«Оскар – 2019»: Номинанты, победители, итоги26 февраля 2019
«Оскар-2019»: Полный гид по основным номинациям
15 февраля 2019
Тщательно изучили список оскаровских номинантов и рассказываем, кто и за что номинирован и чего нам от этого ждать.
Лучший фильм
«Зеленая книга»
Ретро Питера Фаррелли о дружбе черного музыканта и белого громилы, нанятого к нему шофером, — главный фаворит «Оскара», хотя и не абсолютный. «Рома», конечно, более яркий фильм, и номинаций у него вдвое больше, чем у «Зеленой книги» (десять против пяти). Но именно поэтому лирическая комедия с Махершалой Али и Вигго Мортенсеном может выиграть: с недавних пор в голосовании за лучший фильм академики выбирают не одного победителя, а составляют рейтинг, и у более компромиссной и безопасной «Зеленой книги» хорошие шансы победить благодаря вторым-третьим местам в списках. Это если на голосование не повлияют скандалы вокруг фильма (Мортенсен сказал слово на букву «н», родственники героя Али раскритиковали сценарий). До сих пор не влияли.
«Зеленая книга» победила в зрительском голосовании на фестивале в Торонто (с него обычно и запускают оскаровские кампании), получила три «Золотых глобуса», включая награду за лучшую комедию, а также приз Продюсерской гильдии (PGA). Последняя премия особенно важна: гильдия тоже голосует при помощи рейтингов, а потому очень часто предсказывает победителя «Оскаров». Так было в прошлом году, когда обе премии получила «Форма воды». Впрочем, до того два года подряд премии PGA и «Оскар» расходились. Главный аргумент против «Зеленой книги»: у Фаррелли нет номинации за режиссуру, и при этом Гильдия киноактеров не выдвинула ленту на приз за ансамбль. Еще ни один фильм с такими вводными на «Оскаре» не побеждал.
«Рома»
У черно-белой «Ромы» — амбициозного авторского проекта Альфонсо Куарона о Мехико 1970-х — десять номинаций и много восторженных поклонников. Но это может повредить фильму: режиссерскую удаль многие из голосующих неизбежно воспримут как нахальство и поставят «Рому» на нижние строчки своих рейтингов, уравновесив этим первые места в других анкетах. Так или иначе, номинация «Ромы» историческая: впервые на главную награду претендует фильм Netflix. Что, кстати, может стать дополнительным раздражающим фактором для некоторых консервативных академиков, которым не нравится успешная конкуренция стриминга с традиционным кино.
Раз один исторический прорыв «Рома» уже совершила, то может совершить и другой: еще ни разу фильм на иностранном языке (в этом случае на испанском) не получал главную статуэтку, хотя четыре раза были номинации («Дзета», «Жизнь прекрасна», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Любовь» Михаэля Ханеке). Случится ли это? У «Ромы» — BAFTA за лучший фильм, но в большинстве других важных премий оскаровского сезона («Глобусы» и призы гильдий) награждают, в основном, лично Куарона как режиссера и сценариста. Тревожно выглядит отсутствие номинации за монтаж. Без нее лучшим фильмом за последние много лет становился только «Бёрдмэн», но это особый случай — монтажа в том фильме почти нет. В плюс «Роме» победа на Венецианском фестивале. Это не самый большой фактор в оскаровском голосовании, но в прошлом году «Форма воды» получила «Оскар» после «Золотого льва».
«Звезда родилась»
Режиссерский дебют Брэдли Купера — четвертая версия классического голливудского сюжета, и каждая из предшествующих картин с этим названием тоже получала номинации (хотя на звание лучшего фильма претендовал только оригинал 1937 года). Фильм о трагической любви стареющего рокера-алкоголика и его молодой протеже собрал очень много в американском прокате, но «Оскар», как известно, дают не за проданные билеты.
За последние несколько месяцев «Звезду» номинировали примерно на что угодно (гильдии актеров, продюсеров, режиссеров и сценаристов, «Золотой глобус», BAFTA), но с победами дело хуже. Особенно было обидно проиграть «Богемской рапсодии» на «Золотом глобусе». Впрочем, «Звезда родилась» стала одним из фильмов года по версии Американского киноинститута, а на BAFTA Купер поставил рекорд, претендуя на призы как продюсер, режиссер, сценарист, актер и композитор. При этом на «Оскаре» Купер не вошел в режиссерский шорт-лист, а фильм, не номинированный за режиссуру, получал главный приз всего четыре раза за всю историю «Оскара», два их них — в доисторические времена. Номинации за монтаж, которая очень часто совпадает с «Лучшим фильмом», у «Звезды» тоже нет. Так часто происходит с фильмами, которые считаются фаворитами в начале оскаровского сезона — когда дело доходит до номинаций, шум вокруг них уже спадает.
«Фаворитка»
Причудливая и остроумная комедия нравов о дворе британской королевы Анны — самый мейнстримовый фильм Йоргоса Лантимоса и первая работа грека, претендующая на «Оскар» как фильм года. У «Фаворитки» десять номинаций, как и у «Ромы», три из которых — актрисам. При этом странным образом картина не получила номинацию за лучший ансамбль от Гильдии киноактеров, что плохой знак для перспектив в главной номинации. У фильма очень мало противников, но не очень много и убежденных поклонников. Больше всего «Фаворитку» любят журналисты, присудившие ей целых 14 номинаций на премии «Выбор критики». Фильм Лантимоса, кроме того, выдвигался на приз Продюсерской гильдии, а также на несколько «Золотых глобусов» в комедийной категории, но получила «Глобус» только Оливия Колман в роли королевы. Скорее всего, с «Оскаром» будет похожая картина: при обилии номинаций «Фаворитке» не стоит рассчитывать на множество побед.
«Черный клановец»
Новый фильм Спайка Ли основан на невероятной, но реальной истории черного полицейского, который в Колорадо 1970-х смог внедриться в местную ячейку ку-клукс-клана при помощи своего напарника-еврея. Афроамериканская тема — одна из главных на этой церемонии «Оскара», Ли — один из самых уважаемых независимых режиссеров, а в мае фильм получил восторженную прессу и Гран-при жюри в Канне. Так что эта номинация должна была случиться, но мало кто ожидает победы «Клановца». Точнее, до недавнего времени мало кто ждал. Сейчас же вдруг оказалось, что траектория в оскаровском сезоне у фильма Ли близка к идеальной.
«Богемская рапсодия»
Байопик Фредди Меркьюри уже получил народную любовь и сопутствующие ей 800 млн долларов в мировом прокате. Эти успехи не прошли незамеченными: «Рапсодия» получила «Золотой глобус» как лучшая драма, а актерский приз ушел Рами Малеку. Номинации от гильдий продюсеров и киноактеров тоже на месте. Но фильм вряд ли можно считать фаворитом «Оскара»: против него и прохладные рецензии, и претензии к тому, как плоско изображена в сценарии сексуальность Меркьюри, а также участие Брайана Сингера. Режиссер был уволен с площадки еще до того, как ему предъявили обвинения в харассменте, но все же вряд ли академики захотят голосовать за фильм, под которым стоит его подпись.
«Черная Пантера»
Предрассудок академиков против супергеройского кино хорошо известен и слишком силен, чтобы рассматривать «Черную Пантеру» как реального претендента на победу. Кинокомикс о вымышленном африканском королевстве Ваканда считается едва ли не лучшим фильмом во вселенной Marvel, его мировые сборы превышают миллиард долларов, а в США он и вовсе стал самым кассовым фильмом года. Недавно «Черная Пантера» получила приз Гильдии киноактеров за лучший ансамбль и собрала другие престижные номинации. Но в оскаровской конъюнктуре достижением можно считать уже саму номинацию на главный приз: раньше такого с супергероями не случалось. Ясно, что категория «Лучший популярный фильм» была придумана академией специально для «Черной Пантеры», чтобы фанаты комиксов не обижались (от идеи, правда, отказались после шумной критики в прессе).
«Власть»
Актерский бенефис об историческом персонаже — обязательный для «Оскара» жанр, и в этом году нишу занял фильм о Дике Чейни с лысым и толстым Кристианом Бэйлом. Режиссер — Адам МакКей, чья «Игра на понижение» едва не победила на «Оскаре» три года назад. У «Власти» есть номинации за режиссуру и монтаж и больше всех номинаций на «Золотой глобус», так что по очкам она вроде как должна претендовать на победу. Однако в природе, кажется, пока не обнаружено людей, у которых картина вызывала бы настоящий энтузиазм. Ситуация с «Глобусами» в этом смысле симптоматична: шесть номинаций и только один приз Бэйлу. Скорее всего, на «Оскаре» будет так же.
Лучший актер
Рами Малек — «Богемская рапсодия»
Для исполнителя роли Фредди Меркьюри — это первая номинация на «Оскар». Жанр «жизнь замечательных людей» сам по себе способствует победе, вот только в актерском списке еще два артиста играют в байопиках. У Малека есть все шансы: он получил «Золотой глобус» как актер драмы, приз гильдии (SAG) и премию BAFTA и поэтому считается одним из двух главных кандидатов на победу. В прессе встречаются претензии к тому, как фигура Меркьюри интерпретирована в сценарии, но к игре Малека вопросов нет.
Кристиан Бэйл — «Власть»
Бэйл не просто обладает прекрасной актерской техникой — он еще и чемпион по невероятным физическим трансформациям ради роли. Академики ценят этот вид актерского спорта: за подобные достижения в последние годы награждали Гари Олдмана и Мэттью МакКонахи, да и сам Бэйл получил первый «Оскар», исхудав для роли в «Бойце». Теперь же он преобразился в толстого и лысого старика Дика Чейни. Четвертая номинация Бэйла может превратиться во вторую победу и первую за главную роль. В комедийных номинациях «Золотого глобуса» и «Выбора критики» у него не было конкурентов, однако призы BAFTA и Гильдии киноактеров, где деления на драмы и комедии нет, он уступил Рами Малеку.
Вигго Мортенсен — «Зеленая книга»
Как и Бэйл, Вигго Мортенсен серьезно поработал над своим обликом для роли приблатненного вышибалы Тони в «Зеленой книге». Артист набрал около 20 килограммов, причем в основном за счет мышечной массы. Он уже два раза претендовал на «Оскар» за главную роль (за «Порок на экспорт» и «Капитана Фантастик»), но похоже, что и в этот раз номинация не принесет результата. Особенно после того, как Мортенсену пришлось извиняться за использование расистского оскорбления на пресс-конференции — скандал случился, несмотря на то что контекст высказывания был осуждающим.
Брэдли Купер — «Звезда родилась»
Академикам нравятся актеры, которые переходят в режиссуру, и случай Купера — уже пятнадцатый, когда артиста номинируют за роль в его же собственном фильме. Надо сказать, что Купер-режиссер много сделал для этой номинации: число крупных планов Купера-актера в «Звезде» несколько выше необходимого. И это не говоря о том, что трагическая роль звезды шоу-бизнеса на закате карьеры просто очень выигрышна. Она уже принесла номинации Фредрику Марчу и Джеймсу Мейсону, которые играли в первых двух фильмах по этому сюжету, но не победили. Не победит и Купер: он не получил ни «Глобуса», ни «Выбора критики», ни приз SAG. Это уже будет четвертый неудачный подход к снаряду после «Мой парень — псих», «Аферы по-американски» и «Снайпера».
Уиллем Дефо — «Ван Гог. На пороге вечности»
Удивительно, но у одного из лучших американских актеров все еще нет «Оскара». Дефо трижды был номинирован за роли второго плана, причем первый раз был в далеком 1987-м («Взвод»), а третий — год назад («Проект „Флорида“»). Байопик гениального художника, казалось бы, идеальный повод для того, чтобы наконец наградить заслуженного актера. Так рассудило и жюри Венецианского фестиваля, от которого Дефо получил приз за лучшую мужскую роль. Но конкуренция в этом году слишком сильна.
Лучшая актриса
Гленн Клоуз — «Жена»
Скорее всего, на этот раз «Оскар» уже не уйдет от Гленн Клоуз. В 1980-е она получила пять номинаций за семь лет (за роли второго плана в 1982—1984 годах, за главные роли в 1987-м и 1988-м) и в 2011-м добавила к ним еще одну за «Таинственного Альберта Ноббса». «Жена» — удобный повод наградить Клоуз. Это большая, уверенно сыгранная роль в независимой драме по феминистскому роману о писательнице, чьи тексты присваивает ее же муж-профессор. В этом сезоне актриса уже получила «Золотой глобус» и «Выбор критики» за роль в драме, а также приз SAG.
Леди Гага — «Звезда родилась»
Уже в третий раз фильм под названием «Звезда родилась» получает обе номинации за главные роли. Осечка случилась только на версии 1974 года с Барброй Стрейзанд и Крисом Кристофферсоном. А Леди Гага повторила прошлогоднее достижение Мэри Джей Блайдж — та тоже была одновременно отмечена за актерскую игру и песню («Ферма „Мадбаунд“»). Шансы на победу у Стефани Джерманотты ненамного выше, чем у ее экранного партнера Брэдли Купера, хотя на «Выборе критики» она разделила победу с Клоуз.
Оливия Колман — «Фаворитка»
Бурлескная роль полусумасшедшей королевы Анны — одно из самых ярких актерских выступлений года. Если кто-то может соревноваться за победу с Гленн Клоуз, то это Колман, за которой номинаций на «Оскар» до сих пор не значилось. Собственно, именно эти две актрисы получили в этом году «Золотые глобусы» за главные женские роли (Клоуз — за драматическую, Колман — за комедийную). Колман вышла вперед на премии BAFTA — но для Британской академии кино и телевидения могло быть важно, что она англичанка в английском фильме. На «Оскаре» такого преимущества у нее не будет.
Мелисса МакКарти — «Сможете ли вы меня простить?»
Клоунесса МакКарти расширяет свой репертуар, хотя и за шапито «Девичник в Вегасе» она уже получала оскаровскую номинацию. «Сможете ли вы меня простить?» — шаг в сторону серьезного, пусть тоже ироничного кино, история по реальным событиям о мошеннице, подделывавшей автографы знаменитых писателей. Актерские работы — самая сильная сторона фильма, и МакКарти вошла во все шорт-листы года. Важных побед, однако, у нее ни одной.
Ялица Апарисио — «Рома»
Роль служанки в богатом мексиканском семействе — убедительная и трогательная работа Ялицы Апарисио, воспитательницы из детского сада, раньше не снимавшейся в кино. Красивый жест, но академики редко награждают актеров-любителей. Это случалось всего два раза в истории (ветеран-инвалид Харольд Расселл в «Лучших годах нашей жизни» и врач Хэйнг С. Нгор в «Полях смерти»). Зато любители демографической статистики рапортуют, что впервые актерскую номинацию получила индианка.
Лучший анимационный фильм
- «Суперсемейка 2»
- «Человек-паук: Через вселенные»
- «Ральф против интернета»
- «Остров собак»
- «Мирай из будущего»
Если в главных номинациях супергеройское кино не присутствует почти никогда, то в категории за лучший полнометражный мультик все не так строго. Основная борьба здесь развернется между супергероями из Disney/Pixar (первая часть «Суперсемейки» победила в 2005 году) и супергероем Sony — Спайдерменом. Обычно «Анимационный фильм» — самая скучная номинация, в которой участвуют один диснеевский фаворит и четыре статиста. На этот раз у «Человека-паука» есть хороший шанс нарушить монополию: именно он выиграл «Золотой глобус», BAFTA и премию Гильдии продюсеров.
Лучший документальный фильм
- «RBG»
- «Думая о пропасти»
- «Свободный подъем в одиночку»
- «Об отцах и сыновьях»
- «Округ Хейл утром и вечером»
В документальной номинации «Оскаров» ценятся героические истории, и главные претенденты в этом году именно из их числа, хотя это очень разные фильмы. «Свободный подъем в одиночку» — сюжет о личном подвиге: альпинист поднимается по огромной отвесной скале в Калифорнии. Фильм, ценный еще и головокружительными высотными съемками, получил максимальное количество почестей: приз зрительских симпатий в документальной секции фестиваля в Торонто, номинации продюсерской и режиссерской гильдий, приз BAFTA, а также три премии «Выбор критиков». С ним соперничает «RBG» о верховной судье США Рут Бейдер Гинзберг, которая в последние годы превратилась в икону феминисток и вообще американских либералов. Фильм собрал колоссальные для дока 14 миллионов в прокате, один «Выбор критики» и тоже претендовал на премию продюсерской гильдии (оба проиграли фильму «Будешь моим соседом?», который неожиданно не вышел в финал на «Оскаре»).
Энергичная лента о скейтерах «Думая о пропасти» впервые была показана на прошлогоднем «Сандэнсе» и с тех пор получила призы на нескольких десятках фестивалей — она тоже может победить. Меньше шансов у фильма «Об отцах и сыновьях» о сирийской войне, хотя он победил в международном конкурсе «Сандэнса». А самый неожиданный номинант — поэтичный фильм «Округ Хейл утром и вечером» об алабамском захолустье.
«Оскар-2019»: Номинации — сюрпризы и цифры
23 февраля 2019
В этом году киноакадемия ломает шаблоны как никогда. Причины как минимум две — погоня за рейтингами и омоложенный состав академиков. Посмотрим, к чему это привело.
Американская киноакадемия объявила номинантов 91-й премии «Оскар». В этом году, как и в прошлом, в лидерах Мексика: Альфонсо Куарон захватил сердца академиков и получил 10 номинаций. Год назад, напомним, его собрат Гильермо дель Торо набрал 13 номинаций с фильмом «Форма воды».
Равное число номинаций с «Ромой» набрала «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, но тут есть любопытный нюанс: в номинации «Лучшая актриса второго плана» между собой сражаются звезды этого фильма Рэйчел Вайс и Эмма Стоун, а так как победить сможет только одна, у «Фаворитки» при любом раскладе есть шанс получить лишь 9 статуэток. Куарон, таким образом, безоговорочный фаворит этой церемонии.
По фильмам номинации распределились следующим образом:
- «Рома» — 10;
- «Фаворитка» — 10;
- «Звезда родилась» — 8;
- «Власть» — 8;
- «Черная Пантера» — 7;
- «Черный клановец» — 6;
- «Богемская рапсодия» — 5;
- «Зеленая книга» — 5;
- «Человек на Луне» — 4;
- «Мэри Поппинс возвращается» — 4;
- «Баллада Бастера Скраггса» — 3;
- «Сможете ли вы меня простить?» — 3;
- «Если Бил-стрит могла бы заговорить» — 3.
Распределение по студиям выглядит так:
- Walt Disney —17;
- Netflix — 15;
- Fox Searchlight — 15;
- Annapurna Pictures — 11;
- Universal — 9;
- Warner Bros. — 9;
- Focus Features — 8;
- 20th Century Fox — 5;
- Sony Pictures Classics — 5;
- Amazon Studios — 3.
Первый лучший комикс-фильм
Все надеялись, но никто не ожидал: «Черная Пантера» стала первым комикс-фильмом, получившим номинацию в категории «Лучший фильм». Так что Marvel совершила настоящий прорыв и может уже считать себя победителем, даже если статуэтку получит кто-то другой.
В прошлом году, кстати, супергеройское кино тоже прорывалось, но не в такой важной категории: «Логан» стал первым комикс-фильмом, получившим номинацию за сценарий.
Лучший популярный фильм
Отказавшись от идеи ввести дополнительную номинацию на «Оскаре» за лучший популярный фильм, академия превратила в нее свою главную номинацию «Лучший фильм». За титул главной картины этого года вместе с «Ромой» и «Фавориткой» сражаются, помимо «Черной Пантеры», «Звезда родилась» и «Богемская рапсодия». При этом если раньше кассовые хиты получали в основном технические номинации, то сейчас у них есть и актерские, и сценарные. И если про последние все понятно, то наличие абсолютно клишированной с художественной точки зрения «Богемской рапсодии» среди номинантов на лучший фильм может вызвать удивление. Но это если забыть, что «Оскар» — он не про искусство.
Цвет настроения черный
В сети уже шутят, что к «Черной Пантере» и «Черному клановцу» не хватает «Черной книги» — был бы полный набор. Хотя есть «Зеленая», и она тоже про проблемы темнокожих. Тут еще стоит вспомнить, что «Рома» и «Холодная война» Павла Павликовского — черно-белые. Ставим песню Киркорова и Егора Крида.
Да здравствует Netflix
Номинация «Ромы» в главной категории — хорошая оплеуха всем, кто говорит, что кино можно смотреть только в кинотеатрах и наградами нужно отмечать лишь прокатное кино. Каннский фестиваль, напомним, рассорился с Netflix именно на этой почве. Зато Венеция не постеснялась и дала «Роме» главный приз, а теперь и «Оскар» примкнул к рядам тех, кто считает, что выдающееся кино может появиться где угодно. Ну, и в целом с номинацией за лучший фильм можно считать, что Netflix уже победил. Предрассудки как минимум. В прошлом году, кстати, у Netflix было 7 номинаций, в этом — уже 15. То ли еще будет.
Хороший тамада
В декабре академия назвала имя ведущего церемонии — комика Кевина Харта, снявшегося во всех тех продолжениях «Очень страшного кино», которые вы не смотрели. Но не прошло и двух дней, как Харта настигло то же Проклятие Старого Твиттера, которое стоило режиссеру Джеймсу Ганну увольнения со студии Disney.
Покаявшись за гомофобные шутки десятилетней давности, Харт в добровольно-принудительном порядке отвел свою кандидатуру, и в январе заговорили о том, что церемония может пройти вовсе без ведущего. Более того, пошли инсайды, кто из звезд уже отказался вести «Оскар», потому что эта миссия невыполнима. Как резюмировал эксперт THR Стивен Гэллоуэй, ведущий оскаровской церемонии должен быть всемирно знаменит, чтобы взорвать рейтинги, быть смешным (но не безвкусным), популярным (но не скандально), политически подкованным (но не приверженцем какой-то одной партии), молодым (но не настолько, чтобы испугать руководство академии) и вообще удовлетворять самым противоречивым интересам академии (включая ее президента), совета директоров и ABC, отвечающего за трансляцию церемонии, а также продюсеров и режиссеров церемонии.
Выяснилось, что такое счастье не нужно Опре Уинфри, Джастину Тимберлейку и Джулии Луис-Дрейфус. Предложение со всей серьезностью рассматривал Дуэйн Джонсон. Казалось бы, идеальная со всех сторон кандидатура, но и он слился под предлогом несовпадения графиков, дескать, не могу, буду работать над спин-оффом «Форсажа» «Хоббс и Шоу» и сиквелом «Джуманджи». Предложение академии передвинуть съемки Скала воспринял без энтузиазма.
Академики приуныли и задумались, что делать, если ведущий не найдется. Прецеденты уже, кстати, были. В последний раз это случилось в 1989 году, когда продюсеры не смогли найти подходящего кандидата или просто не захотели рисковать после инцидента на церемонии 1988 года. Тогда комик Чеви Чейз начал выступление с жизнерадостного плевка в зал: «Привет, голливудские лицемеры!»
«Голливудские лицемеры» оказались меж двух огней. С одной стороны, выберешь кого-нибудь, а народные дружинники из соцсетей отыщут на него компромат. С другой стороны, церемонии без ведущего считаются самыми скучными, а «Оскар» и без того стабильно теряет рейтинги.
Академия пришла к компромиссному решению. Основного ведущего по-прежнему не будет, но появится множество звезд, которые выйдут на сцену для представления номинации и оглашения победителей. В настоящий момент названо больше двух десятков актеров и один дирижер Густаво Дудамель, зато сразу со всем Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса (а он точно поместится на сцене?).
Скрипач не нужен
Почему никто не хочет быть ведущим церемонии и почему «Оскар» в своих попытках гнаться за рейтингом безнадежно устарел?
«Оскар» не «Золотой глобус», где знаменитости веселятся, постепенно напиваясь за столами в отеле Beverly Hilton. Это пафосное мероприятие с размахом (зал Dolby Theater вмещает 3400 человек), направленное на поддержку имиджа Голливуда с продажей трансляции во многие страны мира. Здесь почти все прописано и продумано, времени на эксперименты нет. И человек, который иногда выходит на сцену, попросту заложник ситуации. Ведь именно ему достаются онлайн-зуботычины за неудачные шутки и неловкие выпады (еще раз: здесь нет импровизации). Он вместе с золотым парнем на катушке пленки — лицо церемонии. А церемония, как и пленка, становится реликтом.
Киноакадемики по необъяснимым причинам застряли в прошлом, в котором люди были прикованы к телевизионным экранам. Следить за «Оскаром» можно где угодно, даже находясь за полярным кругом, был бы интернет, а в Twitter напишут, кто победил. Наряды звезд вывесят на Tumblr и Instagram, музыкальные номера зальют на YouTube, а Buzzfeed соберет все речи победителей в одном месте. Для этого совсем не обязательно торчать перед телевизором четыре часа кряду. И уж совершенно все равно, что там скажет человек со сцены между номинациями.
Операторы против!
В десятых числах февраля академия выступила с внезапным и провокационным решением: не выносить в прямой эфир награждение призеров в номинациях «Лучший монтаж», «Лучший оператор», «Лучший короткометражный фильм» и «Лучший грим и прически». Причина — церемонию решили сократить, дабы не утомлять зрителей слишком долгой трансляцией. Это вызвало бурное негодование в цеху киноделов, которые справедливо возразили, что убранные из кадра профессии попросту принижают. Не говоря уж о том, что операторская работа и монтаж — это и есть кино, без них создание фильма совершенно невозможно.
Столкнувшись с негативной реакцией кинематографистов, включая великого оператора Эммануэля Любецки, академики отозвали назад свою инициативу. Награждение всех номинацией пройдет традиционно, без купюр. Теперь зрителей ожидает церемония не меньше трех с половиной часов — на изгнании ведущего времени особо не сэкономишь.
«Оскар-2019»: Победители 91-й церемонии
25 февраля 2019
В Лос-Анджелесе прошла 91-я церемония вручения премии «Оскар». Главный приз достался картине Питера Фаррелли «Зеленая книга». За роль Фредди Меркьюри в фильме «Богемская рапсодия» Рами Малека отметили в категории «Лучшая мужская роль». Среди актрис победу одержала Оливия Колман, сыгравшая королеву в «Фаворитке».
Студия Marvel не ушла с пустыми руками: «Черная Пантера» не смогла победить в главной номинации, но принесла несколько наград в технических категориях, включая дизайн костюмов. Также заветную статуэтку принес мультфильм «Человек-паук: Через вселенные», созданный совместно с Sony.
Награды распределились следующим образом:
- «Богемская рапсодия» — 4;
- «Зеленая книга» — 3;
- «Черная Пантера» — 3;
- «Рома» — 3;
- «Если Бил-стрит могла бы заговорить» — 1;
- «Власть» — 1;
- «Человек на Луне» — 1;
- «Черный клановец» — 1;
- «Звезда родилась» — 1;
- «Фаворитка» — 1.
Список основных победителей выглядит так:
Лучший фильм года
«Зеленая книга»
Так как в этом году не было явного фаворита, любая победа была бы одновременно и ожидаемой, и сюрпризом. «Зеленая книга» до «Оскара» получила главный приз продюсерской гильдии, поэтому победа фильма никого не шокировала.
С другой стороны, она выдает троглодитскую старомодность академиков. 29 лет назад самый видный чернокожий режиссер Америки Спайк Ли, выдвигавшийся как лучший сценарист, не получил «Оскар», зато лучшим фильмом в 1990 году был назван «Шофер мисс Дэйзи», где расовые отношения «объяснены» языком, понятным белым зрителям.
В этом году произошло полное повторение той неприятности — Спайк Ли сидел в зале и смотрел, как на сцене чествуют «Зеленую книгу», в которой рассказана примерно такая же история, только водитель и клиент поменялись местами. Это самый консервативный выбор, который могла сделать Академия из всех возможных. И он делает ее похожей на старую тетушку, которая пытается молодиться, но выглядит нелепо.
Остальные номинанты
«Черная Пантера», «Черный клановец», «Богемская рапсодия», «Фаворитка», «Рома», «Звезда родилась», «Власть»
Лучшая мужская роль
Рами Малек («Богемская рапсодия»)
Реальная битва в этой номинации шла между победившим Рами Малеком и Кристианом Бэйлом, у которого уже есть «Оскар» (правда, за роль второго плана). Оба сыграли исторических персонажей (причем Бэйл — ныне живущего, к тому же ради роли ему пришлось поправиться на 20 кг, что добавило ему очков в глазах академиков). Но кажется, сам фильм «Власть» о Дике Чейни был обойден почти полностью — из восьми номинаций он получил всего один «Оскар» — за грим (который действительно впечатляет). Малек к тому же стал первым египтянином (хоть и родившимся в Америке), получившим «Оскар» за мужскую роль. И тут почти ни у кого нет возражений — несмотря на то что Малек внешне совсем не похож на Фредди Меркьюри, к концу фильма об этом забываешь.
Остальные номинанты
Кристиан Бэйл («Власть»), Брэдли Купер («Звезда родилась»), Уиллем Дефо («Ван Гог: На пороге вечности»), Вигго Мортенсен («Зеленая книга»)
Лучшая женская роль
Оливия Колман («Фаворитка»)
Главный шок церемонии. Начиная с 1983 года Гленн Клоуз семь раз номинировалась на «Оскар», но всегда ее обходили более удачливые претендентки. Продюсеры фильма «Жена» специально придерживали его выход в прокат, чтобы попасть в оскаровский сезон, рассчитывая на победу актрисы. И тут Оливия Колман, которую до сих пор в Америке особенно и не знали, ворвалась в гонку с ролью королевы Анны в «Фаворитке» и получила хоть и заслуженный, но все равно омраченный несправедливостью «Оскар». «Я бы хотела рассказать вам о том, как вас люблю, совсем при других обстоятельствах», — сказала со сцены Колман с «Оскаром» в руке оставшейся сидеть на своем месте Клоуз.
Чем можно объяснить такой пируэт? Возможно, тем, что академики всегда обожали английских королев — Хелен Миррен получила «Оскар» за роль Елизаветы II, Джуди Денч — за роль Елизаветы I. Возможно, Гленн Клоуз нужно в следующий раз сыграть Марию Кровавую или Викторию.
Остальные номинанты
Ялица Апарисио («Рома»), Гленн Клоуз («Жена»), Леди Гага («Звезда родилась»), Мелисса МакКарти («Можешь ли ты меня простить?»)
Лучшая мужская роль второго плана
Махершала Али («Зеленая книга»)
Актер, умудрившийся победить в этой номинации уже второй раз за три года, воспользовался старой и не совсем честной уловкой — его роль пианиста Дона Ширли фактически равна главной роли, сыгранной его экранным партнером Вигго Мортенсеном. В таких случаях актеры побеждают в этой номинации не совсем честно — играя не второстепенные роли, а именно что полноценные главные. Именно поэтому у Сэма Эллиотта, Адама Драйвера, Ричарда Е. Гранта и Сэма Рокуэлла, прекрасно справившихся со своими второстепенными ролями, не было шанса.
Остальные номинанты
Адам Драйвер («Черный клановец»), Сэм Эллиотт («Звезда родилась»), Ричард Е. Грант («Можешь ли ты меня простить?»), Сэм Рокуэлл («Власть»)
Лучшая женская роль второго плана
Реджина Кинг («Если бы Бил-стрит могла говорить»)
Настоящая битва шла между Эми Адамс и Реджиной Кинг — обе актрисы из «Фаворитки» естественным образом устранили друг друга (как выбирать между Эммой Стоун и Рэйчел Вайс, не очень понятно), а у Марины де Тавиры в «Роме» совсем незначительная роль. Победила Кинг, и это делает Эми Адамс почти подругой Гленн Клоуз по несчастью — с шестью номинациями у нее пока нет ни одного «Оскара».
Остальные номинанты
Эми Адамс («Власть»), Марина де Тавира («Рома»), Эмма Стоун («Фаворитка»), Рэйчел Вайс («Фаворитка»)
Лучший режиссер
Альфонсо Куарон («Рома»)
Увлечение «Оскара» мексиканскими режиссерами уже кажется манией — за последние шесть лет пять раз «Оскар» в этой номинации получали именно мексиканцы (исключение составил Дэмьен Шазелл два года назад). У Куарона уже есть один «Оскар» за «Гравитацию», и это особенно омрачило тот факт, что в этом году был обойден впервые номинированный как лучший режиссер Спайк Ли, несмотря на 30-летнюю карьеру, влияние на американское кино и Гран-при жюри Каннского кинофестиваля за «Черного клановца».
Остальные номинанты
Спайк Ли («Черный клановец»), Павел Павликовский («Холодная война»), Йоргос Лантимос («Фаворитка»), Адам МакКей («Власть»)
Лучший фильм на иностранном языке
«Рома» (Мексика, режиссер Альфонсо Куарон)
В этой номинации не случилось никаких сюрпризов. Все предыдущие четыре раза, когда претендент на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке номинировался и как лучший фильм года (а это случилось с «Дзетой» Коста-Гавраса в 1970-м, с «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи в 1999-м, c «Крадущимся тигром, затаившимся драконом» в 2001-м и c «Любовью» в 2013-м), он всегда получал «Оскар» в своей «иностранной» номинации. У остальных просто не было шанса, как бы вам ни понравились «Магазинные воришки».
Остальные номинанты
«Капернаум» (Ливан, режиссер Надин Лабаки), «Холодная война» (Польша, режиссер Павел Павликовский), «Работа без авторства» (Германия, режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк), «Магазинные воришки» (Япония, режиссер Хирокадзу Корээда)
Лучший анимационный фильм
«Человек-паук: Через вселенные»
Редкий случай, когда в этой номинации победил не фильм производства Disney и Pixar — за предыдущие 11 лет такое случалось только однажды. Вышедший в конце прошлого года «Человек-паук: Через вселенные» снят на студии Sony. Он свежо и умно рассказал историю чернокожего подростка Майлса Моралеса, который становится супергероем. У него появляется и коллега-девушка-паук, так что «Оскар» отмечает фильмы, пропагандирующие инклюзивность. И в этой традиционно «детской» номинации попытки «Оскара» стать моднее и современнее выглядят уместнее, чем когда он начинает вести себя во «взрослых» как слон в посудной лавке.
Остальные номинанты
«Суперсемейка 2», «Остров собак», «Мирай из будущего», «Ральф против интернета»
Лучший документальный фильм
«Фри-соло» / «Свободный подъем в одиночку»
Остальные номинанты
RBG», «Думая о пропасти», «Об отцах и сыновьях», «Округ Хейл утром и вечером».
«Оскар-2019»: Итоги
26 февраля 2019
Все прошло как полагается: главный «Оскар» достался самому оскаровскому фильму — «Зеленой книге». Важная тема расовой дискриминации, но примирительная интонация и хорошее настроение после просмотра, отличные актеры и умелая режиссура, не отвлекающая от истории (правда, не отмеченная даже номинацией!), сценарий по всем правилам...
«Книга» — совершенно гладкий фильм, к которому не за что прицепиться, и это стало ключевым фактором успеха. Как известно, в номинации «Лучший фильм» академики не голосуют за одну картину, а составляют список предпочтений, вот и побеждает тот, который меньше всех раздражает. По системе «один голос — один фильм» выиграла бы наверняка «Рома».
Интрига состязания за главную статуэтку была еще и в том, сможет ли на «Оскаре» победить фильм Netflix. Пока придется подождать, но не стоит сомневаться, что это произойдет в ближайшие пару лет. Дело в том, что именно оскаровское по духу и исполнению кино, то есть умное и концептуальное, но при этом для широкого зрителя, как раз и переезжает на стриминг, потому что в кинотеатры на него мало кто ходит. Для голливудских продюсеров фильмы типа той же «Зеленой книги» — большой риск, их делают именно как престижный продукт, призы для него крайне важны как фактор раскрутки. Если с наградами складывается не очень, студия теряет деньги: смотри случай «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Барри Дженкинса, чья кампания в сезон наград сложилась не так, как можно было предполагать. Карьеру на оскаровском кино смогли построить Вайнштейны, но они теперь вне игры, а других желающих ставить на качественные драмы (и умеющих это делать) становится все меньше.
У Netflix нет таких проблем: аудитория для драм существует, просто она предпочитает смотреть их онлайн. В этом смысле «Рома» — даже не самый яркий пример, это слишком необычное кино, эстетически усложненное, да еще на испанском (фильм как раз и взял статуэтку в номинации «Лучшая картина на иностранном языке»). Скорее всего, первый триумф Netflix на «Оскаре» будет похож не на фильм Куарона, а на ту же «Зеленую книгу».
При этом и Куарон в проигрыше совсем не остался: мексиканец три раза поднимался на сцену, причем победа одного человека в режиссерской и операторской номинациях одновременно вообще не имеет прецедентов в истории «Оскара».
Любопытно еще вот что. Принято считать, что в кино закончилась эпоха больших авторов (и у этого мнения есть много оснований), однако оскаровские академики оказались очарованы фильмом, в котором продюсер, режиссер, сценарист, оператор, монтажер, а вообще-то и один из героев — одно лицо. Анонимный академик назвал «Рому» «самым дорогим home movie в истории», но это не помешало Куарону получить свои награды, пусть среди них и не было главной. А ведь в номинантах была еще нарциссическая версия «Звезда родилась», где Брэдли Купер выступил режиссером, сценаристом и актером. Эта картина, правда, получила только одну награду, самую очевидную — за лучшую песню.
Откровенно популистское решение одно — статуэтка Рами Малеку за главную роль в «Богемской рапсодии». В последние пару недель уже было понятно, что к этому идет, пусть Кристиан Бэйл во «Власти» исполнил классическую оскаровскую роль, а Вигго Мортенсен и Уиллем Дефо давно заслужили призы хотя бы за выслугу лет.
Малек не только добросовестно отработал, изучив пластику и повадки Фредди Меркьюри — он сыграл в одном из самых популярных фильмов года. В основных номинациях «Оскара» было три народных фильма: кроме «Рапсодии», это «Черная Пантера» и «Звезда родилась». Приз одному из них можно считать жестом: академики не забывают о вкусах публики и тем блюдут свои интересы — зрителям интереснее следить за «Оскаром», если там побеждают фильмы, за которые они болеют или которые хотя бы видели.
При этом и второстепенные номинации тоже имеют здесь большое значение. И не только потому, что за их счет «Богемская рапсодия» неожиданно оказалась самым титулованным фильмом вечера (кроме главной мужской роли, у нее обе статуэтки за звук и приз за монтаж). «Оскары» художникам «Черной Пантеры» — и за костюмы, и за декорации — очень важны для престижа кинокомиксов, о котором в связи с «Оскарами» говорят давно. Эти награды дают не только за то, как сделано (нет сомнений, что на тентполах работают профессионалы высокого класса), но и как придумано, так что называть их техническими не совсем правильно. Академики, может, и не оценили режиссуру Райана Куглера, зато сама эстетика комикса в этом году показалась им самой интересной в Голливуде. А в прошлые годы комиксы в этих категориях даже не были номинированы.
Использованы материалы авторов: Андрей Карташов, Ольга Белик, Татьяна Шорохова, Елена Кушнир, Геннадий Устиян.