Основная программа Каннского фестиваля 2019

Программа «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2019

Другие программы

Фильм открытия:
«Мёртвые не умирают», режиссёр Джим Джармуш

Вне конкурса:
«Лучшие годы жизни», Клод Лелюш
«Рокетмен», Декстер Флетчер
«Слишком стар, чтобы умирать молодым», Николас Виндинг Рёфн
«Диего Марадона», Азиф Кападиа
«Прекрасная эпоха», Николя Бедос

Полуночный показ:
«Бандит, полицейский и дьявол», режиссёр Ли Вон-тхэ
«Вечный свет», режиссёр Гаспар Ноэ

Фильм закрытия:
«Особенные», Оливье Накаш и Эрик Толедано

Жюри

В жюри основного конкурса 72-го Каннского кинофестиваля под председательством режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту вошли:

Иньярриту стал первым мексиканцем, возглавившим жюри Каннского кинофестиваля.

Победители 72-го Каннского кинофестиваля

Основной конкурс:

Программа «Особый взгляд»:

Приз ФИПРЕССИ:

Итоги Каннского фестиваля

72-й Каннский фестиваль отдал «Золотую пальмовую ветвь» фильму, который понравился всем. На этом совпадения вкусов жюри и фестивальной публики закончились.

Церемония награждения Каннского фестиваля в этом году проходила под свист прессы: недовольны были практически все. Хорошо, что журналисты смотрят церемонию в зале «Дебюсси», а не «Люмьер», иначе у звездных гостей был бы инфаркт. Крики одобрения звучали всего трижды: когда приз жюри ушел «Отверженным» Ладжа Ли и «Козодоям» Клебера Мендосы Фильо; Антонио Бандерасу вручили награду за роль в картине Педро Альмодовара «Боль и слава», а «Золотую пальмовую ветвь» — «Паразитам» Пон Джун-хо (здесь вообще было ликование). Остальной выбор жюри вызвал шок и вопросы: что это было?

Лучшая актриса — Эмили Бичем («Малыш Джо») — не идет ни в какое сравнение с той же Валери Пахнер («Тайная жизнь»). У первой — роль наивной мышки-ученой, вторая сыграла едва ли не жену Христа в фильме Терренса Малика. Лучшими режиссерами стали братья Дарденны за камерный и довольно манипулятивный фильм «Молодой Ахмед» о том, как в Бельгии (и вообще Европе) всех достали радикальные исламисты и подростки-фанатики. Гран-при «Атлантике» Мати Диоп потряс всех, включая саму Диоп. Она вышла на сцену и не могла связать двух слов, настолько была не готова к произошедшему. Ее дебютная картина о проблемах чернокожей мигрантской диаспоры на юге Франции снята невероятно скучно. «Золотая камера» за дебют? Ок. Но Гран-при? Где же награды Тарантино, Малику, Альмодовару, Беллоккьо?


Мати Диоп


На самом деле, если вспомнить слова президента жюри Алехандро Гонсалеса Иньярриту, все закономерно. И на открывающей пресс-конференции, и на церемонии закрытия он подчеркнул, что хочет услышать новые имена и голоса. А вручая «Золотую пальмовую ветвь», поведал о том, как важно в кино отображать социальные проблемы самыми разными способами. «Паразиты» — история бедной семьи, которая по-хитрому устраивается на работу в дом богачей — вобрали в себя сразу множество жанров, от криминальной комедии и триллера до пронзительной драмы про отцов и детей. В обрамление к ним пошли менее сложные и более прямолинейные картины. Даже специальный приз ушел фильму, в котором рассматриваются проблемы чужестранца в незнакомом мире («Должно быть, это рай» Элиа Сулеймана).

Правда, выбор Эмили Бичем лучшей актрисой объяснить все равно невозможно. Извините.

Канны в этом году чередовали сразу три основные темы, и все ждали выбора жюри, чтобы понять, куда же оно хочет направить кинематограф. Помимо социальной повестки, конкурс захлестнули картины мэтров, которые пытались воскресить ушедшую молодость и ударились в самоповторы. «Боль и слава» Педро Альмодовара — саморефлексия об истоках вдохновения, о творческом пути, о пустоте и усталости, которую ничем не заполнить. Картина очаровала многих, Антонио Бандерас действительно сыграл свою лучшую роль, но, несмотря на исповедальный тон, это не самая мощная работа режиссера.


Кадр из фильма «Боль и слава»


Квентин Тарантино признался в любви старому Голливуду и переснял как все обожаемые фильмы, так и собственные работы. Чистейшая магия кино, которая опять же покорила многих критиков, но все это мы уже видели у режиссера. Даже 30-летний Ксавье Долан впал в ностальгический маразм: его фильм снова посвящен сексуальному самоопределению, не говорит ничего нового и похож на ранние, но выдохшиеся работы. Про Абделатифа Кешиша вообще промолчим: четыре часа любоваться женскими ягодицами — это вполне себе заявка на старческий вуайеризм.

И никому из них не дали призов. Путем ностальгии фестиваль, видимо, идти не хочет. Его и без того упрекают в излишней патриархальности и ангажированности: из 21 конкурсного фильма большинство — от прошлых лауреатов фестиваля. Но в этот раз  только Сулейман и Дарденны получили по очередной ветке, остальные — новички. Ждем, что Netflix и Ко все-таки проникнут на будущие фестивали. Недаром Николас Виндинг Рефн, представляя, пусть и вне конкурса, свой сериал для Amazon Prime, буквально воспел стриминговые сервисы. Вдруг Канны все-таки дрогнут?

Второй важной темой основного конкурса стали попытки разобраться в женской судьбе и вывести женщин на первый план. Женская повестка поднимается не первый год: в жюри и конкурсной программе становится больше женщин, на фестивале проходят женские марши против гендерной дискриминации. В этом году отборочная комиссия впервые в истории фестиваля наполовину состоит из женщин, а в жюри попала 21-летняя Эль Фаннинг, самая юная его участница. При этом дресс-код фестиваля по-прежнему максимально консервативен (даже античеловечен): на красной дорожке запрещено появляться без каблуков, и охрана действительно не пускает нарушительниц.


Эль Фаннинг


Самый безобразный скандал был в 2015 году, когда на премьеру «Кэрол» Тодда Хейнса не пустили нескольких дам в возрасте потому, что они были без каблуков, а датский продюсер Валерия Рихтер не попала на показ «Моря деревьев» Гаса Ван Сента, и никакие объяснения, что у нее вообще-то ампутирована часть стопы, не помогли. В этом году досталось редактору Variety Клаудии Эллер: по мнению секьюрити, ее наряд был недостаточно формальным, ну и каблуки отсутствовали. Поэтому ваш покорный корреспондент на премьеру «Паразитов» надела каблуки, но ужасно тряслась, что охрана завернет из-за джинсовой куртки. Обошлось.

Проигнорировали Канны и бунт американских феминисток против почетной награды Алену Делону, которого обвинили в мизогинии за высказывания прошлых лет. Тьерри Фремо подчеркнул, что чествует на фестивале искусство и вклад в него, хотя и не одобряет некоторых высказываний Делона. Придираться к фестивалю бессмысленно: когда Делон появился на красной дорожке, которая транслировалась на большие экраны, город встал, движение парализовало. К французским людям вышел бог. Какие уж тут американки с их мнениями!


Ален Делон


В конкурсе женским проблемам нашлось место. Мати Диоп в «Атлантике» затронула вопросы свободы выбора: 17-летнюю героиню насильно выдают замуж за богатого, а любит она бедного. У Арно Деплешена в «О, Боже!» мы видим опустившуюся когда-то красотку — жизнь в трущобах не оставила ей выбора, кроме как убивать старушек. Даже возненавиденный всеми Абделатиф Кешиш показывает нам торжество женской плоти (и ягодиц). Кто-то из журналистов считает, что это никакая не объективация, а наоборот, воспевание женщины-богини и ее свободной натуры. Мать-одиночка Элис в исполнении Эмили Бичем («Малыш Джо») разрывается между научной работой, посвященной цветам, которые ей как дети, и сыном-подростком. Настолько, что отказывается замечать, что с ее детьми что-то не так. (Так вот за что ей дали приз!) Сибил в «Соблазне» Жюстин Трие собирает себя по кусочкам после отношений с токсичным бойфрендом. Ну и, конечно, «Портрет молодой женщины в огне» Селин Скьяммы — радикальная для XVIII века история любви двух девушек, художницы и богатой невесты, ясно показывающая, как далеко женщины шагнули вперед в своих возможностях сегодня. Поэтому и приз за сценарий.


Кадр из фильма «Малыш Джо»


В этом потоке социальных проблем, воспоминаний и прекрасных дам потерялись два робких голоса о смелости одного человека, который своим поступком может изменить ход истории или же проявить мужество, отказавшись делать то, что считает неправильным. На эту тему высказались Марко Беллоккьо с «Предателем» (история члена сицилийской мафии Томмазо Бушетты, согласившегося сотрудничать со следствием) и Терренс Малик с «Тайной жизнью» (рассказ о Франце Егерштеттере, отказавшемся служить в гитлеровской армии и получившем смертный приговор). Примечательно, что обе картины основаны на реальных событиях. Но не они сегодня главное в искусстве.

Социальные проблемы мира во всем многообразии, показанные живо, интересно и ярко, — вот что волнует Канны сегодня и заводит его на поле Берлинского кинофестиваля, который считается самым социально ориентированным. Два фильма, получившие спецприз жюри, отлично отражают эту тенденцию. «Отверженные» Ладжа Ли — прямолинейная бесхитростная драма о жизни самого бедного района Парижа — Монфермея, того самого, где разворачивалось и действие одноименного романа Гюго. Режиссер показывает протест униженных и оскорбленных земляков практически в документальной манере, заставляя нас максимально пугаться происходящему на экране. В противовес ему — ярчайший бразильский «Бакурау» (у нас — пока что «Козодои»), в котором лихо смешаны местные традиции, мифы, социальные проблемы региона и противостояние внешней агрессии мира. Снято все это максимально изобретательно. От социальной драмы про жизнь маленькой деревушки Бакурау картина переходит к боевику про американских психопатов, устроивших сафари на людей, но получивших жесточайший отпор от жителей деревни. Метафора прямая, но красочная.


Кадр из фильма «Козодои»


И как тут не вспомнить VR-проект Иньярриту «Кровь и песок», который он презентовал в Каннах несколько лет назад. Зрители могли на собственной шкуре испытать то, через что проходят мексиканские мигранты в попытке пересечь границу США. Так что решение жюри, пусть президент и настаивал на абсолютной анонимности голосования, можно было предсказать.

Но вот что важно. «Паразиты» — фильм, который был выбран лучшим вообще всеми. Впервые, кажется, мнение и жюри, и критиков, и зрителей совпало так единогласно. На премьере «Паразитам» устроили стоячие овации на 15 минут. И местная, и международная пресса поставила фильму в своих рейтингах высшие оценки. В это кино влюбились сразу же. Потому что в нем есть все, о чем так ратовал Иньярриту: и важная общественная проблема, и прекрасный киноязык, и тот самый новый голос. Пон Джун-хо в своей картине никого не обвиняет и не бичует, не ставит оценок и уж точно не делает лобовых атак режиссерской мыслью. Его история — о том, что паразитом может стать каждый из нас, и, несмотря на все ужасные поступки, мы все равно заслуживаем сочувствия. При всей игре с жанрами (очень искусной!) «Паразиты» — очень зрительское кино, и тем прекраснее, что в конкурсе самого заумного, ангажированного, патриархального фестиваля мира победила именно такая картина.


Кадр из фильма «Паразиты»


Тем временем, жизнь бурлила и вне основного конкурса. Например, в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров» невероятным хитом стал «Маяк» автора хоррора «Ведьма» Роберта Эггерса. Именно такие картины способны стать культовыми — широко известными в узких кругах любителей кино. Некоторые занимали очередь на сеанс за три с половиной часа, некоторые (менее предусмотрительные) так и не попали ни на один из показов. «Маяк» — клаустрофобный, завораживающий триллер на двоих: в кадре только Уиллем Дефо и набирающий все большую актерскую мощь Роберт Паттинсон. Изображение черно-белое, формат кадра квадратный. Персонаж Паттинсона по фамилии Уинслоу приезжает на остров, чтобы поработать помощником смотрителя маяка Томаса Уэйка (Дефо). Предыдущий работник погиб — сошел с ума. Вскоре странные видения начинаются и у Уинслоу: например, он будто бы находит на пляже засыпанную песком невероятно красивую загадочную девушку. Вдруг он видит ее хвост — зловещая русалка. Мужчины много пьют, разговаривают, ссорятся, мирятся, занимаются тяжелой работой, Уэйк не гнушается дедовщины. Уинслоу постепенно теряет рассудок. Или Уэйк. Или оба. «Маяк» поражает своим изображением: непонятно, как Эггерс этого добивается, но создается впечатление, будто картина была создана в первой трети XX века. И, конечно, как и всякий талантливый автор триллера или хоррора, он желает не только и не столько попугать, сколько исследовать психику своих героев.


Кадр из фильма «Маяк»


У России на 72-м Каннском фестивали были свои интересы и итоги. В основном конкурсе, к сожалению, не было ни одной нашей картины, зато во второй по значимости программе «Особый взгляд» — сразу две: «Дылда» Кантемира Балагова и «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой. Поговаривают, что «Дылду» рассматривали для основного конкурса, но в последний момент отборочная комиссия предпочла взять французские картины. Но обиженными мы не остались: Балагов получил сразу два приза за свою вторую картину. Жюри «Особого взгляда» во главе с Надин Лабаки отдало ему награду за режиссуру, а международная ассоциация кинокритиков ФИПРЕССИ — свой Приз в этой программе. История двух фронтовых подруг, пытающихся справиться с мирной жизнью в разрушенном Ленинграде, «Дылда» уступила главную награду программы бразильской драме «Невидимая жизнь» Карима Айнуза, также о двух женщинах — но сестрах, которых разлучил мракобес-отец. Тем не менее, именно Балагов — триумфатор. Приехать в Канны с дебютом, затем — со второй работой, и оба раза получить приз критиков, а в этом году еще и режиссерскую награду впридачу — это дорогого стоит.


Кантемир Балагов


10 запоминающихся конкурсантов Каннского кинофестиваля 2019



Кадр из фильма «Однажды в Голливуде»


Мнения жюри и кинокритиков, выносящих порой полярные вердикты, могут внести смятение в душу зрителя, который вынужден в такой ситуации метаться между двух огней. В прошлом году «Пепельный — самый чистый белый» Цзя Чжанкэ и «Дикая груша» Нури Джейлана, хотя и отмеченные жюри, остались без наград, а «Пылающий» Ли Чхан Дона получил только премию ФИПРЕССИ (при этом с наибольшим количеством баллов в истории), что вызвало неудовольствие многих критиков. Поскольку некоторые из фильмов с набережной Круазет готовы добраться до нашего зрителя в самое ближайшее время, будет интересно сравнить отзывы жюри и профессиональных киноведов, а также вспомнить самые интересные явления фестиваля.

Variety, The Hollywood Reporter, Indiewire и The Guardian и другие издания оставили довольно неоднозначные отзывы, как, например, в случае с братьями Дарденн, которые получают сомнительную похвалу за режиссёрскую работу, несмотря на не слишком хвалебные отзывы на их фильм «Молодой Ахмед». При этом картины Лоуча и Тарантино не получают особого упоминания. Как говорится: «Это Канны — смирись или уходи». В этом году в жюри находились весьма заслуженные режиссёры с неординарным взглядом, как то Иньярриту, Лантимос, Павликовский и мы попробуем разобраться насколько беспристрастными и последовательными им удалось быть по мнению критиков.

Свистуны / The Whistlers (Корнелиу Порумбойю, 2019)


Рейтинг IMDb: 6,5


Порумбою, одному из ключевых представителей румынской новой волны, потребовалось семь попыток, чтобы оказаться в Основном конкурсе фестиваля, хотя, получив хорошие отзывы, он всё равно остался без наград. Автор выстраивает сюжет вокруг офицера румынской полиции, по совместительству осведомителя мафии, который отправляется на остров Гомера, чтобы выучить известный только местным жителям язык свиста, которым пользуются в том числе и представители криминала, особенно — контрабандисты. С помощью свиста герою предстоит найти тайник с десятью миллионами евро. Некоторые критики оценили «запутанный, закрученный и изящный» сюжет, хотя сделали оговорку, что картина «не так же интеллектуально насыщена, как ранние работы Порумбою; они были глубокими, это же — просто умно». Так или иначе, фильм оказался тем редким случаем, когда интеллектуальность картины не убивает её развлекательную составляющую. В этом контексте Порумбою — наследник Хичкока и Тарантино (в чём сам режиссёр признаётся, беззастенчиво цитируя первого).

Атлантика / Atlantique (Мати Диоп, 2019)


Рейтинг IMDb: 7,7


72-й Каннский фестиваль нёс на себе отчётливый отпечаток «социального» кино и именно с этим увязывают номинацию для молодой африканки, уроженки артистистической семьи Мати Диоп. Она принадлежит к тем режиссёрам независимого кинематографа, что совершают некую обратную эмиграцию — отправляются на далёкую родину (в данном случае на север Сахары), чтобы поведать о семьях подобных её собственной. На языке волоф, рассказывается история людей, покидающих родную землю, прозябающую под палящим солнцем в леденящей нищете, чтобы отправиться за призраком светлого будущего в далёкое путешествие, где единственная опора — надежда. Картина была с оговорками, но тепло встречена критиками, жюри же и вовсе не поскупилось на награды, отдав «Атлантике» Гран-при фестиваля.

Дылда (Кантемир Балагов, 2019)


Рейтинг на Кинопоиске: 7,2


Во второй раз в категории «Особый взгляд» за историческую драму в декорациях послевоенного времени получил награду россиянин Кантемир Балагов. Помимо премии ФИПРЕССИ его отметили наградой за лучшую режиссуру. Две девушки — санитарка Ия (Дылда) и фронтовичка Маша — возвращаются в освобождённый от Блокады, полуразрушенный, выдержавший нечеловеческую пытку голодом на протяжении полутора лет, Ленинград, чтобы начать новую, мирную жизнь. По разным оценкам фильм был признан «невероятно мрачной» «мощной исторической драмой», «строгой и искупительной». Однако картина, несмотря на сложный исторический период, изображаемый в ней, далека от набивших оскомину штампов и клише. Возможно, немалое влияние на выверенность и драматичность сюжета оказал соавтор сценария — признанный современный прозаик Александр Терехов. При этом большое внимание уделено создателями и тревожной, дисгармоничной визуальной составляющей, где играют огромную роль не столько декорации разрухи, сколько цветовые решения и визуальные отсылки к классике живописи.

Восхождение / The Climb (Михаэль Ковино, 2019)


Рейтинг IMDb: 7,6


Не все фильмы «Особого взгляда» заставили критиков, пришедших за изумрудами из основной программы, обратить внимание на «второстепенную» часть конкурса, призванную открыть новые таланты и рассказать о них широкой аудитории. Однако, некоторым фильмам удалось этого добиться, преподнеся самым избирательным критикам сюрприз. Одной (а может быть первой) из таких картин стало «Восхождение» Михаэля Ковино. Это на первый взгляд обычная житейская история о двух, связанных крепкой дружбой, мужчинах. Однако дружба их оказывается под угрозой, когда один из них соблазняет возлюбленную друга. Впрочем, это не переносит фильм в трагическую плоскость — своё дело делает отмеченная критикой блестящая работа с юмором. Вообще оригинальный сценарий картины признан весьма удачной и едва ли не сильнейшей частью картины.

Однажды в Голливуде / Once Upon a Time ... in Hollywood (Квентин Тарантино, 2019)


Рейтинг IMDb: 9,6


Вероятно, самый ожидаемый фильм Каннского фестиваля в этом году, девятый и, если верить заявлениям самого Тарантино, предположительно последний в его фильмографии, завоевал симпатии зрителей, о чём говорит сайт IMDb. «Сумасшедшая одарённость» режиссёра в вопросах кинопроизводства делает фильм «ритмичным, красочным, ошеломительным и ярким». Некоторые критики сомневались, что Тарантино удастся деликатно обойтись с шокирующей реальной историей убийства бандой Мэнсона жены Романа Полански Шэрон Тейт, которое ознаменовало в Голливуде конец «эпохи невинности», но, судя по всему, опасения оказались напрасными. Премьера фильма прошла в том же кинотеатре, который принёс режиссёру мгновенную и оглушительную популярность — речь, конечно же, о «Криминальном чтиве», сорвавшем «Золотую пальмовую ветвь». Тем не менее, двадцатипятилетний юбилей не стал роковым и триумфальным для Тарантино — академики оставили его с пустыми руками.

Боль и слава / Dolor y gloria (Педро Альмодовар, 2019)


Рейтинг IMDb: 7,8


Вероятно, «Боль и слава» — квинтэссенция кинематографической вселенной Альмодовара; опыт, который критики сразу окрестили, как автобиографический. И действительно, блистательный Антонио Бандерас, получивший награду за лучшую мужскую роль не случайно, играет известного испанского режиссёра, который находится в сложной жизненной ситуации, страдая от психологических проблем и зависимостей (например – героиновой). Наяву и в своей памяти он «встречается» со своим настоящим и прошлым: тут и картины из далёких 1960-х годов, на которые пришлось его детство, и переезд в Патерну и первая любовь в Мадриде уже в 1980-х, первое желание, первое влечение, первая страсть, первые успехи в кинематографе… А потом наступает боль от разрыва отношений, невозможность продолжать съёмки фильма — глубокий экзистенциальный кризис. Несмотря на тёплый приём и награду Антонио Бандерасу, вряд ли Альмодовар остался доволен конкурсной оценкой фильма, который должен был стать его собственным «Зеркалом».

Прости, мы скучали / Sorry We Missed You (Кен Лоуч, 2019)


Рейтинг IMDb: 7,6


Для многих зрителей отношения с Кеном Лоучем сложились уже давно и колеблются диаметрально — от обожания до ненависти. Четырнадцать номинаций Каннского фестиваля и две награды служат тому подтверждением. Режиссёр, которому уже идёт девятый десяток, заставший ещё «британскую новую волну 1960-х», продолжает делать то, что и всегда – снимать бескомпромиссное, остросоциальное, политическое даже кино. Несмотря на то, что критика не разделила прошлогодних восторгов жюри по поводу фильма «Я, Дэниел Блейк» и не одобрило вручение Лоучу «Золотой пальмовой ветви», это не повлияло на их оценки в этом году. Фильм «Прости, мы скучали» был охарактеризован, как блестяще вызывающий у зрителя «эмпатию, к банальному человеческому горю». Сценарий, написанный Полом Лаврети, был назван как «жестоким, злым, лишённым всякой иронии и прикрас», так и «нежным и разрушительным». А некоторые и вовсе заявили, что это «один из лучших фильмов Лоуча» за его более чем полувековую карьеру. Впрочем, теплота критики не помешала режиссёру покинуть Канны без наград. Так или иначе, но история о бедном водителе по найму и его жене-медсестре, утопающих в долгах, всё равно заслуживает самого пристального внимания зрителей.

Портрет молодой женщины в огне / Portrait de la jeune fille en feu (Селин Скьямма, 2019)


Рейтинг IMDb: 8,5


Получивший награду Квир-пальма, присуждающуюся за поднятие вопросов нетрадиционной сексуальной организации, «Портрет молодой женщины в огне» представляет собой любовную историю в исторических декорациях, главными героинями в которой являются женщины. Элоиза должна выйти замуж за человека, которого она не любит, когда мать знакомит её с художницей Марианной, которая нанята, чтобы написать портрет строптивой девушки. Это приводит к довольно неожиданному повороту, когда встречаются два разных типажа, два характера и сливаются в пучине страсти. Само собой, в консервативном 18-м веке их отношения могут вызвать в обществе куда больше вопросов, чем теперь. Многие ожидали, что фильм, снятый на злободневную тему, получит что-то из главных призов и развеет подозрения (которые выдвигают озабоченные феминизмом деятели) в том, что жюри целенаправленно игнорирует режиссёров-женщин, попав в таком случае напротив под обвинения в угодливости. Решение было соломоновым – фильм получил премию за лучший сценарий.

Маяк / The Lighthouse (Роджер Эггерс, 2019)


Роберт Эггерс, Уильям Дефо и Роберт Паттинсон на Каннском фестивале 2019
Рейтинг IMDb: 8,3


Попадание Эггерса в Каннский список — явление того же порядка, что и попадание туда «Свистунов» Порумбойю. Автор необычайного хоррора «Ведьма» (2015) вернулся к режиссуре и снова взялся за хоррорную, не вполне типичную для Канн историю. На утренний сеанс картины очередь начала выстраиваться ещё в семь утра, а после фильм ждала ураганная овация. Такой приём, среди непростой публики даже для режиссёров с многолетним опытом – дело нешуточное. Минималистичный подход к съёмке (фильм полностью снят на 35-мм чёрно-белую плёнку, с почти квадратным соотношением сторон, напоминающем о кино начала 20-го века), блестящий актёрский дуэт из Уиллема Дефо, пошедшего по «авторским» режиссёрским рукам, и — неожиданно — Роберта Паттинсона, нагнетающий атмосферу сюжет — всё это было «схвачено» обычными зрителями прежде критиков и жюри. История о двух хранителях маяка, которых ни что не в силах защитить от окружающего зла, кроме света фонаря наверху, получила пусть и не самый важный, но, несомненно, почётный приз ФИПРЕССИ.

Паразиты / Gisaengchung (Пон Чжун Хо, 2019)


Рейтинг IMDb: 8,6


«Роскошная сатирическая драма» об отношениях двух семей — богатой и бедной — и получившая главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь», перекликается, как с прошлогодним «Пылающим» Ли Чхан Дона, так и с «Магазинными воришками» Хирокадзу Корээда, рассказывая об общеазиатской (хотя вернее было бы сказать «общемировой») тенденции к стратификации общества на богатых и бедных, разделённых социальной пропастью. Довольно необычным может считаться и тот факт, что «Паразиты» имеют первооснову, но это не книга (как Мураками, в случае с «Пылающим»), а манга-комикс. Главный герой — глава семейства по имени Ки-таек беспокоится о своей жене, сыне и дочери, живущих в полуподвальной квартире, где за неуплату отключены телефон и интернет, тараканы снуют прямо под ногами, а в окно им то и дело бьют струи мочи от прохожих. Семья выживает только тем, что склеивает коробки для пиццы. И вот Ки-таек решает поправить благосостояние семьи за счёт богатых соседей, что вызывает череду неожиданных и взрывоопасных ситуаций.

Оценки конкурсных фильмов от жюри российских критиков

Жюри критиков журнала «Искусства кино» закончило  свою работу на Каннском фестивале. Лучшие фильмы по версии жюри:
1. «Однажды... в Голливуде» (Квентин Тарантино)
2–3. «Паразиты» (Пон Джун-хо)
2–3. «Боль и слава» (Педро Альмодовар)
4–5. «Свистуны» (Корнелиу Порумбою)
4–5. «Тайная жизнь» (Терренс Малик)
Полную таблицу оценок и мнений критиков можно посмотреть здесь
 

Использованы материалы авторов:  festival-cannes.fr, Ольга Белик,  Анастасия Гладильщикова, cameralabs.org, kinoart.ru, kinoafisha.info
наверх страницы