая минимализм и эпичность. Сдержанность и чувственность.

И все же, как ни относись к выбору судейства (они сами признались, что их решение — результат компромиссов, полярных мнений) — награждение избранных всего лишь одна из вех в долгой жизни фестиваля. Его итоги подведет время.

Есть стойкое ощущение: Каннский кинофестиваль начинает отставать от несущегося вместе с новыми технологиями времени.

Индустрия кино решительно меняется. Форум уже не первый год сотрясается от грома конфликтов с платформой Netflix. Cкандал разгорелся в прошлом году. В конкурсе оказались две ленты Netflix «Окча» и «Истории семьи Майровиц». Но французские кинотеатральными сети и вещатели, а также влиятельные люди киноиндустрии потребовали от директора фестиваля Тьерри Фремо оградить Канны от Netflix, который отказывается от кинопроката. Но без Netflix, крупнейшего игрока киноинудстрии, развивающего производство сериалов и фильмов в невиданных размерах, Канны заметно тускнеют. Отчасти из-за этого скандала в программе не оказалось фильма-легенды «Другая сторона ветра». Ее снимал в семидесятые Орсон Уэллс, но не закончил из-за отсутствия финансирования. Сервис Netflix приобрел права на фильм, и взял под свое крыло его производство. Не дождались в Каннах и «Рима» Альфонсо Куарона, о котором высоко отзывался Фремо, «Норвега» Пола Гринграсса о норвежском террористе Андерсе Брейвике.

Ситуация тревожная, тем более, что конкурент Канн — Венецианский кинофестиваль — не устанавливает подобных запретов. И его программа последних лет набирает силу. Главные фильмы из оскаровского шорт-листа были показаны в Венеции («Бердмен», «Гравитация», «Форма воды»), там фестиваль последовательно выстраивает отношения и с новыми медиа, и современной арт-культурой (благо, рядом Биеннале), и с американской киноиндустрией. А значит, и «звездопад» постепенно с Лазурного берега переносится на остров Лидо.

К тому же, буря и натиск новых технологий не теряет силы, бросая вызов кинорынку. И Каннский фестиваль, ведущий, в первую очередь, диалог с кинопрокатом, не должен игнорировать интернет-платформы.

Кстати, Каннский кинорынок, работающий во время фестиваля, не игнорирует новые медиа и способы их распространения. В частности прошли презентации новых платформ дистрибуции.

Продюсер Сэм Клебанов представил проект онлайн-дистрибуции фильмов «Cinezen». Уже ведут переговоры с более чем 250 правообладателями.

Если говорить упрощенно, то зритель получит прямой доступ (не завися от вкуса и ограниченных возможностей дистрибуторов конкретных стран) к фильму и его правообладателю. Это особенно важно для таких стран, как Россия, где под угрозой неполучения прокатного удостоверения может оказаться любая картина.

Канны-2018 оказались не столько демонстрацией высших достижений киноискусства, которое, безусловно, было представлено в конкурсе и других программах, сколько пейзажем битвы, в которую превратился современный мир. Но и сам кинофорум остро нуждается в модернизации, осмысленно сформулированной программе развития. В ином случае, ему не сохранить звания «лучшего фестиваля планеты».

Победители 71-го Каннского кинофестиваля

Основной конкурс:

Программа «Особый взгляд»:

Приз ФИПРЕССИ:

Десять лучших фильмов Каннского кинофестиваля 2018 29 мая 2018

Жюри 71-ого Каннского кинофестиваля возглавила Кейт Бланшетт. Со своими обязанностями справилась без нареканий. Предлагаем обратить внимание на этот список новых фильмов, которые, без сомнения, вошли в число лучших кинопремьер фестиваля.

Судный день / Yomeddine


Режиссёр Абу Бакр Шоки согрел сердца зрителей, как никто другой. Египетский фильм «Судный день» — добрейшая и на редкость духоподъёмная история, не типичная для Каннского фестиваля. Повествует она о человеке по имени Бешай, который живёт в колонии для людей, страдающих проказой. Он излечился, но остался с отвратительными шрамами и искалеченными руками. Нищий Бешай хочет найти своих родственников, оставивших его в лепрозории в детстве. Он отправляется в далёкое путешествие на телеге со своим осликом и мальчиком-сиротой по имени Обама, а на пути их ждёт множество разных людей.

Дом, который построил Джек / The House that Jack Built


Фестиваль не мог обойтись без спорного кино, и на этот раз на набережной Круазет отличился Ларс фон Триер, ставший персоной нон грата в Каннах в 2011 году из-за опрометчивых высказываний о нацистах и Адольфе Гитлере. В этом году датский кинорежиссёр вернулся с психологическим триллером о серийном убийце. Поклонники фильмов ужасов обязательно оценят его экстремальные образы. Главного героя сыграл Мэтт Диллон, также в съёмках участвовали Ума Турман и Райли Кио.

Фильм показали на Каннском кинофестивале вне конкурсной программы. Реакция зрителей и критиков оказалась крайне неоднозначной: около ста человек покинули зал во время показа, а те, что остались, в конце аплодировали стоя.


Чёрный клановец / BlacKkKlansman


Комедийная драма Спайка Ли завоевала Гран-при, вторую по значимости награду кинофестиваля. «Чёрный клановец» — один из его лучших фильмов за долгое время, снятый по одноимённой книге Рона Сталворта. Несмотря на сатиричное звучание, история основана на реальных событиях. В 1970-х годах афроамериканский детектив с напарником-евреем внедрился в организацию Ку-клукс-клан в городе Колорадо-Спрингс, чтобы регулярно ломать планы ККК. Поднимая очень серьёзные темы, Ли вводит много комедийного в сюжет и прицельно громит «альтернативных правых».


Пепел — самый чистый белый / Jiang hu er nv


Цзя Чжанке — один из самых интересных современных кинематографистов Китая. Его новая картина участвовала в основной программе, хотя в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» уступила «Магазинным воришкам» японского режиссёра Хирокадзу Корээда. Повествование фильма «Пепел — самый чистый белый» начинается с 2001 года и длится более десяти лет. Это гангстерская эпопея и в то же время меланхоличная сага о двух влюблённых, их разбивающихся надеждах и амбициях.


Дождь — это песня в деревне мертвецов / Chuva é cantoria na aldeia dos mortos


Документальный фильм Жоао Салавиза и Рене Надера Мессоры, получивший приз жюри в программе «Особый взгляд», совершенно уникален в своём роде. 15-летний житель джунглей Амазонки готовится стать шаманом, но всё, о чём он может думать, это побег в соседний город из замкнутого мира своей деревни.

Высококонтрастная 16-миллиметровая зернистая плёнка придаёт фильму импрессионистский колорит, словно Моне отправился в Бразилию, написал тропические леса и его картины вдруг ожили.


Экстаз / Climax


Пожалуй, впервые за свою карьеру Гаспар Ноэ удостоился восторженных отзывов благодаря «Экстазу». Это история, основанная на реальных событиях 1990-х годов, о танцевальной труппе, готовящейся к американскому туру. Артисты решают устроить вечеринку, чтобы расслабиться после упорной подготовки, но все идёт наперекосяк, когда кто-то добавляет ЛСД в миску сангрии.

Фильм сняли за 15 дней в основном с непрофессиональными актёрами, но возглавила актёрский состав София Бутелла. «Экстаз» показали в программе «Двухнедельник режиссёров» и отдали ему премию Международной конфедерации художественного кино.


Холодная война / Zimna wojna


Павел Павликовский получил приз за лучшую режиссуру, представив фильм «Холодная война». Создавая эту изысканную жемчужину мирового кино, польский и британский кинорежиссёр отчасти вдохновился историей своих родителей. Зула (Иоанна Кулиг) и Виктор (Томаш Кот) встречаются в музыкальной академии в Польше, где она — студентка, а он — преподаватель. Они любят друг друга, но события вынуждают их держаться на расстоянии в течение длительного времени.


Птицы летом / Pájaros de verano


Сиро Герра поразил зрителей в 2015 году, представив в Каннах фильм «Объятия змея». «Птицы летом» он снял совместно с женой Кристиной Гальего. Работа не вошла в основной конкурс и была показана в программе «Двухнедельник режиссёров».

Криминальная драма разворачивается в полузасушливом прибрежном районе Гуахира, на северной оконечности Колумбии. Повествование сосредоточено на торговле наркотиками до появления Пабло Эскобара в 1980-х годах и показывает, как наркоторговцы уничтожали коренные племена и их образ жизни.


Айка / The Little One (Ayka)


Приз за лучшую женскую роль в Каннах получила Самал Еслямова, исполнившая главную роль в фильме режиссёра Сергея Дворцевого «Айка». Казахская актриса сыграла мигрантку, которая нелегально работает в Москве и под тяжестью обстоятельств оставляет в больнице новорожденного сына. Портрет молодой женщины, тонущей в безжалостном мире, показан со всей глубиной и сложностями характера.

Ранее Сергей Дворцевой получал Главный приз в конкурсной программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 2008 году с фильмом «Тюльпан».


Дикая груша / Ahlat Agaci


Мастер размеренного кино Нури Бильге Джейлан, чьи работы по глубине сопоставимы с литературным произведением, уже блистал в Каннах. В 2014 году он завоевал главный приз, «Золотую пальмовую ветвь», за камерную драму «Зимняя спячка», снятую по мотивам рассказа А. П. Чехова «Жена». В этом году турецкий кинорежиссёр привёз на конкурс кинокартину «Дикая груша» длительностью 3 часа и 8 минут. Выдержка зрителя вознаградится удивительно мощной концовкой. Это история о молодом человеке, который возвращается в родную деревню и всё с большим цинизмом и раздражением относится к жизни и к своему отцу. «Дикая груша» — по-настоящему монументальное и жизненное кино.


Использованы материалы авторов: Festival de Cannes, Татьяна Шорохова, Оксана Смирнова, Лариса Малюкова, Сameralabs

 

наверх страницы