
Иерархия кинофестивалей. III тысячелетие20 декабря 2018
Режиссер и продюсер смотрят только что снятый фильм. Режиссер: - Я вот как зритель не могу понять: как мужичок с таким здоровым пузом, тонкими ножками и широкой жопой может побить пять здоровых бугаев? Продюсер: - Сам знаешь, деньги нам платит не Кличко, а МакДональдс!
Глава 1. Проблемы кинофестивального движения
Кинофестивали!

Кто только их ни бранит! Иногда только действующие руководители стран получают в свой адрес больший ушат помоев, чем столь безобидные культурные мероприятия. Упреки эти не высосаны из пальца. Бранят фестивали за дело. Это и политическая ангажированность, и капризы жены Председателя жюри, и обилие призов, когда награждается буквально каждый участник (если картина - бездарна, то можно дать приз ее костюмеру за многолетний вклад в рачительное сохранение костюмов на складе “Ленфильма”).
Проблема первая
Кинофестивалей слишком много. Во всем мире уже больше 6 тысяч. В СНГ около двухсот. В России около 90. Призов, номинаций и наград еще больше. Участники множатся как грибы. В результате престиж каждого отдельного фестиваля и каждого отдельного приза падает. Каждая область, каждый губернатор в Богом забытой области или штате полагает за честь провести у себя кинофестиваль с купеческим размахом. Фестивали разъедает инфляция достижений.
Проблема вторая
Самое ужасное заключается в том, что кинофестивали оказываются в тисках эстетического противоречия. Хуже всего, когда фильм-победитель журят за то, что он хорош. Если кинолента ни на что не похожа, то ее бранят за новизну – внебрачную дочь всякого искусства. Справедливо намекают, что картина в погоне за оригинальностью все больше и больше напоминает сон глубокого залегания, понятный только режиссеру и сценаристу. Именно поэтому даже самые преданные киноманы не успевают за фестивальной модой.
Проблема третья
Если лауреат фестиваля даже на кончик ноготка вторичен, то его костерят за “бессовестный плагиат”. Самый насмотренный киновед Сергей Кудрявцев найдет аналог в венгерском кино 1958 года и прибьет фильм в два пинка. Оцепеневшие от ужаса режиссер и сценарист, которые, естественно, источник в глаза не видели, разуверятся в возможности что-то придумать новое и будут нести до скончания века клеймо “плагиаторов”. А как же иначе? Ведь “Настоящее произведение искусства создает трещину в глади наших представлений о мире, о наших связях с людьми”.
Проблема четвертая
Часто на кинофестивалях награды раздают как монетка ляжет. Жюри состоят из очень небольшого количества людей, порой весьма случайных, разнокалиберных и далеких от кино. Пять, шесть, иногда восемь человек. Я сам был участником жюри на довольно известном кинофестивале. Ох… Ну, что сказать? Как же эфемерен и сиюминутен выбор лауреатов! Например, 5 человек в жюри, а один застрял в пробке. Два голоса против двух. Ничья. Но один голос - самый главный или самый громкий. О тайном голосовании никто и не заикается. Большие и заслуженные участники жюри утюжат своим весом участников небольших и незаслуженных. Председатель жюри при этом “ненавязчиво-навязчив”. А приехал бы пятый участник на метро, то приз и слава улетели бы на другой континент. Никто бы и не заметил отчего.
ОДНАКО…
Забудьте обо всем, что я написал выше. Доля истины в этой критике есть, но все же только доля, а не вся истина. Парадокс в том, что история мирового кино на 80% - это история мировых кинофестивалей. Фестивали нужны кино. Они – насущны и необходимы, несмотря на все свои недостатки. Они формируют вкус. Они исподволь как бы “снимают фильмы”, направляя течение кинематографа в то или иное русло. Загвоздка в том, что фестиваль фестивалю – рознь. Фестивальные призы - ой как не равнозначны! Есть знаковые кинофестивали. Есть значимые призы, а есть пестрые, но пустые сборища, щекочущие тщеславие кинематографистов и их родственников.
Да, фестивали изобилуют всяческими фуршетами. Приглашаются сотни чиновников, гостей и “друзей старых помрежей”, которых никто уже и не помнит. Встречи эти дарят иллюзию общения, питают непомерное тщеславие, перерастающее уж слишком часто в разочарование.
C'est la vie. Здесь - не кино, представленное на экране, находится в центре внимания, не за-экранный мир героев и персонажей, но мир пред-экранный, мир людей, которые не по благодати, а только лишь по косвенной причастности связаны с кино. Особенно изобилуют этими канапэ и посиделками фестивали второстепенные.
Даже аккредитованные журналисты не помнят порой победителей Ханты-Мансийского фестиваля “Дух огня” или Анапского фестиваля “Киношок”. Принимали живительное участие, лауреатов не помнят, а помнят, как Жерар Депардье тонул в Черном Море, будучи под мухой.

Ну, ладно. Не будем уж такими занудами. Хоть и разбег порой на рубль, удар на копейку, а для стариков-помрежей – немалая радость в 70-то лет получить приглашение. Помнят! Не забыли. И на том спасибо.
С одной стороны, мы видим, что кинофестивали несут на себе бремя проблем. С другой стороны, очевидно, что ряд ведущих фестивалей формирует современный кинематограф, отражает все его переливы и способствует развитию кино как искусства. Так как же отделить агнцев от козлищ? Как отсеять драгоценные изумруды и сапфиры из тонн руды?
Давным-давно особенно в родных пенатах идут разговоры о создании строгих критериев, точного рейтинга, иерархии кинофестивалей, согласно которым государство могло бы эффективно финансировать кино. Разговоры эти не прекращаются, а только разгораются все с большей силой. Я предлагаю в этой статье попытаться подумать о методах формирования иерархии, о выборе критериев. Тем более что никуда от этого не деться.
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МИРОВЫХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ
Существует огромное количество классификаций и рейтингов кинофестивалей. Как и все остальные рейтинги и классификации, эти “списки 100, 500 лучших фильмов, режиссеров, городов, картофелечисток” и вообще всего на свете никогда никого не удовлетворяют полностью. Каждый стремится их переиначить по-своему. Тем не менее, каждый с ними считается и старается попасть туда изо всех сил.
Главной для журналистов и самой манящей для работников киноискусства является классификация Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров FIAPF (Fedération International des Associations de Producteurs de Films (фр.) или International Federation of Film Producers Associations (англ.)). Аккредитацию FIAPF имеет 52 кинофестиваля. Это немного, учитывая то, что в мире насчитывается несколько тысяч кинофестивалей. Точную цифру назвать никто не в силах, поскольку кинофестивали рождаются и исчезают каждую неделю во всех уголках Земли.
Согласно FIAPF все фестивали делятся на 4 категории. Самой престижной категорией являются 14 конкурсных фестивалей игровых фильмов. Менее значимы 28 конкурсных фестивалей специализированных игровых фильмов, 5 неконкурсных фестивалей игровых фильмов и, наконец, 5 фестивалей документальных и короткометражных фильмов. 14 конкурсных фестивалей – это “сливки” мира фестивалей, каждый из которых был, является или пытается стать законодателем мод.
№ | Название | Место проведения | Впервые проведён, год |
---|---|---|---|
1 | Венецианский кинофестиваль | Венеция, Италия | 1934 |
2 | Московский кинофестиваль | Москва, Россия | 1935 |
3 | Каннский кинофестиваль | Канны, Франция | 1946 |
4 | Кинофестиваль в Карловых Варах | Карловы Вары, Чехия | 1946 |
5 | Кинофестиваль в Локарно | Локарно, Швейцария | 1946 |
6 | Берлинский кинофестиваль | Берлин, Германия | 1951 |
7 | Индийский кинофестиваль | Гоа, Индия | 1952 |
8 | Сан-Себастьянский кинофестиваль | Сан-Себастьян, Испания | 1953 |
9 | Кинофестиваль в Мар-дель-Плата | Мар-дель-Плата, Аргентина | 1954 |
10 | Каирский кинофестиваль | Каир, Египет | 1976 |
11 | Монреальский кинофестиваль | Монреаль, Канада | 1977 |
12 | Варшавский кинофестиваль | Варшава, Польша | 1985 |
13 | Кинофестиваль в Токио | Токио, Япония | 1985 |
14 | Шанхайский кинофестиваль | Шанхай, Китай | 1993 |
Довольно любопытная классификация фестивалей приведена на сайте filmfestivalworld.com. Она подразделяет их, кроме прочего, по количеству зрителей и по количеству аккредитованных журналистов.
№ | Название | Количество зрителей (в тысячах зрителей) |
---|---|---|
1 | Международный кинофестиваль в Гонконге |
590 |
2 | Берлинский кинофестиваль |
430 |
3 | Кинофестиваль Трайбека |
410 |
4 | Международный Роттердамский кинофестиваль |
355 |
5 | Монреальский международный кинофестиваль |
350 |
6 | Международный кинофестиваль в Торонто |
340 |
7 | Международный кинофестиваль Занзибара или ЗИФФ |
300 |
8 | Международный кинофестиваль независимого кино в Буэнос-Айресе |
260 |
9 | Международный кинофестиваль в Рио-де-Жанейро |
250 |
10 | Международный кинофестиваль в Новой Зеландии |
240 |
№ | Название | Количество аккредитованных журналистов |
---|---|---|
1 | Каннский международный кинофестиваль |
4376 |
2 | Берлинский международный кинофестиваль |
4200 |
3 | Generation (Программа Берлинского кинофестиваля) |
3600 |
4 | Международный фестиваль в Сан-Диего Comic Con |
3500 |
4 | Венецианский кинофестиваль |
3500 |
6 | Международный Кинофестиваль в Клермон-Феране |
2000 |
6 | Московский международный кинофестиваль |
2000 |
6 | Международный кинофестиваль в Пусане |
1695 |
9 | Нидерландский кинофестиваль |
1500 |
10 | Кинофестиваль Трайбека |
1300 |
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ XXI ВЕКА. ПОИСК МЕТОДА
Беда в том, что фестивальная карта, обозначенная флажками FIAPF, подвергается сомнению, как только мы начинаем рассматривать кинофестивали не с точки зрения исторических заслуг, а с точки зрения их влияния на современное кино - кино XXI века. Все время раздаются возгласы, что тот или иной фестиваль уже больше не может претендовать на роль законодателя мод, что некий новый или бурно развивающийся фестиваль незаслуженно обойден вниманием. Ругают то Карловы Вары, то ММКФ. Ставят им в пример Сандэнс или Торонто. Так было от века к веку и подобные пересуды никогда не прекратятся. “Перемен, мы ждем перемен” – гундосят прыщавые пубертаты во всех углах мира. Изменчивость мира – основа его существования. И кинофестивали здесь не исключение.
Нам же нужно только найти “штангельциркуль” для измерения “православности” фестивалей. Задача у нас непростая, но и мы не в капусте найдены.
В мире существуют сотни списков “лучших фильмов всех времен и народов”.
Например:
“250 лучших фильмов по версии IMDB”,
“1001 фильм, который Вы должны посмотреть за свою жизнь”,
“105 лучших фильмов мирового кино по версии журнала Empire” и так далее.
Списки эти составлены как кинокритиками, так и простыми зрителями в разное время и в разных странах, но в отличие от большинства лауреатов бесчисленных кинофестивалей, фильмы, которые в них представлены, уже много лет и десятилетий меняются вяло. Они формируют прочное и единое тело хрестоматийного кинематографа, общее поле пересечения интересов тысяч заинтересованных зрителей и историков кино. Если Вы будете изучать историю кино по одному из этих списков, то с вероятностью 75% Вы будете иметь представление о шедеврах кинематографа. Если же Вы будете изучать историю кино по списку лауреатов кинофестиваля в Сан-Себастьяне, то Вы будете знатоком фестиваля в Сан-Себастьяне. И только.
Каждый из этих списков имеет свои достоинства, и каждый, повторяю, каждый “супер-топ” можно разобрать на атомы, высмеять, не оставить от него камня на камне. Это относится абсолютно ко всем видам человеческой деятельности и ко всем фактам и феноменам вселенной. Будь это рейтинг “10 самых комфортных городов мира” или “Короткий список литературной премии Нацбест”, каждый обделенный вниманием творец или поклонник творца носит за пазухой веский аргумент или камень, чтобы бросить с размаху даже в самый совершенный рейтинг. Если составить список “10 самых высоких гор в мире” – нет ни малейшего сомнения, что и здесь набегут орды возмущенных географов и сравняют Эверест с землей лишь для того, чтобы общественное мнение совпало с их личным мнением. Перечень высочайших вершин мира сочтут бумажкой, место которой в сортире.
Почему можно доверять каким-то спискам или рейтингам? Ответ - как бы там ни было, а “списки лучших” в той или иной степени отражают реальное положение дел в исследуемой области. Они друг на друга довольно похожи. Они дают ясную картину несведущему читателю. Разница между ними объясняется простительным субъективизмом. Ведь призы и списки составляют не роботы, а люди.
Забава в том, что каждый ниспровергатель “ничтожного топа” стремится в него попасть или хотя бы лицезреть там своего кумира. Попробуйте убрать нарочно любого крупного кинорежиссера из якобы презираемого им “100 выдающихся мастеров современного кино России” и Вам не поздоровится. Однажды я составлял список “1000 лучших кинокритиков России”. Сначала ярость иных обделенных, которые оказались на десяток мест ниже своего конкурента, была беспощадна, но каково же было мое изумление, когда те же самые люди через полгода в личной переписке просили пересчитать их вклад к кинокритику в довольно условном рейтинге, чтобы занять место повыше.
Для определения рейтинга современных фестивалей я предлагаю использовать список «150 лучших фильмов первого десятилетия», который составил в 2009 году журнал Film Comment. Почему этот перечень? При чем здесь фильмы, если речь идет о кинофестивалях? Потому что я предлагаю использовать этот поистине эпохальный список для того, чтобы определить какие именно кинофестивали и сколько раз открыли миру фильмы топа Film Comment, пригласив их участвовать в соревновании.

Этот список ни в коем случае нельзя рассматривать как истину в последней инстанции. Лучше просто на него опираться как приглашение к разговору о современном кино и о современных кинофестивалях.
В крайнем правом столбце – количество очков, которое тот или иной фильм получил в итоге голосования кинокритиков. В крайнем левом – место в рейтинге фильмов XXI века (на момент публикации списка началом века был период от 2000-го до 2009-го года). Нас, в первую очередь, интересуют не фильмы, а кинофестиваль, на котором он был впервые показан. Для того, чтобы оценить тот или иной кинофорум, мы складываем все очки из последнего столбца, то есть очки, которые получили фильмы при голосовании кинокритиков. Чем больше очков, которые заработали дебютанты кинофестиваля в сумме, тем выше общая оценка кинофестиваля. Получается такая сумма добродетелей. Вклад в короткую историю кинематографа III-го тысячелетия.
В этом списке есть ошибки и неточности из-за расхождений в источниках. Однако, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство фильмов из списка появились перед публикой именно на кинофестивалях. Кое-какие ленты на кинофестиваль попали после широкого проката, а один даже после телетрансляции. Например, последний фильм Ингмара Бергмана “Сарабанда”. Тем не менее, именно кинофестивали стоят у колыбели выдающегося кино, у врат киноискусства. В значительной степени гении киноискусства – это дети кинофестивалей.
1 | Малхолланд Драйв | Mulholland dr. | 2001 | Дзвид Линч | Каннский кинофестиваль | 2808 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | Любовное настроение | I'm in the Mood for Love | 2000 | Гонконг, Китай | Вонг Кар-Вай | Каннский кинофестиваль | 2687 |
3 | Один и два | Yi yi | 2000 | Япония, Тайвань | Эдвард Янг | Каннский кинофестиваль | 1833 |
4 | Синдромы и столетие | Sang sattawat | 2006 | Таиланд, Франция, Австрия | Апитчатпон Вирасетакун | Венецианский кинофестиваль | 1738 |
5 | Нефть | There will be blood | 2007 | США | Пол Томас Андерсон | Берлинский кинофестиваль | 1664 |
6 | Смерть господина Лазареску | Moartea domnului Lazarescu | 2005 | Румыния | Кристи Пую | Каннский кинофестиваль | 1407 |
7 | Оправданная жестокость | A history of violence | 2005 | США, Германия | Дэвид Кронеиберг | Каннский кинофестиваль | 1303 |
8 | Тропическая болезнь | Sud pralad | 2004 | Таиланд, Франция, Германия | Апитчатпон Вирасетакун | Каннский кинофестиваль | 1301 |
9 | 4 месяца, 3 недели и 2 дня | 4 luni, 3 saptamani si 2 zile | 2007 | Румыния, Бельгия | Кристиан Мунджиу | Каннский кинофестиваль | 1249 |
10 | Новый Свет | The new world | 2005 | США, Великобритания | Терренс Малик | Берлинский кинофестиваль | 1223 |
11 | Платформа | Zhantai | 2000 | Гонконг, Китай, Япония | Цзя Чжамкэ | Венецианский кинофестиваль | 1206 |
12 | Зодиак | Zodiac | 2007 | США | Дэвид Финчер | Каннский кинофестиваль | 1143 |
13 | Незваный гость | L'intrus | 2004 | Франция | Клер Дени | Венецианский кинофестиваль | 1110 |
14 | Сын | Le fits | 2005 | Бельгия, Франция | Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн | Каннский кинофестиваль | 1089 |
15 | Догвилль | Dogville | 2003 | Дания, Швеция, Великобритания | Ларс фон Триер | Каннский кинофестиваль | 1084 |
16 | Скрытое | Cache | 2004 | Франция, Австрия, Германия | Михаэль Ханеке | Каннский кинофестиваль | 1083 |
17 | Короли и королева | Rois et reine | 2004 | Франция | Арно Деплешен | Венецианский кинофестиваль | 1080 |
18 | Слон | Elephant | 2003 | США | Гас Ван Сент | Каннский кинофестиваль | 1036 |
19 | Семейка Тененбаум | The royal Tenenbaums | 2001 | США | Уэс Андеосон | Берлинский кинофестиваль | 1007 |
20 | Перед закатом | Before sunset | 2004 | США | Ричард Линклейтер | Берлинский кинофестиваль | 1005 |
21 | Унесённые призраками | Sen to Chihiro no kamikakushi | 2001 | Япония | Хаяо Миядзаки | Берлинский кинофестиваль | 1000 |
22 | Собиратели и собирательница | Les glaneurs et la glaneuse | 2000 | Франция | Аньес Варда | Каннский кинофестиваль | 985 |
23 | Прибежище дракона | Bu san | 2003 | Тайвань | Цай Минлян | Венецианский кинофестиваль | 975 |
24 | Мир | Shijie | 2004 | Китай, Япония, Франция | Цзя Чжанкэ | Венецианский кинофестиваль | 974 |
25 | Поговори с ней | Hable con ella | 2002 | Испания | Педро Альмодовар | Кинофестиваль в Теллурайде | 973 |
26 | Внутренняя империя | Inland empire | 2006 | Франция, Польша, США | Дэвид Линч | Венецианский кинофестиваль | 960 |
27 | Натюрморт | Sanxia haoren | 2006 | Китай, Гонконг | Цзя Чжанкэ | Венецианский кинофестиваль | 934 |
28 | Юность в движении | Juventude em marcha | 2006 | Португалия, Швейцария, Франция | Педру Кошта | Каннский кинофестиваль | 929 |
29 | Русский ковчег | Русский ковчег | 2002 | Россия, Германия, Япония | Александр Сакуров | Каннский кинофестиваль | 870 |
Э0 | Искусственный разум | Artificial intelligence: ai | 2001 | США | Стивен Спилберг | Венецианский кинофестиваль | 850 |
31 | Хвала любви | Eloge de l'amour | 2001 | Франция, Швейцария | Жан-Люк Годар | Каннский кинофестиваль | 834 |
32 | Вечное сияние чистого разума | Eternal sunshine of the spotless mind | 2004 | США | Мишель Гондри | Кинофестиваль в Локарно | 832 |
33 | Старикам туг не место | No Country for old men | 2007 | США | Итан Коэн, Джоэл Коэн | Каннский кинофестиваль | 791 |
34 | Гармонии Веркмейстера | Werckmeister haгmoniak | 2000 | Венгрия, Италия, Германия | Бела Тарр, Агнес Храницки | Кинофестиваль в Торонто | 778 |
35 | Человек гризли | Grizzly man | 2005 | США | Вернер Херцог | Сандэнс | 777 |
36 | Три времени | Zui hao de shi guang | 2005 | Тайвань, Франция | Хоу Сяосянь | Каннский кинофестиваль | 767 |
37 | Кафе Люмьер | Kohi jiko | 2003 | Япония, Тайвань | Хоу Сяосянь | Венецианский кинофестиваль | 761 |
38 | Постоянные любовники | Les amants reguliers | 2004 | Франция | Филипп Гаррель | Венецианский кинофестиваль | 759 |
39 | Благословенно Ваш | Sud sanaeha | 2002 | Таиланд, Франция | Апитчатпон Вирасетакун | Каннский кинофестиваль | 713 |
40 | Меня там нет | I'm not there | 2007 | США, Германия, Канада | Тодд Хейнс | Афинский кинофестиваль | 703 |
41 | 2046 | 2046 | 2004 | Гонконг, Китай, Франция | Вонг Кар-Вай | Каннский кинофестиваль | 700 |
42 | Демон-любовник | Demonlover | 2002 | Франция | Оливье Ассайас | Каннский кинофестиваль | 683 |
43 | В комнате Ванды | No Quarto da Vanda | 2000 | Португалия, Германия, Швейцария | Педру Кошта | Кинофестиваль в Локарно | 654 |
44 | В роли самого себя – Лос-Анджелес | Los angeles plays itself | 2003 | США | Том Андерсен | Кинофестиваль в Торонто | 649 |
45 | Миллениум Мамбо | Qian xi man po | 2001 | Тайвань, Франция | Хоу Сяосянь | Каннский кинофестиваль | 636 |
46 | Коммуна | La commune (Paris, 1871) | 2000 | Франция | Питер Уоткинс | Кинофестиваль в Торонто | 632 |
47 | Повелитель бури | The hurt locker | 2008 | США | Кэтрин Бигелоу | Венецианский кинофестиваль | 623 |
48 | Малышка на миллион | Million dollar baby | 2004 | США | Клинт Иствуд | 607 | |
49 | А у вас который час? | Ni na bian ji dian | 2001 | Тайвань, Франция | Цай Минлян | Каннский кинофестиваль | 600 |
50 | Женщина без головы | La mujer sin cabeza | 2008 | Аргентина, Франция, Италия | Лукресия Мартель | Каннский кинофестиваль | 581 |
50 | Женщина без головы | La mujer sin cabeza | 2008 | Аргентина, Франция, Италия | Лукресия Мартель | Каннский кинофестиваль | 581 |
51 | Пленница | La captive | 2000 | Франция, Бельгия | Шанталь Акерман | Каннский кинофестиваль | 580 |
52 | Эстер Кан | Esther Kahn | 2000 | Франция, Великобритания | Арно Деплешен | Каннский кинофестиваль | 579 |
53 | Наша музыка | Notre musique | 2004 | Франция, Швейцария | Жан-Люк Годар | Каннский кинофестиваль | 562 |
54 | Отчуждение | Uzak | 2002 | Турция | Нури Бильге Джейлан | Каннский кинофестиваль | 559 |
55 | Сарабанда | Saraband | 2003 | Швеция, Италия, Германия | Ингмар Бергман | Кинофестиваль в Нью-Йорке | 553 |
56 | Святая девушка | La nina santa | 2004 | Аргентина, Италия, Нидерланды | Лукресия Мартель | Каннский кинофестиваль | 550 |
57 | И твою маму тоже | Y to mama tambien | 2001 | Мексика | Альфонсо Куарон | Венецианский кинофестиваль | 537 |
58 | Горбатая гора | Brokeback mountain | 2005 | США, Канада | Энг Ли | Венецианский кинофестиваль | 537 |
59 | Дитя человеческое | Children of Men | 2006 | США, Великобритания | Альфонсо Куарон | Венецианский кинофестиваль | 537 |
60 | Десять | Ten | 2002 | Иран, США, Франция | Аббас Киаростами | Каннский кинофестиваль | 527 |
61 | Безмолвный свет | Stellet licht | 2007 | Мексика, Франция, Нидерланды | Карлос Рейгадас | Каннский кинофестиваль | 527 |
62 | Болото | La cienaga | 2001 | Аргентина, Франция, Италия | Лукресия Мартель | Берлинский кинофестиваль | 511 |
б3 | Дитя | L'enfant | 2005 | Бельгия, Франция | Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн | Каннский кинофестиваль | 511 |
64 | Звезда, усыпанная насмерть блестками | Star Spangled to Death | 2004 | США | Кен Джейкобс | Кинофестиваль в Нью-Йорке | 508 |
65 | Полет красного надувного шарика | Le voyage du ballon rouge | 2007 | Франция, Тайвань | Хоу Сяосянь | Каннский кинофестиваль | 496 |
66 | RR | Pr | 2007 | США, Германия | Джеймс Беннинг | Берлинский кинофестиваль | 491 |
67 | Дом радости | The House of Mirth | 2000 | Великобритания, Франция, Германия | Терренс Дэвис | Кинофестиваль в Локарно | 484 |
68 | 25-й час | 25th Hour | 2002 | США | Спойк Пи | Фабио-фест | 469 |
69 | 35 стопок рома | 35 rhums | 2008 | Франция, Германия | Клер Дени | Венецианский кинофестиваль | 460 |
70 | Летнее время | L'heure d'ete | 2008 | Франция | Оливье Ассайас | Кинофестиваль в Торонто | 453 |
71 | Вторжение динозавра | Gwoemul | 2006 | Корея Южная | Пон Чжун Хо | Каннский кинофестиваль | 441 |
72 | Адаптация | Adaptation | 2002 | США | Спайк Джонс | Берлинский кинофестиваль | 438 |
73 | Трудности перевода | Lost in Translation | 2003 | США. Япония | София Коппола | Кинофестиваль в Теллурайде | 435 |
74 | Джерри | Gerry | 2002 | США | Гас Ван Сент | Сандэнс | 433 |
75 | Сердца | Coeurs | 2006 | Франция, Италия | Ален Рене | Венецианский кинофестиваль | 430 |
76 | Мой Виннипег | My Winnipeg | 2007 | Канада | Гай Мэддин | Кинофестиваль в Торонто | 430 |
77 | Любовь, сбивающая с ног | Punch-drunk love | 2002 | США | Пол Томас Андерсон | Каннский кинофестиваль | 426 |
78 | Толстушки | Fat girls | 2006 | США | Эш Кристиан | Берлинский кинофестиваль | 422 |
79 | Отступники | The departed | 2006 | США, Гонконг | Мартин Скорсезе | Кинофестиваль в Нью-Йорке | 422 |
80 | Вдали от рая | Far from Heaven | 2002 | США | Тодд Хейнс | Венецианский кинофестиваль | 421 |
81 | Донни Дарко | Donnie Dorko | 2001 | США | Ричард Келли | Сандэнс | 413 |
82 | Убежище | Moolaade | 2004 | Франция, Марокко, Тунис | Усман Сембен | Каннский кинофестиваль | 410 |
83 | Женщина на пляже | Haebyeonui yeoin | 2006 | Корея Южная | Хон Сан Су | Кинофестиваль в Торонто | 407 |
84 | Воспоминания об убийстве | Memories of Murder | 2003 | Корея Южная | Пон Джун-хо | Каннский кинофестиваль | 405 |
85 | Тесицюй: К западу от железки – Часть 1: Ржавчина | Tiexi qu | 2003 | Китай, Нидерланды | Ванг Бинг | Кинофестиваль в Роттердаме | 398 |
86 | Венди и Люси | Wendy and Lucy | 2008 | США | Келли Райхардт | Каннский кинофестиваль | 395 |
87 | Что ни день, то неприятности | Trouble every day | 2001 | Франция, Германия, Япония | Клер Дени | Каннский кинофестиваль | 390 |
88 | Роковая женщина | Femme fatale | 2002 | Франция | Брайан Де Пальма | Каннский кинофестиваль | 386 |
89 | Песни со второго этажа | Sanger fran andra vaningen | 2000 | Швеция, Норвегия, Дания | Рой Андерссон | Каннский кинофестиваль | 386 |
90 | Письма с Иводзимы | Letters from Iwo Jima | 2006 | США | Клинт Иствуд | Берлинский кинофестиваль | 379 |
91 | Гран Торино | Gran Torino | 2008 | США, Германия | Клинт Иствуд | Кинофестиваль в Глазго | 375 |
92 | Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса | The assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford | 2007 | США, Канада, Великобритания | Эндрю Доминик | Венецианский кинофестиваль | 374 |
9З | Последние дни | Last days | 2005 | США | Гас Ван Сент | Каннский кинофестиваль | 368 |
94 | Человек без прошлого | Mies vailla menneisyytta | 2002 | Финляндия, Германия, Франция | Аки Каурисмяки | Каннский кинофестиваль | 368 |
95 | Когда рушатся плотины: Реквием в четырех актах | When the Levees Broke: A Requiem in Four Acts | 2006 | США | Спайк Ли | Венецианский кинофестиваль | 360 |
96 | Лучшие из молодых | La meglio gioventu | 2003 | Италия | Марко Туллио Джордана | Каннский кинофестиваль | 358 |
97 | Вращающиеся ворота | Saenghwalui balgyeon | 2002 | Корея Южная | Хон Сан Су | Кинофестиваль в Торонто | 356 |
98 | В городе Сильвии | En la ciudad de Sylvia | 2007 | Испания, Франция | Хосе Луис Герин | Венецианский кинофестиваль | 352 |
99 | Сити 24 | Er shi si cheng ji | 2008 | Китай, Гонконг, Япония | Цзя Чжанкэ | Каннский кинофестиваль | 352 |
100 | Белая лента | Das weibe Band - Eine deutsche Kindergeschichte | 2009 | Германия, Франция, Италия | Михаэль Ханеке | Каннский кинофестиваль | 348 |
Почему именно список лучших фильмов от журнала Film Comment был выбран в качестве оселка для градации кинофестивалей XXI века? Этот вопрос – не решишь наскоком. Придется углубиться в проблему, в проблему киноведческого ревизионизма.
ГЛАВА 4. КИНОВЕДЧЕСКИЙ РЕВИЗИОНИЗМ. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Итак, список “150 лучших фильмов первого десятилетия”, который был опубликован в журнале Film Comment. Почему он? Я рассмотрел только 100 лучших фильмов из 150-ти ради ясности и точности анализа, поскольку фильмы-аутсайдеры выражают мнение одного-двух критиков, отдавших свои голоса только ради своего отечества.
В составлении списка приняло участие около 200 кинокритиков из 31 страны мира. Этот топ произвел впечатление разорвавшейся бомбы, поскольку, с одной стороны, он обозначил разрыв с традициями авторского кино XX века, а с другой стороны, назвал имена и обозначил границы нового независимого кино. Большинство синефилов и кинокритиков молча с ним согласились, не сумев ничего противопоставить. Сразу после выхода в свет вспыхнул фейерверк статей в киноведческой литературе, в трудах мастодонтов актуальной кинокритики и даже в журналах для метросексуалов. Шлейф обсуждения тянется по сей день. Стало ясно, что XX век кончился. Завершилось кино прошлого столетия. Порвалась связь времен.
Первое, что бросается в глаза в этом топе, что отметили зарубежные специалисты, - резкое расширение географии и смещение эпицентра кино из Северной Америки и Западной Европы в Азию. Особенно впечатляющ рост кинематографий стран Дальнего Востока – Гонконга, Китая, Южной Кореи, Тайваня. Удивило всех доминирование в топе шедевров из Румынии и Таиланда. Таиланд – бывшая черная дыра в космосе кино - дал сразу 3 фильма в Топ-40. Все они от одного автора: Апитчатпона Вирасетакула. Румынская волна – два фильма, но каких! “Смерть господина Лазареску” и “4 месяца, 3 недели и 2 дня” Кристиана Мунджиу попали в десятку лучших!

Второе немаловажное обстоятельство. С парохода под названием “Кино” в пучину океана были безжалостно вышвырнуты не только вчерашние кумиры, но и так называемые “режиссеры будущего”, которых пророчили в твердые фавориты XXI века. Никто не ожидал, что среди лучших фильмов первого десятилетия не будет картин от таких мастодонтов как Квентин Тарантино, Гаспар Ноэ, Франсуа Озон, Джим Джармуш, Питер Гринуэй, Аббас Киорастами, Гильермо дель Торо, Вим Вендерс, Эмир Кустурица, Тео Ангелопулос, Такеши Китано и Кен Лоуч.
В чем же причина такого стремительного смещения приоритетов?
Причина 1. Исчезновение института отбора.
Очень долгое время путь от производителя фильма до иностранного зрителя был невозможен без “сита” – системы отбора фильмов кинокритиками, администраторами от кино, национальными политическими руководителями и фестивальными отборщиками. Дон Педро в Аргентине не мог просто так взять и посмотреть югославский фильм “Скупщики перьев” Драгана Петровича. А сейчас его внуки могут.
Не скажу, что та система отбора была никуда не годной, но она была весьма тенденциозной. Большинство шедевров добиралось до зрителя через океаны и горы. Из Америки в Азию, из Европы в СССР, из СССР в США и так далее. По дороге множество достойных фильмов - серебряных и бронзовых призеров национальных первенств - были отсеяны и не смогли доползти до мирового киносообщества. Второй эшелон так и не покинул полустанка. Вот, смотрите. Приведу пример 2011 года. В том году Россию на Оскаре представляла картина Никиты Михалкова “Утомленные солнцем-2”, а “Елена” Звягинцева не представляла. Хорошо, что нынче каналы распространения информации многочисленны. Представим на минуточку, что “Утомленные Солнцем-2” сняли бы в 1978 году, и он поехал бы в Канны вместо “Елены”. Как бы тогда сложилась судьба киноленты Звягинцева? Одному Богу известно.
Я, подобно Евстигнееву в фильме «Берегись автомобиля», люблю порассуждать об искусстве со свистком. В 1992-м сборная Дании вошла в историю благодаря стечению обстоятельств – началу войны в Югославии. Югославию сняли с первенства и послали в последний момент Данию. Датчане прямо с пляжа приехали на Евро-1992 и стали Чемпионами Европы. Слава Богу, что современный кинематограф – не спорт, и любое более-менее значимое произведение киноискусства становится моментально известно любителям кино во всем мире. В ХХ же веке кинематограф чем-то напоминал систему с вылетом. Play-off без права переписки. Фильмы постепенно проходили через сито отборочных соревнований. Некоторым картинам страшно не повезло. Они попросту не имели возможности пересечь национальные границы. Так и не дошли до международного зрителя, а сейчас благодаря 1 кнопке легко доходят и теснят отобранных “худсоветами” фаворитов. Посредники больше не нужны. И все соревнуются на равных. Почти на равных.

Так в СССР (Испании, Югославии, Турции и так далее) было снято немало интересных лент, которые не попали на главные международные кинофестивали, в международный прокат, а если и попали, то куда-нибудь в ГДР или Монголию.
Сейчас же тысячи, десятки тысяч фильмов, ранее никому никогда не ведомых, стали равнодоступны. Уже более как два десятилетия стремительное развитие телеканалов, видео, DVD и торрентов буквально уничтожило это “сито”. Иерархия начала перестраиваться на новых началах. Снизу вверх, а не сверху вниз. Раньше доминировал синтез, а теперь анализ. Стали появляться стихийные группы из угорелых синефилов, насмотренность которых в разы превышает насмотренность профессиональных кинокритиков. Старые кинокритики уходят в кураторскую, просветительскую и фестивальную работу, начинают не успевать за синефилами. С другой стороны, среда синефилов порождает новую формацию – кинокритиков нового столетия, которые отрезаны от старинного контекста и не знакомы с академическими иерархиями, бережно передаваемыми посредством различных институций (редакций журналов, университетов, кафедр). Новые синефилы начали переписывать историю мирового кино на свой лад.
Причина 2. Исчезновение языкового барьера
Вторая причина “пересмотра” мирового кино – прозаична и банальна. Это исчезновение языкового барьера. Тысячи волонтеров включились в перевод всего корпуса мирового кино в масштабах ранее немыслимых. Раньше преимущество получали кинематографии больших стран, кино больших языков, в первую очередь английского языка как языка универсального.
Потом шли кинематографии французского, немецкого, итальянского языков. Поэтому македонский, грузинский, или тайский кинематограф находился в положении заведомого андердога. Львиная доля фильмов из того же Таиланда просто не доходила до международного зрителя из-за языкового барьера. 99% тайских или румынских андердогов проигрывали, и только 1% действительно мощных картин могли выбраться, распихав середняков из Франции, США, Великобритании, Японии, Италии, ФРГ и СССР.
Сменяющаяся мода на тайское, иранское, турецкое, румынское – это не только работа фестивальных отборщиков, но и открытие синефилами-переводчиками Нового мира, Терра Инкогнита.
Причина 3. Изменение культурно-исторического контекста
Третья причина – не столь значима как первые две, зато она более фундаментальна и неизбывна. Ревизия значимости шедевров и полушедевров свойственна не только кинематографу, но и вообще всем видам искусства и не прекращается никогда. Правда, этот ревизионизм протекает, хоть и постоянно, но и наиболее медленно и очень избирательно. Идут годы, проходят десятилетия, старые шедевры постепенно теряют свою актуальную убедительность в глазах новых поколений. Или же, наоборот, в новом культурно-историческом контексте некоторые забытые ленты начинают звучать особенно звонко. Например, современный юноша, воспитанный Голливудом и Интернетом, вряд ли поймет, чем чудесен “Экипаж” Александра Митты (первый фильм-катастрофа в СССР, ну, или приблизительно первый) или “Маленькая Вера” Василия Пичула (кто в теме, тот знает).

Признанный шедевр советского телекино “Ирония судьбы, или с Легким паром” вдруг начинает вызывать неприятие среди феминисток. Конец 80-х в СССР захлестнула волна ненависти к социалистическому образу жизни и подняла на гребень волны “Собачье Сердце”, “Ассу”, “Меня зовут Арлекино”, “полочное” кино, и так далее. Сейчас вновь модно быть левым, Че Геварой, и из чулана кинематографа продвинутые синефилы вытаскивают Эрмлера, Барнета, Донского. Примеры можно множить и множить.
Причина 4. Крах диахронической картины мира.
Кинокритики ХХ века знакомились с кино преимущественно постепенно, год за годом. Шли за современным им кинопотоком и накапливали впечатления последовательно. Фильмы, которые могли потрясти или изумить, именно во время просмотра, именно в то десятилетие, когда это было необычно и остро. Поэтому первенство отдавалось изобретателям, новаторам от кино. Что потрясало, что изумляло? Художественная и техническая новизна в первую очередь.
Первый мультфильм, первый спецэффект, первый звуковой фильм, первые предтечи “неореализма”, первый успех “Новой волны”, первый постмодернистский фильм, первый сильный фильм из Ирана были дефицитным товаром и “стоили очень дорого” в представлении современников. Черно-белый кадр поменялся на цветной – зачет Андрею Тарковскому за “Андрея Рублева”. Вертикальное панорамирование? Следящая камера? Пятерка - Калатозишвили за “Летят журавли”. Киноведческая иерархия XX века – это кино изобретателей. Она – диахронична.
Иерархия новейших синефилов – синхронична. Для них кино развивается в произвольном порядке скачивания фильмов из торрентов. С точки зрения сетевого синефила время онемело. Все фильмы, которые он видит впервые в течение одной недели, - новые: и 1952 года, и 2002-го. Они находятся друг от друга на расстоянии 20 сантиметров на экране компьютера. Поэтому предпочтение отдается не первопроходцам, а виртуозам того или иного сюжетного, кинематографического или стилевого решения. Посредники – кинокритики, администраторы, политики - уже не вовлечены в систему передвижения фильма к кинозрителю. Предпочтение отдается собственным впечатлениям, где время создания фильма не играет особой роли.
ГЛАВА 5. РЕВИЗИОНИСТКИЙ РЕЙТИНГ МИРОВЫХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ
Если взглянуть на этот ревизионистский список, то для большинства кинокритиков он окажется довольно простым и предсказуемым как падение гантели с 9 этажа в клумбу. Давайте посмотрим на этот список не с точки зрения художественного содержания, а с точки зрения кураторов жюри. Перламутр утреннего тумана и тоска невечерняя сразу рассеиваются, а выводы напрашиваются сами собой. Мы увидим, что все многообразие имен и течений в кино жестко привязано к мнению отборщиков, арт-директоров, политических руководителей. Мы увидим, как капризна порой судьба шедевров и как несправедлива она к неудачникам. Если Большая тройка сохранила за собой весь пьедестал почета, то дальше мы видим множество расхождений со списком 14 конкурсных фестивалей игровых фильмов FIAPF. Среди лучших нет кинофестиваля в Карловых Варах, в Варшаве, в Москве. Зато есть Сандэнс или Теллурайд. Есть о чем задуматься? Например, о том, что не открыл наш любимый ММКФ ни одного фильма из 100 лучших в 21 веке.
Место | Название кинофестиваля | Условное количество очков |
---|---|---|
1 | Каннский кинофестиваль | 37036 |
2 | Венецианский кинофестиваль | 15978 |
З | Берлинский кинофестиваль | 8140 |
4 | Кинофестиваль в Торонто | 3705 |
5 | Кинофестиваль в Локарно | 1970 |
6 | Сандэнс | 1623 |
7 | Кинофестиваль в Нью-Йорке | 1483 |
8 | Кинофестиваль в Теллурайде | 1408 |
9 | Афинский кинофестиваль | 703 |
10 | Фабио-фест | 469 |
11 | Кинофестиваль в Роттердаме | 398 |
12 | Кинофестиваль в Глазго | 375 |
Место | Название кинофестиваля | Количество фильмов в ТОП-100 |
---|---|---|
1 | Каннский кинофестиваль | 46 |
2 | Венецианский кинофестиваль | 21 |
3 | Берлинский кинофестиваль | 10 |
4 | Кинофестиваль в Торонто | 7 |
5 | Сандэнс | З |
6 | Кинофестиваль в Нью-Йорке | З |
7 | Кинофестиваль в Локарно | 3 |
8 | Кинофестиваль в Теллурайде | 2 |
9 | Афинский кинофестиваль | 1 |
10 | Фабио-фест | 1 |
11 | Кинофестиваль в Роттердаме | 1 |
12 | Кинофестиваль в Глазго | 1 |
Давайте вкратце расскажем о пяти ведущих кинофестивалях мира. Рассказ будет несколько вульгарным и упрощенным. Он предназначен для широкой читающей публики, мало знакомой с кинофестивалями, а не для кинокритиков и синефилов. Описать в 2-3 абзацах явления такого масштаба как Каннский или Венецианский кинофестиваль – невозможно. Зато можно дать хлесткую, хотя и спорную характеристику. Можно обозначить болевые точки и дать емкое представление, порой и основанное на странной мифологии.
1 место. Каннский международный кинофестиваль. 37063 очка. 46 фильмов в ТОП-100 XXI века
Есть Канны и есть остальные кинофестивали. Из сотни лучших картин – 46 картин были впервые показаны в Каннах. Среди десяти лучших фильмов первого десятилетия XXI века – 7 дебютировали в Каннах. Великолепная семерка включает: “Маллхоланд Драйв” Дэвида Линча, “Любовное настроение” Вонга Кар-Вая, “Один и два” Эдварда Янга, “Смерть господина Лазареску” Кристи Пую, “Оправданная жестокость” Дэвида Кроненберга, “Тропическая болезнь” Апитчатпонга Вирасетакула и “4 месяца, 3 недели и 2 дня” Кристиана Мунжиу. Новая румынская волна и Вирасетакул взошли на киноолимп, пинком открыв двери каннского Дворца фестивалей в начале нового тысячелетия, также как Эмир Кустурица и Квентин Тарантино в 90-х.

Именно поэтому режиссеры всего мира с воем слетаются каждый год на юг Франции, отметая предложения других престижных кинофорумов таких как Мостра, Берлинале, которые также как и Канны претендуют на право первой ночи. Кинолента, рукоположенная самим Тьери Фремо (арт-директор Каннского кинофестиваля) или Жилем Жакобом (Президент Каннского кинофестиваля), получает звездный билет в будущее уже только за счет приглашения в Основной Конкурс. Получение же “Золотой Пальмовой Ветви” делает фильм шедевром до скончания веков. По крайней мере, у себя на родине.
Каннский кинофестиваль - это аттракцион, имя, афиша, публика, касса! Ежегодный ажиотаж вызывает пристеночно-пузырьковое кипение не только в мире кино, но и в мире бомонда. Шикарные авто, фешенебельные дамы в таусиновых лифах, с иголочки одетые франты, опухшие кинокритики с остатками каши на бороде, юные старлетки, фиолетово скользящие по красной дорожке, тысячи корреспондентов и миллионеров, кишащих на Набережной Круазетт, служат визуальным образцом для сотен других кинофестивалей мира, начиная от Стамбульского, заканчивая “Золотым Минабаром” в Казани. Если не дано стать иному кинофоруму законодателем моды, то хотя бы можно в тщетном порыве выглядеть как законодатель моды.
Машина тщеславия, запущенная Жилем Жакобом, работает исправно уже который год. Жакоб, старый лис, уразумевший когда-то, что худший беспорядок – это порядок, возведенный в квадрат. В чем сила Канн? В деньгах? В правде? И в них тоже. Но главная, всесокрушающая сила Каннского фестиваля в том, что его организаторы опровергают самих себя назло кинокритикам, продюсерам, режиссерам и в то же время строят на этом принципе отрицания “Вавилонскую башню” тщеславия. Отрицание отрицания дает синтез. Пещерное кантианство работает вулканом. Тщетно пытаются кинокритики вывести закономерности тенденции отбора и премирования участников. Казалось бы, на знамени фестиваля жирными буквами написано: “Мы призваны популярить изыски”, показывать то, чего не бывает в кино, но то, что мелькает в просвете Бытия. Ан нет, сделав два шага вперед, Канны вдруг отступают назад, трусливо сидят в засаде. Кинокритики укоризненно качают головой, грозят пальчиком. Главный же фестиваль мира в это время пестует героев вчерашнего дня – занимается производством живых классиков, осыпает их призами и медалями, отливает их в бронзе, капитализирует старые открытия, а потом в самый неожиданный момент прыгает далеко вперед или вбок, или даже назад – в экспериментальное кино, в вульгарную документалистику, отдает оммаж саспенсу и катарсису, то есть всячески проказничает и безобразничает теперь уже назло массовому зрителю, здравому смыслу и традиции.
Умение балансировать на кончике иголки, улавливать писк моды в индокитайских джунглях и одновременно отливать в бронзе вчерашних новаторов - фирменный каннский стиль.
2 место. Венецианский кинофестиваль. 15978. 21 фильм в ТОП-100 XXI века
В XXI веке в Венеции дебютировали такие фильмы как “Синдромы и столетие” Виресетакуна, “Платформа” Цзя Чжанкэ, “Прибежище дракона” Минляня. Венеция открыла в 2003 году Андрея Звягинцева. Его картина “Возращение” не попала в “ТОП-100”, зато выиграла “Золотого льва” – главный приз Мостры. Из “большой тройки” фестивалей именно Венеция больше всего мирволит советским и российским авторам.

“Золотого льва” к себе в кладовку увозили не только Андрей Звягинцев, но и Андрей Тарковский, Никита Михалков, Александр Сокуров. Уже на самом первом фестивале - в 1932-м году - наши успели вырыть себе окоп в расчете на будущее. Тогда в турнире приняли участие 33 фильма из 9 стран мира. Были киноленты из Франции, Германии и США. А приз за лучшую режиссуру по итогам зрительского голосования получила картина советского режиссера Николая Экка - “Путевка в жизнь”. Это был первый звуковой фильм в СССР. Ленту приобрели для проката 32 страны мира. Прибыль от проката была потрачена на строительство Челябинского танкостроительного завода.
Благосклонность Венеции к нашему кино особенно приятна в связи с новейшей репутацией, которую фестиваль завоевал во второй половине XX века. Если Берлин ассоциируется с политической ангажированностью, Канны превратились в Левиафана от кинематографа, где определяется повестка дня кинематографа и где крутятся серьезные деньги, то Венеция является образчиком эстетского маньеризма. Мостра больше, чем что бы то ни было, чтит принцип чистого кино или “искусства ради искусства”.
Словно в насмешку, в становлении крупнейших фестивалей громадную роль сыграли не деятели искусства, а диктаторы, тираны или пропагандисты самого разного толка. Бенито Муссолини долго пытался что-то противопоставить американскому “Оскару”, пока не родилась идея кинофестиваля, где бы можно было бы от души упиваться фашизмом. Италия не жалела средств. Так встал на ноги и пошел Венецианский международный кинофестиваль. Во многом благодаря сначала Сталину, а потом и Хрущеву зашагал и ММКФ. Финансовая поддержка кинофестивалей государствами мира и поныне основа их благополучия.
Фашистская Италия войну проиграла. О главном призе фестиваля - “Кубке Муссолини”, который вручался c 1934 по 1942 год предпочитают сейчас не вспоминать. Зато все помнят, что Венецианский кинофестиваль – старейший в мире.
После Второй мировой войны Мостра меняла формат и окрас множество раз. Сначала она вынула из шляпы итальянский неореализм. В 1947 году на фестивале присутствовало около 90 тысяч зрителей, что для того времени было уникальным достижением. В 50-ые годы фестиваль лихорадило. Мимо него проходило множество знаковых фильмов. Престиж Мостры таял.
Поворот случился в 1963 году усилиями Луиджи Кьярини или “Профессора”. Кьярини переосмыслил фестиваль. Отмел политические и экономические соображения. Сделал ставку на эстетику. Как показала история – не прогадал. На Венецианском кинофестивале пошли вереницей фильмы набирающих ход Бергмана, Дрейера, Годара, Брессона, Куросавы, Трюффо, Росселини, Кассаветиса. Престиж Мостры вырос до небес, а мэтры киноискусства выбили свое имя на гранитной скале славы.
3 место. Берлинский кинофестиваль. 8140 очка. 10 фильмов в ТОП-100 XXI века
Если Вы хотите получить репутацию знатока кино, то в кругу матерых кинокритиков порассуждайте с невинным выражением лица о лауреатах Берлинского кинофестиваля. Даже опытный кинокритик или киновед, который видел десятки тысяч фильмов, написал 4 тысячи рецензий и десяток глубокомысленных книг с названием наподобие “Опыт взаимодействия литературы и кино на материале среднеазиатского региона” не сможет вспомнить навскидку большинства последних обладателей “Золотого медведя” – главного приза фестиваля за последний десяток лет, не говоря уже о призах второстепенных. Порассуждайте вслух о глубине трилогии турецкого режиссера Семиха Капланоглу – “Яйцо”, “Молоко”, “Мед” и о поверхностности перуанской картины “Молоко скорби”. Или наоборот.

Кинокритики испугаются, посчитав Вас либо “шибка умным”, либо провинциальным долбонавтом. Испугаются, поскольку в киносообществе правилом хорошего тона считается бранить Берлинале за услужливую политкорректность, за убогую конкурсную программу и за “никчемных” лауреатов (хотя лауреаты – очень достойные). Каждый год кинокритики разносят в щепки членов жюри и арт-директора фестиваля - Дитера Кослика.
Но минует год и “уязвленные” специалисты рвутся попасть на Берлинале еще пуще прежнего. Рвутся потому, что искренне его любят. Любят за уют, за обилие кинотеатров, за массовый интерес у простого зрителя, за поиск нетрадиционных национальных кинематографий. Прощают посему художественные компромиссы и скандалы, которые часто сотрясают немецкий фестиваль.
Берлинале был впервые проведен в 1951 году, когда десятки тысяч бездомных немцев все еще влачили жалкое существование в палатках, вспоминая золотые дни при Гитлере. И Германия, и Берлин были разрезаны оккупационными властями на части. Первоочередной задачей командование США, Великобритании и Франции считало пропаганду западного либерализма и дискредитацию как нацисткой Германии, так и восточного блока. Именно западные союзники стали отцами-основателями Берлинского кинофестиваля. Именно они, впрочем, как и Муссолини при учреждении фестиваля Венецианского, как и Хрущев при учреждении ММКФ преследовали в первую голову пропагандистские цели. Искусство кино играло роль второстепенную.
Шли годы. Падали листья. Акценты медленно смещались. Откровенная пропаганда исчезла за линией горизонта, но все же Каинова печать политики осталась несмываемым пятном на Берлинале. Забавно, что если в 50-х годах кинофестиваль стоял в лагере беззастенчивого буржуазного либерализма, то к XXI веку он перебежал в левый лагерь. Сейчас над его головой гордо веет красно-лиловое знамя.
Не следует думать, что Берлинале отдан с потрохами политической конъюнктуре, все-таки постмодерн, который множит художественные миры как сломавшийся принтер, пропитал всю ткань современного искусства, в том числе и ткань кино. К счастью, ни Дитер Кослик, ни отборщики, ни жюри, никто вообще в современном мире не в силах ни определить, ни осмыслить в полной мере бесчисленные интонации и туманные посылы значительного числа произведений кино. Авторское кино стало, в целом, шире не только политики, но иногда уже и психиатрии.
Дирекция фестиваля, отборщики и жюри вынуждены все время лавировать между искусством и политикой, подбирая объедки с Каннского и Венецианского стола и при этом постараться раздать всем сестрам по серьгам. Победителями становятся картины, которые никто уже через 4 года не может припомнить даже среди прожженных синефилов.
4 место. Кинофестиваль в Торонто. 3705 очка. 7 фильмов в ТОП-100 XXI века
Примером удачного второстепенного “кинофестиваля кинофестивалей” является кинофестиваль в Торонто. Влачил он жалкое существование на канадской стороне, на другой планете. Но шли годы, и МКФ в Торонто сумел завоевать свое место под солнцем, оттеснив в тень знатные Карловы Вары, ММКФ и даже молодой кинофестиваль “Радонеж”, который является признанным мировым лидером в области религиозного, духовно-нравственного документального кино.
Главной находкой канадского фестиваля стал его демократизм и всеядность. Здесь нет официального жюри, главным призом является “Приз зрительских симпатий”, а главным принципом – братание войск арт-хауса и низменного мейнстрима. Торонто – это место, где сходятся толпами адепты перпендикулярного кино, строгие киноведы, звезды Голливуда, тупые канадские реднеки и поклонницы кинофильма “Сумерки”.
Сравнительно молодой кинофестиваль в Торонто, ведущий свою историю с 1976-го года, сейчас играет мускулами и поражает размахом. С каждым годом количество фильмов и зрителей здесь растет более высокими темпами, чем количество гастарбайтеров в Южном Чертаново. В 2010-м году было показано 339 кинолент из 59 стран. Фестиваль посетило около 250 тысяч зрителей. Несмотря на то, что Торонто был вынужден плестись в обозе Канн и Венеции, именно там состоялись кинотеатральные премьеры семи лучших фильмов XXI века по версии ТОП-100 журнала Film Comment.
5 место. Сандэнс. 1623 условных очка. 3 фильма в ТОП-100 XXI века
Другой пример – Сандэнс. Этот кинофестиваль как и фестиваль в Торонто, был основан сравнительно недавно – в 1978 году американским режиссером и актером Робертом Редфордом. В отличие от Торонто, Сандэнс всегда играл на своей половине поля - на половине кино авторского, низкобюджетного, “независимого”. Несмотря на то, что фестиваль проводится в американской глуши, – в курортном кишлаке Парк-Сити, штат Юта, а не в приличном городе – таком, как Москва, Лондон или Рим, этот дебютант с годами сумел заткнуть за пояс большие европейские кинофорумы. Дело тут вовсе не в том, что Сандэнс прославил себя изысканной иномирностью, а в том, что он, по сути, стал фарм-клубом или юниорской лигой для Большого Голливудского Кино, где проходят огранку молодые режиссеры и актеры, где обкатываются, развиваются или выбраковываются новые кинематографические концепции, новый киноязык для коммерческого кино. Было бы грубейшей ошибкой считать, что Сандэнс – это священное капище альтернативного кинематографа. Парадокс в том, что самый независимый кинофестиваль в мире намертво привязан к Голливуду. Если волею судеб астероид Апофиз упадет на Голливуд или кинопираты наконец-то уничтожат кинопрокат на корню, то Сандэнс, как и Торонто, попросту потеряют свое всемирно-историческое значение, если вообще не исчезнут с кинематографической карты мира.
Тем не менее, Сандэнс сумел внести свою лепту в историю мирового кинематографа. Количество новых имен, которые он открыл, просто невозможно перечислить. Из интересующего нас списка “100 лучших фильмов первого десятилетия XXI века” три картины были представлены фестивальной публике в Сандэнсе.

При подготовке статьи были использованы материалы: http://mirfest.com/articles/item/968.html?limitstart=0
https://alejandroidnik.livejournal.com/1302.html
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Раньше "Категория «А», означала, что фестиваль выделяется из сомна других тем, что у него есть конкурс, в котором все фильмы являются международными премьерами, и что фестиваль проводится на самом высоком уровне. Сейчас пригласить в конкурс "горячую" картину может позволить себе довольно много серьезных фестивалей, не имеющих никаких отношений с ФИАПФ.
Кинофестивали Категории «А» по версии ФИАПФ (список по датам проведения в году): Берлин (Berlin), Мар дель Плата (Mar del Plata), Канн (Cannes), Шанхай (Shanghai), Москва (Moscow), Карловы Вары (Karlovy Vary), Локарно (Locarno), Монтеаль (Montreal), Венеция (Venice), Сан-Себастьян (St. Sebastian), Токио (Tokyo), Каир (Cairo).
Кинофестивали Категории «А» по "общемировому признанию": Берлин (Berlin), Венеция (Venice), Канн (Cannes), Карловы Вары (Karlovy Vary), Локарно (Locarno), Роттердам (Rotterdam), Сан-Себастьян (St. Sebastian), Сандэнс (Sundance), Торонто (Toronto).
http://snimifilm.com/glossary/kategoriya
12.07.2017
По оценкам Variety, кинофестиваль в Торонто сейчас - второй по важности фестиваль мира после Канн. По оценкам Time - первый. Удачно расположен в году - в начале сентября. Фестиваль Торонто по сути открывает «Оскаровскую гонку». Призеры TIFF все как один получают престижнейшие кинонаграды спустя несколько месяцев, и почти все «выпускаются» из конкурсной программы с важными дистрибьюторами.
https://mediananny.com/raznoe/2322623
2018 CALENDAR OF FIAPF ACCREDITED* FESTIVALS | |||
1 | Berlin | 15 February | 25 February |
2 | Moscow | 19 April | 26 April |
3 | Cannes | 8 May | 19 May |
4 | Shanghai | 16 June | 25 June |
5 | Karlovy Vary | 29 June | 7 July |
6 | Locarno | 1 August | 11 August |
7 | Montreal | 23 August | 3 September |
8 | Venice | 29 August | 8 September |
9 | San Sebastian | 21 September | 29 September |
10 | Warsaw | 12 October | 21 October |
11 | Tokyo | 25 October | 3 November |
12 | Mar Del Plata | 8 November | 18 November |
13 | Tallinn | 16 November | 2 December |
14 | Cairo | 20 November | 29 November |
15 | India (Goa) | 20 November | 28 November |
По мнению кинокритика Юрия Гладильщикова, лидеров неофициального рейтинга, принятого деловыми изданиями Запада, ровно пять. Их так и именуют Big Five: Большая пятерка. № 1 — это безусловно Канн. № 2 — тут вечный вопрос: Берлин или Венеция. № 3 — соответственно Венеция или Берлин. № 4 — Торонто. № 5 — «Санденс». За ними следует несколько других крупных мероприятий: в Роттердаме, Локарно, Сан-Себастьяне, Карловых Варах и т. д., включая наконец-то и Москву. Все эти ведущие киносмотры в прессе принято именовать фестивалями категории «А». Но большинство российских чиновников и журналистов, гордящихся литерой «А», вроде бы накрепко прилепившейся к флагу Московского кинофестиваля, не подозревают, что этот термин — условный. Больше того, расплывчатый.
Как мы видели, ни фестиваль в Роттердаме, один из важнейших в Европе, ни относящийся к Big Five «Санденс» FIAPF не признаны. А другой представитель Big Five — фестиваль в Торонто — упорно не желает заводить конкурсную программу (хотя является рекордсменом по самому важному показателю — числу мировых премьер) (в Торонто выигрывает фильм, получивший приз зрительских симпатий). Что в итоге? А то, что ведущие деловые киноиздания не признают классификацию FIAPF и все равно включают фестивали в Роттердаме, Торонто и «Санденс» в Юте в условную «группу А». А вот Московский кинофестиваль — не всегда. И ясно, почему: он по-прежнему остается для мира фестивалем местечковым — мероприятием местного значения. На него не приезжают ведущие зарубежные кинокритики: для них на этом фестивале нет ничего нового, свежего — ничего такого, о чем можно писать для своих изданий.
www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/126050_kinofestivali-kak-oni-ustroeny