
Берлинале — вчера, сегодня, завтра24 января 2019
Хотя в последнее десятилетие в кинематографическом мире всё более дерзко заявляют о себе «молодые волки» вроде фестиваля в Торонто и Сандэнса, Берлин не намерен капитулировать и продолжает «гнуть свою линию», ежегодно привлекая тысячи деятелей индустрии и сотни тысяч простых зрителей на кинопоказы и смежные мероприятия.
«Ты помнишь, как всё начиналось»
Началось всё в 1951 году. Германия, разделенная на сферы влияния держав-победительниц, понемногу восстанавливалась после Второй мировой войны. Отношения былых союзников стремительно охлаждались, призрак стены уже бродил по мощеным берлинским улочкам между западной («капиталистической») и восточной («социалистической») частями города. Пока же американскому офицеру Оскару Мартею пришла в голову идея организовать в немецкой столице кинофестиваль, который дал бы возможность пребывающей в депрессии нации прикоснуться к важнейшему из искусств. Конечно, это являлось бы и инструментом политического влияния, «витриной свободного мира» — куда ж без этого.
Мартей курировал в оккупационных войсках США вопросы кинематографа. Вдохновением ему послужил успешный опыт Каннского фестиваля, проводившегося уже несколько лет, и старейшего Венецианского, пережившего эпоху Муссолини и вступившего в послевоенный мир без своего фашистского бэкграунда. Символ нового киносмотра — медведь — был любезно позаимствован из геральдики города проведения. Поначалу он был просто «Берлинским медведем», а уже со следующего года дифференцировался на «Золотого», «Серебряного» и «Бронзового».

Открытие фестиваля состоялось 6 июня 1951 года. Первым показанным фильмом была «Ребекка» Альфреда Хичкока, а исполнительнице главной роли Джоан Фонтейн достался статус приглашенной гостьи. Номинации были чем-то похожи на «Золотой глобус»: лучшая драма, лучшая комедия, лучший документальный фильм, etc. Впоследствии от такой градации решили отказаться и на 2-ом фестивале жанр фильма для получения отдельного приза никак не выделялся. «Золотых медведей» и другие награды, к слову, с 1952 по 1955 вручали по итогам зрительского голосования.
В 1978 году Берлинале «переехал» в календаре на привычный сейчас февраль, став, фактически, открывающим новый киносезон, в то время как различные премии, вроде BAFTA, «Сезара» или «Оскара» по сути только закрывали прошлогодний.
Борьба за «место под солнцем»
Стоит отметить, что Венеция и Канны весьма настороженно, если не сказать враждебно, встретили немецкого новичка. Им не хотелось расставаться с привилегией выдавать награды, основываясь на решении жюри. Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) поначалу поддержала их в этом вопросе. Основателям Берлинале, чтобы вернуть конкурсную программу, пришлось искать поддержку у немецкого представителя FIAPF Гюнтера Шварца. Дипломатическими усилиями (или «борзыми щенками», кто знает) вопрос был решен в пользу Берлина. Привилегией пришлось поделиться.

В 1956 году фестиваль получил заветную категорию «А». С этого момента в его основной конкурс попадали только мировые премьеры, а награды распределяло международное жюри.
Однако неспокойное будущее уже готовило новые вызовы. Возведение Берлинской стены в 1961 году поставило существование фестиваля под угрозу. Западный Берлин превратился в отгороженный анклав в сердце строящей «социализм с немецким лицом» ГДР, коммуникация с «большой демократической землей» стала тем еще квестом. Звучали настойчивые призывы перенести фестиваль в Баден-Баден или Мюнхен.
Тем не менее Берлинале с честью прошел через все испытания, пережив и ГДР, и Берлинскую стену, и многих злопыхателей.
С 2001 года фестивалем заправлял Дитер Косслик. При нем Берлинский смотр достиг новых высот. Посещаемость показов росла год от года, на пике доходя до трехсот тысяч зрителей; количество демонстрируемых фильмов также приблизилось к астрономическим цифрам — в среднем около 350-400 картин. Грядущий 69-ый фестиваль станет для Косслика «лебединой песней». Уже в мае 2019 года он передаст своего «подопечного» новому руководителю и новой команде, перед которыми, конечно же, будет стоять задача «построить новое, сохранить лучшее».

Страсти в Берлине и вокруг него
Не стоит думать, что на таком важном серьезном мероприятии всегда все проходит чинно-благородно. В летописи Берлинского фестиваля есть место и скандальным историям. Уже на 2-ой год существования в отборочной комиссии произошел раскол. Причиной стало нежелание некоторых ее членов видеть в программе «Отелло» Орсона Уэллса. Уэллс несколькими годами ранее довольно критически высказался о ситуации в послевоенной Германии. Несмотря на то, что в итоге приглашение все-таки было выслано, режиссер ответил на него вежливым отказом и отдал свой фильм в Канны, где получил Гран-при.
Феноменальный случай произошел в 1970 году. В основной программе тогда участвовал антивоенный фильм Михаэля Ферхёвена «О.К.», по сюжету которого группа американских солдат совершает геноцид мирных жителей во Вьетнаме и другие преступления. Будучи немцем, Ферхёвен, выбрав такую провокационною форму, очевидно, обращался в первую очередь к собственной истории: солдаты в фильме говорят на немецком языке с баварским акцентом. Не все разглядели посыл режиссера, а его американский коллега Джордж Стивенс (он был председателем жюри) потребовал в кулуарах изъять «О.К.» из конкурса. Благодаря одному из членов жюри эта информация стала доступна общественности, что вызвало большой скандал вплоть до обвинений в цензуре. Жюри было вынуждено сложить с себя полномочия, и главная награда так и не была вручена.

Нечто похожее случилось в 1979 году. Во время показа «Охотника на оленей» Майкла Чимино представители Советского союза демонстративно ушли из зрительного зала, посчитав оскорбительным образ вьетнамцев в фильме. За ними последовали делегации других социалистических стран (Польши, Кубы, Венгрии, Болгарии и ГДР). Двое членов жюри также подали в отставку. Однако этот демарш не помешал раздать призы. «Золотого медведя», в частности, получил немецкий фильм «Давид».
Кстати, годом ранее главный приз фестиваля достался не конкретному кинополотну, а целой стране — Испании. Этим необычным жестом жюри отметило испанских участников смотра: драмы «Что сказал Макс» и «Форели» из основного конкурса, а также короткометражку «Лифт».
«Они начинали в Берлине»
Конечно, статус фестиваля определяет не только формальное признание со стороны FIAPF, наличие определенной категории или других регалий, но и его способность влиять на международную «кинокухню», открывать новые яркие имена, задавать тренды.

Победа в 1959 году фильма Клода Шаброля «Кузены» фактически совершила рукоположение французской новой волны — направления, совершившего революцию в кинематографе. Заслуги другого отца-основателя новой волны Жана-Люка Годара были отмечены «Серебряным медведем» за режиссуру в 1960 году, а через пять лет Годар вернулся из Западного Берлина уже с «Золотым медведем» за «Альфавиль».
Отмечен главной наградой фестиваля и классик мирового кино Ингмар Бергман за фильм «Земляничная поляна». Это не был его фестивальный дебют, но первый действительно значительный приз. Стоит отметить, что, в отличие от «медведя», «золотая ветка» в Каннах так и обошла шведского режиссера стороной (ему приходилось довольствоваться наградами меньшего калибра).
В 70-е годы география киносмотра существенно расширяется. Берлин открывает миру ленты из Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Африки. Национальное разнообразие с тех пор становится важной чертой Берлинале, его отборщики ежегодно исследуют «белые пятна», ищут интересных представителей небольших экзотических кинематографий.

Фестиваль старается идти в ногу со временем, в том числе с точки зрения технологий, новых форм проката и кинопроизводства. С 2011 года целый день отводится для 3D фильмов, ведется активное сотрудничество с мультимедийными платформами (Netflix, Amazon). В нынешнем году в пятый раз в рамках программы Berlinale Series покажут новые сериалы из Дании, Швеции, Израиля, Великобритании, Германии и Франции.
Хотя многие призеры Берлинского фестиваля ныне известны только историкам кино или рафинированным киноманам, среди победителей также есть фильмы, достойные коллекции или хотя бы просмотра любого ценителя хороших картин. Например, триллер «Плата за страх» Анри-Жоржа Клузо (1953, блестящее напряженное кино о группе маргиналов, вынужденных ради заработка перевозить по «убитым» дорогам 2 грузовика с нитроглицерином) и культовая судебная драма «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета (входит в топ-50 лучших фильмов КиноПоиска и в пятерку на IMDB).
Любимый многими «Человек дождя» Барри Левинсона перед триумфом на «Оскаре» также отметился в немецкой столице. В 1997 году жюри присудило главную награду острой и провокационной ленте «Народ против Ларри Флинта» (роль легендарного основателя журнала «Хастлер» в ней сыграл Вуди Харрельсон). В 1999 году приз ушел «Магнолии» Пола Томаса Андерсона (он в представлении не нуждается).
Уникальный случай произошел в 2001 году. С лентой «Кровавое воскресенье» Пола Гринграсса награду разделил мультфильм Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками». Этот момент можно считать началом международного признания японского гения и анимации, в частности.

Суровый и жесткий боевик «Элитный отряд» (2008), рассказывающий о противостоянии особого отдела полиции и наркоторговцев на улицах Рио-де-Жанейро, ценим даже теми, кто недолюбливает излишне авторское кино. «Развод Надера и Симин» (2011) начал свой путь к «Оскару» за лучший иностранный фильм именно на немецком киносмотре, а тончайшая драма «О теле и душе» (2017) покорила не только жюри, но и кинопрессу, экуменическое жюри и простых зрителей.
Все вышеперечисленные картины развенчивают миф о Берлинале как о собрании «высоколобых эстетов», которые смотрят и оценивают исключительно «ядрёное» артхаусное кино, непонятное простому зрителю.
Запад vs Восток
В течение 24 лет СССР игнорировал «киновитрину буржуазного мира», отдавая предпочтение укладке стен и угрозам демонстрации «кузькиной матери». Из года в год дирекция фестиваля старательно направляла советскому государству приглашения на участие. Ситуацию переломил 1975 год, когда в конкурс Берлинале попал фильм Сергея Соловьева «Сто дней после детства». Первый выход в свет оказался весьма успешным и принес «Серебряного медведя» за режиссуру.
Дважды Berlinale Palast аплодировал триумфу советского кино: в 1977 году, когда «Золотого медведя» получила экзистенциальная военная драма-притча Ларисы Шепитько «Восхождение» (снятая, кстати, по повести Василя Быкова «Сотников»), и, спустя ровно десять лет, в 1987 году, победе фильма Глеба Панфилова «Тема» («полочное» кино о писателе, ищущем вдохновение в провинции, выпущенное спустя 7 лет после создания). Российским фильмам главный приз Берлина пока не покорялся.

Гран-при жюри (второй по значимости приз) награждали «Комиссара» (1987 год, хотя фильм вышел на 20 лет раньше, но был отправлен советской цензурой в «схроны» киноархива, что поставило крест на творческой судьбе режиссера Александра Аскольдова), «Астенический синдром» Киры Муратовой (1990 год), «Сатану» Виктора Аристова (1991 год).
В разные годы увозили «Серебряных медведей» такие актеры и актрисы как Анатолий Солоницын («Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», 1981), Евгения Глушенко («Влюблён по собственному желанию», 1983), Инна Чурикова («Военно-полевой роман», 1984), Сергей Пускепалис и Георгий Добрыгин (оба за «Как я провёл этим летом», 2010).
Если говорить о наших соотечественниках, то буквально в прошлом году на фестивале состоялась премьера документальной ленты «День Победы» уроженца Барановичей Сергея Лозницы (сейчас живет в Германии), который работал над этим фильм вместе с белорусским звукорежиссером Владимиром Головницким. К сожалению, фильм остался без наград, но получил хорошую критику и восторженные отзывы зрителей.

Кто Вы, мистер Берлинале?
Каждый год на 10 дней зимний Берлин становится центром притяжения ценителей кино, деятелей индустрии и прочих любопытствующих. В различные годы фестиваль почтили присутствием Джина Лолобриджида и Жанна Моро, Роман Полански и Уолт Дисней, Жан-Поль Бельмондо и Софи Лорен, Леонардо Ди Каприо и Дензел Вашингтон.
Прославленные актеры и режиссеры регулярно входят в состав жюри конкурса. Помимо этого, фильмы основной программы не раз оценивали сценаристы, продюсеры, именитые деятели культуры и искусства. Именно на них возлагается самая ответственная задача — посмотреть всех претендентов и вручить «Золотого медведя», по их мнению, достойнейшему. Кроме «золота» распределяется также ряд «Серебряных медведей»: за актерские работы (мужская роль, женская роль), режиссуру, сценарий, музыку, выдающиеся художественные достоинства и Гран-при жюри.
Сам «Золотой медведь» создан немецким скульптором и художницей Рене Синтенис. Он представляет собой увесистую четырехкилограммовую статуэтку из 24-каратного золота. Больше всего (14 штук) у американских кинематографистов, за ними с отрывом (по 7) следуют французы, итальянцы, испанцы и британцы. Среди всех лауреатов Берлинале выделяется тайваньский режиссер Энг Ли: он единственный может похвастаться перед друзьями и коллегами двумя «Золотыми медведями» на полке.

Барлинале считают (и это факт!) самым политизированным кинофестивалем мира. Он как сквозь огромное увеличительное стекло рассматривает проблемы социального и гендерного неравенства, темы эмиграции и взаимоотношения маленького человека с системой, расовые вопросы и права сексуальных меньшинств, экологию и правозащитную деятельность. Есть даже едкая шутка: если в мире сегодня что-то произошло, завтра это будет на Берлинском фестивале. Тем не менее, как говорят у нас в IT-стране, «это является не багом, а фичей» данного киносмотра. Созданный в эпоху холодной войны как мост между двумя враждующими мирами, Берлинале держится своих корней и как чуткий барометр отслеживает любые изменения в мировом социально-политическом климате, который в свою очередь оказывает влияние на кинематограф.
Программа фестиваля
Ядром фестиваля является основная программа, в которой участвуют фильмы, созданные в течение года до начала смотра и нигде не показанные до этого. Берлинале держит марку и демонстрирует международному жюри только мировые премьеры.

Помимо главного конкурса на Берлинале есть и несколько других секций. У каждой имеется свой куратор, который вместе с командой занимается отбором. В «Форум молодого кино» попадают дерзкие, революционные, экзотические кинокартины. Кстати, он был создан после описанного выше скандала с фильмом «О.К.» — дирекция фестиваля решила оградить особо чувствительных членов жюри от самых неоднозначных экспериментов и собрать их в отдельную программу. Секция «Панорама» ориентируется на дебюты, молодое самобытное кино.
Отбор в данные секции не настолько строг, как в основной конкурс. Например, фильм не обязательно должен быть мировой премьерой. В этом году в «Панораме» будет участвовать нашумевшая «Кислота» Александра Горчилина, уже получившая приз на прошлогоднем «Кинотавре» за лучший дебют.
В отличие от Канн и Венеции, где параллельные программы («Особый взгляд» и «Горизонты», соответственно) превратились, по сути, в спарринг-партнеров главной, в Берлине все не так однозначно. Вообще, Берлинале часто критикуют за подборку фильмов, когда в главный, казалось бы, самый показательный конкурс попадают откровенно слабые ленты, а интересные, пусть и необычные остаются в «Форуме» или «Панораме». Из года в год звучат ворчливые стенания, что вместо того, чтобы «разносить годные яйца по разным корзинам», стоило бы собрать их вместе в одну мощную секцию.

«Золотыми» и «Серебряными медведями», которые раздает жюри, количество премий не ограничивается. Существуют также специальные призы от различных организаций, сообществ или тематические награды. Например, уже больше 30 лет (с 1987 года) вручается приз Teddy (в честь нарицательного имени плюшевого медведя) фильмам, затрагивающим тему гомосексуальных и трансгендерных людей.
Высоким авторитетом пользуется «Приз Альфреда Бауэра» (назван в честь одного из основателей Берлинале), которым награждаются картины основной программы, открывающие новые перспективы в киноискусстве. Своя премия есть и у Международной ассоциации прессы — ФИПРЕССИ. Помимо главной секции она также присуждается в «Форуме» и «Панораме».
Похожая ситуация и с наградой так называемого экуменического жюри, в которое входят различные христианские (католические и протестантские) деятели. В своем выборе они ориентируются на кино, несущее глубокие евангельские и/или общечеловеческие, социальные и духовные ценности.
Собственный приз вручает Ассоциация европейских кинотеатров, немецкое подразделение Amnesty International, Фонд помощи детям (в конкурсе детского фестиваля) и другие — всего несколько десятков различных наград.
Post Scriptum
Что принесет день грядущий одному из ведущих киносмотров мира? Как изменится фестиваль после ухода Дитера Косслика? Справится ли немецкий киносмотр с вызовами времени? Современная политика и социальные институты, на которых так акцентирует внимание Берлинский кинофестиваль, как никогда серьезно «сползают» в зону турбулентности. Новые технологии все активнее меняют форму производства и потребления искусства. Будущее задает глобальные вопросы, на которые сложно дать четкие ответы. Одно известно более-менее точно — 7 февраля 2019 года Берлинале начнется в 69-й раз и вновь получит возможность доказать, что он не просто «витрина», он — живой.

По материалам интернет-ресурсов: kinopoisk.ru, rutracker.org, calend.ru, germania-online.diplo.de, ru.wikipedia.org, tass.ru, kinote.info