Найти нужный зал в Vegas City Hall - тот еще квест. Но наши кинематографисты - люди бывалые. Почти все пришли вовремя, хотя церемония и началась почти на час позднее обозначенного времени. Триумфаторами выглядят Алексей Герман-младший и Елена Окопная. Те, кто не успели еще поздравить их с получением "Серебряного медведя" за фильм "Довлатов", делают это сейчас. Марк Захаров, Алексей Учитель, Сергей Гармаш, Алла Сурикова, Михаил Гусман, Владимир Котт, Павел Лунгин, Виктор Мережко, юбиляр Александр Митта и другие раскланиваются в холле, но никто не забывает об интриге церемонии - какой фильм станет лучшим.

Президент Академии кинематографических искусств Андрей Кончаловский в начале церемонии говорит о том, что "есть кино, а есть кинематограф. У нас кинематографическая премия... Мне кажется, есть разница - кинематограф создан для людей, которые еще читать умеют, а кино - там где смотрят... Я с надеждой смотрю на наше кино, потому что появляются талантливые молодые имена, которые пытаются понять, что такое образ. Я смотрю на наш сегодняшний вечер - как на праздник кинематографа".


 

«Хочу заметить, что у Юлика Гусмана усовершенствовалось чувство формы: в прошлый раз мы закончили церемонию в 12 ночи, а сейчас нет еще и десяти!» Это также сказал Андрей Кончаловский, глава выходя на сцену уже в финале, чтобы вручить главный приз лучшему фильму.

Справедливости ради, в прошлом году церемонию и начали гораздо позже (в этом гости собрались уже к 17.30). Но Гусман с годами действительно преобразился, став куда собраннее и молчаливее. Еще недавно он солировал на «Нике», чувствуя себя хозяином вечеринки и рассыпаясь в отнюдь не всегда блистательных шутках, сейчас же говорил кратко, уместно и по делу.

Увы, осталась другая беда - речи. Причем не тех, кто получает награды, а тех, кто их вручает. Многие вручающие то благодарили Академию за то, что им доверили такую неслыханную честь, то начинали читать лекции о значении анимации в целом и Федора Хитрука в частности (как Андрей Хржановский, награждавший лучший мультфильм), то с выражением декламировали стихи, то рассыпались в банальностях типа «Ролей второго плана не бывает» или «Главная фигура в кинематографе - это все-таки режиссер». Хорошо еще, что не говорили, как в «12 стульях», про международное положение. Победители-то как раз были немногословны и старались подчеркнуть не свои заслуги, а заслуги других претендентов на приз - операторов, художников, режиссеров-дебютантов…

Главный приз получила «Аритмия» Бориса Хлебникова. Как и еще четыре основных приза - лучший режиссер, лучший сценарий, лучшие женская и мужская роли (Александр Яценко и Ирина Горбачева). «Победитель получает все. Посмотрев на панораму из шести номинированных картин, не думаю, что это правильно и справедливо: у года очень достойные, замечательные итоги» - скромно сказал продюсер Сергей Сельянов.


 

Ему пришлось непросто: в зале отсутствовали и Горбачева, и Хлебников, и сценаристка Наталья Мещанинова, и сопродюсер Рубен Дишдишян. За всех за них Сельянову пришлось получать крылатые статуэтки. «Он же не дотащит этот груз!» не выдержал Гусман, глядя на очередную увесистую «Нику» у Сельянова в руке. Хорошо хоть Яценко почтил церемонию своим присутствием - и его встречали почти как рок-звезду: когда актриса Татьяна Лютаева открывала конверт, чтобы назвать имя лучшего актера, из зала звучали вопли «Я-цен-ко!»
Не пришел и лучший актер в роли второго плана Владимир Ильин («Время первых»). Правда, этот приз поделили на двоих - и второй победитель, Сергей Гармаш («Холодное танго»), смог элегантно отдуться за обоих.

Самая же любопытная коллизия наблюдалась, когда лучшей актрисой в роли второго плана назвали Алису Фрейндлих («Большой»). Вместо нее на сцену вышел некий молодой человек, улыбаясь, забрал приз, сказал «Спасибо» и двинулся обратно в зал. У него попытались выяснить его имя - он скромно ответил:

 

- Я курьер.
- Но кто вы, курьер? - взревел Гусман. - Это золотая «Ника», она стоит две тысячи двести долларов!
- Я только однажды работал с Алисой Бруновной на фильме «Карп отмороженный»… - объяснил юноша.
- Так и будем вас звать, Карп отмороженный!
На что юноша охотно согласился и упорхнул вместе с 2200 долларами в золотом эквиваленте со сцены.

Приз "Честь и достоинство" имени Эльдара Рязанова получил 95-летний Владимир Этуш; вручали Леонид Ярмольник и руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас. В Ярмольника, похоже, вселился злой дух, терзавший в былые годы Гусмана: заставил его долго шутить, а потом произнести леденящую вариацию на тему пастернаковского «Гамлета» («Гул затих, я вышел на подмостки, прислонясь к родному ЭтушУ…», «Если только можно, Авва, Этуш, чашу эту мимо пронеси!») Туминас, наоборот, словно забыв про микрофон, говорил в основном с Владимиром Абрамовичем. Сам лауреат, увы, произносил благодарственные слова медленно, с паузами, с трудом, закончив фразой «Я долго, долго, долго чего-то делал как артист, и все, больше я ничего не делаю». Из зала раздался смех. «Ха-ха-ха… Что за ха-ха-ха?» - встрепенулся Этуш.

В списке победителей дважды оказалась «Матильда» - ее наградили «за красоту»: за работу художников и художников по костюмам. А вот «Нелюбовь» Андрея Звягинцева пролетела везде, во всех шести категориях, где была номинирована. В частности, в главных (фильм, режиссер, сценарий) академики дружно предпочли ей «Аритмию» - фильм куда более сердечный. Как верно заметил Сельянов, в другие годы мы, может, и захотим чего-то другого, а сейчас хотим именно сердечности.

Номинанты и победители в основных категориях:

Лучший игровой фильм

 

Лучшая режиссёрская работа

 

Лучшая мужская роль

 

Лучшая женская роль

 

Лучшая мужская роль второго плана (2 победителя)

 

Лучшая женская роль второго плана

 

Лучший фильм стран СНГ и Балтии

 

Лучший сценарий

 

Открытие года

Главные фильмы года

номинации победы
1. Аритмия 7 5
2. Большой 4 2
3. Нелюбовь 6 0
4. Матильда 3 2
5. Теснота 5 0

 

наверх страницы