42-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ
КИНОФЕСТИВАЛЬ В ТОРОНТО 7 сентября - 17 сентября 2017 года
Красота по-канадски: Чем важен фестиваль в Торонто
Как Торонто из провинциального фестиваля фестивалей за 40 лет превратился в едва ли не главное событие мировой киноиндустрии и чуть не потопил Венецию?
С фестиваля в Торонто неофициально стартует оскаровская лихорадка. То, какие картины получат призы киноакадемии, начинают обсуждать именно после него. Десятидневный смотр ежегодно привлекает почти полмиллиона зрителей и более тысячи журналистов.
Фестиваль фестивалей
Вот уже несколько лет в последние дни Венецианского кинофестиваля можно наблюдать типичную картину: в пресс-центре на острове Лидо вдруг становится ощутимо просторнее, речь звучит преимущественно итальянская, очереди на показы для журналистов редеют. Все это указывает на простой факт: стартовал смотр в Торонто, и большая часть аккредитованной прессы покидает Европу, несмотря на то что до конца фестиваля остается еще несколько дней. Все знают: первые дни показов в Торонто пропускать нельзя ни в коем случае, ведь именно там стоит ловить будущих оскаровских номинантов.
Собрать все лучшее, что было на мировых смотрах (в Каннах, Венеции и Берлине), и показать это разношерстной публике, населяющей Торонто, — именно с такой целью в 1976 году создавался фестиваль в столице канадского штата Онтарио. Мероприятие так и назвали — Фестиваль фестивалей. Публика оказалась благодарной: 127 фильмов первого фестиваля посетило 35 тысяч человек, а к 2015 году аудитория выросла до полумиллиона зрителей
Смотр обзавелся собственным зданием на участке, который безвозмездно предоставила семья режиссера и продюсера Айвена Райтмана, и работает, по сути говоря, круглый год, организуя выставки, ретроспективы, поддерживая канадских режиссеров, знакомя детей и подростков с миром кино. Спустя 40 лет миссия и цели фестиваля в Торонто звучат куда амбициознее: стать глобальным центром мировой кинокультуры, поменять взгляд на мир через кино.
Для того чтобы показать в Торонто все лучшее, что есть в мировом кинематографе сегодня, в 2016 году отборщики отсмотрели почти семь тысяч фильмов, выбрав из них 400 (сотня из которых — это короткометражки). С 1994-го Фестиваль фестивалей сменил название на более солидное TIFF (кстати, эту аббревиатуру фестивалю приходится делить со схожими мероприятиями в Токио, Трансильвании, Трумсе и Салониках), но свою концепцию смотр не поменял. Это по-прежнему фестиваль для зрителей, а купить билеты на показы, пусть и по очень хитрой, но весьма демократичной схеме, может любой желающий. Нет у TIFF и конкурса в традиционном понимании, но есть награда «Выбор публики», которая вручается по итогам зрительского голосования в нескольких категориях — игровому фильму, документальному и фильму из программы Midnight Madness («Полуночное безумие»).
Статусный и удобный
В 1981 году приз зрительских симпатий в Торонто достался спортивной драме «Огненные колесницы», и за этим сразу последовало четыре «Оскара». А пять лет спустя, когда смотру было всего десять, в газете LA Times канадское мероприятие благодаря отличной программе назвали напористой принцессой, грозящей подвинуть королеву фестивалей — Канны. Так Торонто и сравнивали со старшими сестрами, пока в 1999 году на фестивале спустя три дня после мировой премьеры в Лос-Анджелесе не показали «Красоту по-американски». Шумиха в прессе, приз «Выбор публики» от канадских зрителей, а через несколько месяцев и пять статуэток «Оскар», включая награду за лучший фильм — именно тогда стало ясно, что канадский смотр не просто напористая принцесса
Последние несколько лет обладатель награды от зрителей в Торонто почти гарантированно получает «Оскар» в одной из главных категорий. Так было с «Миллионером из трущоб», «Король говорит!», «Мой парень — псих», «Сокровищем», «12 годами рабства», «Игрой в имитацию» и «Комнатой». В прошлом году «Ла-Ла Ленд», покоривший публику в Торонто, чуть было не стал лауреатом премии «Оскар». Впрочем, «Лунный свет» тоже прогремел именно на канадском смотре.
Что же заставляет продюсеров и дистрибьюторов приезжать в Торонто и именно там презентовать свои фильмы и заключать сделки? Кажется, дело в комбинации факторов. Это престиж смотра, заработанный годами тщательной работы с программой и зрительской аудиторией (попадание в программу TIFF — знак качества и гарантия внимания публики). Удобное расположение тоже играет роль. Торонто для американской киноиндустрии — это не заокеанская дорогая Европа: лететь недолго, организовать мероприятия для американской прессы проще и дешевле.
Время проведения — аккурат в начале сезона, когда Канны уже подзабыты, а февральская церемония «Оскара» маячит на горизонте. Широкий выбор фильмов привлекает дистрибьюторов. В Торонто 16 программ самых разных категорий — от посвященной хоррорам, триллерам и всевозможной жести Midnight Madness до сфокусированной на экспериментальном, граничащем с видеоартом кино Wavelengths. В Торонто, несмотря на отсутствие официального кинорынка, заключаются сделки на десятки миллионов долларов. Так, в 2015 году именно в Торонто были проданы права на мировой прокат «Хардкора» за серьезные для российского фильма 10 млн долларов.
Причем Торонто — это, как и Канны, о любви к кино. Забавной перекличкой в этом смысле стал официальный каннский постер 2016 года с кадром из «Презрения» Жан-Люка Годара. Эта же лестница из фильма Годара (снятая на Капри) вдохновила архитекторов штаб-квартиры фестиваля в Торонто — шестиэтажного здания TIFF Bell Lightbox.
Соперничество с Теллурайдом
Торонто продолжает представлять публике фильмы, чьи премьеры уже отгремели в Канне или Венеции, однако статус серьезного фестиваля обязывает его соревноваться за мировые или хотя бы североамериканские премьеры. За право первым показывать будущих оскаровских номинантов Торонто отчаянно борется с Теллурайдом — небольшим фестивалем в США, что старше TIFF всего на два года и обгоняет собрата в календаре буквально на неделю. «Король говорит!», «Операция „Арго“», «12 лет рабства» — все эти фильмы, получившие «Оскар», были показаны в Торонто, но их мировая премьера прошла в Теллурайде.
В 2014 году художественный руководитель TIFF Кэмерон Бэйли поставил перед продюсерами условие: если премьера проходит в Теллурайде, то на попадание в первый и наиболее престижный уик-энд фестиваля в Торонто можно не рассчитывать. Однако ультиматум не сработал. Лишаться фильмов совсем TIFF не захотел, и в 2015-м правило смягчили, требуя премьерного статуса только для показов в определенных кинотеатрах в первые четыре дня.
Платформа для критиков
Колин Геддес, бывший программный директор секции Midnight Madness, в интервью IndieWire рассказывал, что сильная сторона фестиваля — то, что он в первую очередь ориентирован на зрителя. «Доступ, который публика получает к режиссерам и актерам, не имеет равного. Я не говорю сейчас об автографах на красной дорожке. Я видел, как зрители беседуют с авторами и в кинотеатрах во время сессии вопросов и ответов после фильма, и просто на тротуаре, причем с такими людьми, как Дэнни Бойл, Вернер Херцог или Пон Джун-хо. Так как это фестиваль для зрителей, когда я выбираю фильмы, я делаю это для публики. Поэтому принцип отбора остается прозрачным и честным». Особенностью Торонто и его населения является еще и то, что это город иммигрантов, в котором больше половины жителей родились за пределами Канады. Это настоящий микс национальностей и культур, открытый новому и готовый воспринимать кино из любой точки планеты.
Однако в 2015 году организаторы фестиваля решили, что только зрительского голосования для определения лучшего фильма из всей программы недостаточно. Чтобы обратить внимание публики и критиков на фильмы, которые могут затеряться среди голливудских звездных премьер, была создана конкурсная программа «Платформа» — тезка фильма Цзя Чжанкэ 2000 года. Как у любого порядочного конкурса, у «Платформы» есть жюри из трех экспертов и даже денежный приз в 25 тыс. долларов. Показывать фильмы из этой программы решили одновременно прессе и широкой публике, чтобы и критики, и обычные зрители определялись с фаворитами и болели за победу того или иного фильма.
Первый в истории приз «Платформы» (судить фильмы позвали самого Цзя Чжанке, а с ним Клер Дени и Агнешку Холланд) достался документальной ленте Алана Цвейга Hurt. Получилось ли у фестиваля привлечь внимание к фильму, обеспечить ему дальнейшую судьбу? Скорее нет. В этом году в программе «Платформа» есть новая картина британки Клио Барнард, экранизация французского комикса «Смерть Сталина», «Эйфория» с Алисией Викандер и Евой Грин, «Статус Брэда» с Беном Стиллером и еще восемь любопытных лент. А определять победителя будет жюри во главе с Вимом Вендерсом.
Среди других фестивальных нововведений последних лет — уже традиционные для многих смотров премьеры телесериалов (в прошлом году показывали новые эпизоды «Черного зеркала» и «Очевидного», в этом — серии второго сезона «Девушки по вызову», мировая премьера мини-сериала по роману Маргарет Этвуд «Она же Грейс» от режиссера «Американского психопата» Мэри Хэррон и канадская премьера «Двойки» с Джеймсом Франко и Мэгги Джилленхол) и, конечно, демонстрация фильмов в формате виртуальной реальности. Что делать, статус самого влиятельного фестиваля в мире, равного Каннам, надо поддерживать.
Источник: kinopoisk.ru/article/3035405/
Башня, деньги, три билборда: Итоги фестиваля в Торонто
Рассказываем о тенденциях 42-го киносмотра в Канаде, о скандалах, критике и о том, чем TIFF раздражает жителей Торонто.
Кино и немножко нервно
Перед началом 42-го кинофестиваля в Торонто разразился небольшой скандал: генеральный директор киносмотра Пирс Хэндлинг объявил о своем уходе. Он возглавлял TIFF (аббревиатура фестиваля в Торонто) 23 года. Пожалуй, мало кто из руководителей подобных мероприятий может похвастаться таким долгим пребыванием в должности. 42-й кинофестиваль проходил в обстановке легкой нервозности, многие решения Хэндлинга критиковались, а канадская газета Globe and Mail 17 сентября, в день закрытия TIFF, вышла с разгромной статьей о нем.
Фестиваль в Торонто начинался в Каннах. В середине 1970-х в одном из многочисленных баров на набережной Круазетт юрист из Торонто Дасти Кол хватил лишку и сообщил своему другу Биллу Маршаллу, эксперту по коммуникациям, что было бы недурственно устроить фестиваль и в Канаде. Как и во всех хороших посиделках, не обошлось без третьего. Им стал бывший архитектор Хенк Вин дер Колк, вместе с Маршаллом продюсировавший фильмы для администрации провинции Онтарио. В 1976-м троица анонсировала первый «Фестиваль фестивалей» — недельное мероприятие, рассчитанное на просмотр иностранного кино. Голодные до фильмов жители Торонто с удовольствием устремились в кинотеатры.
Спустя 40 лет TIFF стал одним из главных фестивалей в мире. Но ему все труднее справляться с конкурентом — маленьким, но удаленьким фестивалем в Теллурайде, штат Колорадо. Американский киносмотр, длящийся всего пять дней, умудряется собрать самые громкие премьеры, все чаще заставляя TIFF подписывать крупные проекты словами «канадская премьера».
Индустрия дуется
К фестивалю в Торонто прилагается кинорынок, собирающий ежегодно профессионалов со всего мира. Закупщики киноконтента, они же байеры, жалуются, что последние три года в Торонто нечего покупать. Кино, представленное независимыми студиями на TIFF, не имеет коммерческой ценности. В качестве примера, вызывающего содрогание у закупщиков, приводится покупка прав на мировой прокат триллера Ильи Найшуллера «Хардкор». STX Entertainment в сентябре 2015-го заплатила за картину рекордные 10 млн долларов. Фильм заработал в мировом прокате всего 16,8 млн долларов. Среди других финансовых неудач — «Мисс Слоун» с Джессикой Честейн и «Хоть раз в жизни» с Кирой Найтли, также проданные в Торонто.
Традиционно в Торонто раскошеливаются такие прокатчики независимого кино, как The Weinstein Company, Focus Features и Fox Searchlight. Но 2017-й практически положил конец привычному укладу вещей. Прежде всего потому, что бизнес проката независимого кино меняется. На рынок вышли такие игроки, как Netflix и Amazon Studios, которые наглым образом финансируют множество проектов да еще и сами их прокатывают. Variety сравнивает их присутствие на рынке с акулой из «Челюстей»: они все время кружат где-то рядом и готовы отхватить самый лакомый кинокусок. Оставшаяся мелкая рыбешка не очень-то интересует крупных прокатчиков.
Интересный пример связан с черной комедией «Я, Тоня», завоевавшей в Торонто второе место. Премьера сопровождалась хвалебными рецензиями, но при этом продать фильм оказалось непросто. Продюсеры отказали Netflix (говорят, стриминг-гигант предлагал очень хорошую сумму), потому что хотели показывать ленту на больших экранах. При этом прокатчики не собирались платить за «Тоню» много. В частности, CBS Films была готова отдать 6 млн долларов, не видя картины, но после премьеры понизила предложение до 2 миллионов. В итоге ленту за 5 млн долларов купили Neon и 30West — это новые игроки на дистрибьюторском рынке. Можно представить разочарование продюсеров, потерявших миллион после премьеры. Рискнем предположить, что права продали за меньшие деньги, поскольку «Я, Тоня» изобилует нецензурной лексикой и насилием, а значит, получит прокатный рейтинг R, автоматически лишив ее широкого зрителя.
Fox Searchlight, потерпев поражение с драмой «Рождение нации», больше не покупает кино, стараясь производить его самостоятельно. Победитель Торонто, фильм Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», а также победитель Венеции «Форма воды» и популярная среди некоторых критиков драма «Борьба полов» сняты Fox Searchlight.
Кинобизнес меняется — это неотвратимый факт. Пока прокатчики и студии не представляют, как приспособиться к жизни в цифровую эпоху, но это понимание обязательно придет. Точно так же кинобизнес со временем перестанет быть мужским — женщины все активнее отвоевывают места в кадре и за кадром.
Критиковать каждый может
Жители Торонто уже привыкли к огромным очередям, которые растягиваются на несколько кварталов с перекрытыми улицами, но теперь жалуются на стоимость билетов. Когда фестиваль начинался в 1976-м, посмотреть новую картину можно было всего за 6 долларов. Сейчас цена билета на обычный показ колеблется от 28 до 35 долларов (включая налоги), а если хочется попасть на премьеру со звездами, то придется выложить от 48 до 59 долларов. Признаться, далеко не каждое кино стоит таких денег.
Отдельной жалобой в этом году стала задержка сеансов. На премьерных показах с участием звезд были повышенные меры безопасности. Вещи зрителей проверяли с невесть откуда взявшейся у расслабленных канадцев дотошностью. Как итог — задержка на 20—30 минут.
Тему с претензиями TIFF подняла газета Globe and Mail. Ее объемная статья рассматривает основные проблемы фестиваля, накопившиеся за последние годы. Одна из них — нежелание меняться.
В 1987 году Пирс Хэндлинг загорелся идеей построить для TIFF специальное здание, которое включало бы в себя не только несколько залов разной вместимости, но и выставочное помещение, лекторий, магазин сувенирной продукции, архив, рабочие офисы, лектории и прочие пространства для синефилов. Чертежи будущего небоскреба появились в 2003 году, но TIFF многие годы не мог найти финансирование. Деньги требовались немалые — 196 млн долларов.
Вместо предполагаемых трех-пяти лет строительство заняло десять. За это время киноландшафт претерпел значительные изменения, перейдя с пленки на цифру и предоставив зрителю выбирать между просмотром кино дома или в кино. Залы небоскреба TIFF Bell Lightbox, расположенного на улице King, заняты только две недели в сентябре. Остальное время они пустуют, поскольку жители Торонто не очень-то любят артхаус, который показывают в фестивальной башне. На ее содержание уходят приличные деньги, которые фестиваль мог бы потратить, например, на закупку более важных фильмов.
Выставочная составляющая TIFF тоже критикуется. В 2016 году пресса не сразу узнала о сокращении персонала, отвечающего за выставки. Экспозиция работ Гильермо дель Торо, которая планировалась поначалу в TIFF Bell Lightbox, в итоге переехала в художественную галерею Онтарио. Можно только представить, каких денег лишился фестиваль.
Программным директорам достается от газеты за огромное количество фильмов. Пресса и представители индустрии просто не успевают отсматривать все картины, а пресс-службы небольших фильмов сбиваются с ног, пытаясь вызвать интерес к своим проектам. Сколько стоящих лент оказались незамеченными? Никто не знает.
В ближайшее время фестивалю в Торонто предстоит определиться с новым руководителем. Он должен будет принять ряд решений — возможно, радикальных, если фестиваль хочет держать марку одного из главных кинособытий года. Как справится новый директор, узнаем через два года. 43-й кинофестиваль в Торонто, последний для Пирса Хэндлинга, пройдет с 6 по 16 сентября 2018-го.
Десять премьер Торонто с высоким процентом свежести на Rotten Tomatoes
- «Леди Птица» — 100%
- «Я, Тоня» — 100%
- «Форма воды» — 98%
- «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — 97%
- «Ферма „Мадбаунд“» — 97%
- «Смерть Сталина» — 95%
- «Сильнее» — 95%
- «Горе-творец» — 93%
- «Профессор Марстон и Чудо-женщины» — 93%
- «Игра Молли» — 92%
Пять премьер Торонто со статусом «гнилых помидоров» на Rotten Tomatoes
- «Погружение» — 14%
- «Эйфория» — 14%
- «Война токов» — 25%
- «Магазин единорогов» — 38%
- «Субурбикон» — 43%
Источник: kinopoisk.ru/article/3042210
Стали известны причины отсутствия «Бегущего по лезвию 2049» на фестивалях
Подтвердились слухи западной прессы.
После объявления программ фестивалей в Торонто и Венеции в них было заметно отсутствие фильма Дени Вильнёва «Бегущий по лезвию 2049». Ожидалось, что картина как минимум будет показана в Венеции вне конкурса, как максимум откроет Торонто. Однако студии Warner и Sony так и не отдали сиквел культовой ленты Ридли Скотта на киносмотры.
В среде киножурналистов ходил слух, что фильм и правда не попадет ни в Венецию, ни в Теллурайд, ни в Торонто. Причиной тому нежелание студий раскрывать сюжет картины до ее премьеры. Дескать, фестивальная пресса обязательно проболтается, что скажется на сборах. Сегодня этот слух подтвердил Альберто Барбера, программный директор Венецианского кинофестиваля.
По словам Барберы, отсутствие фильма в программах осенних фестивалей стало результатом растущей проблемы для его коллег: студии опасаются спойлеров. «Сейчас, как никогда, студии боятся первой встречи своих фильмов со зрителями и прессой, поскольку она может негативно отразиться на сборах», — говорит он.
Затрудняет показ и копродукция. Привлечение иностранных инвесторов усложняет фестивальную жизнь студийных фильмов. «Крупное кино больше не снимается только на студийные деньги. К работе над ним привлекают инвестиционные фонды и компании из Китая. Прогнозы кассовых сборов на уик-энд рассчитываются по тем же алгоритмам, что используются в мире финансов. Если что-то пойдет не так, студии могут лишиться такой поддержки».
Заполучение «Короче» Александра Пэйна в качестве фильма открытия стало для Барберы непростым заданием. «Сейчас для Paramount очень важны отношения с китайскими инвесторами. Надо понимать, что эти инвесторы имеют право голоса в том, как кино делается и где пройдет его премьера. Это все изменило. Раньше такого давления не было». Также Альберто Барбера отмечает, что «Форма воды» — лучший фильм Гильермо дель Торо, студия Fox Searchlight верит в его потенциал и не боится показывать заранее, до проката (картина появится как в Венеции, так и в Торонто).
Источник: Screen
В Торонто победили «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Черная комедия Мартина МакДоны стала лучшей по мнению зрителей кинофестиваля.
В этом году Торонто сократил программу на 20%, удалив 60 фильмов. Показывали 255 картин, среди которых были не только мировые премьеры, но и ленты, представленные на фестивалях в Берлине, Каннах, Венеции и на других киносмотрах. Еще раз помянем почившую в бозе программу Vanguard, где демонстрировалось необычное и зачастую экспериментальное кино. В общем и целом заметно, что Торонто взял курс на продвижение среднебюджетного мейнстрима, который все реже добирается до больших экранов.
По данным администрации, в этом году явка была рекордной, но цифры пока не обнародовали.
Напоминаем, что в Торонто нет конкурсной программы. Главная премия — приз зрительских симпатий — выдается по результатам голосования жителей и гостей Торонто. После каждого показа можно опустить билет в специальные ящики или же проголосовать за понравившийся фильм в приложении фестиваля.
TIFF отмечает короткий метр, канадские проекты, лучшие азиатские фильмы, но подобие конкурса есть только в секции Platform, которую в этом году открывала комедия «Смерть Сталина». Двенадцать фильмов было показано в «Платформе», а в жюри работали Чэнь Кайгэ, Малгожата Шумовска и Вим Вендерс. Почетного упоминания удостоилась картина «Темная река» Клио Бернард (мы посмотрели фильм и не можем согласиться с мнением жюри), ну а главный приз «Платформы» ушел австралийской драме «Милая страна».
Приз ФИПРЕССИ в секции Special Presentations (основной в Торонто) получила черная комедия «Автор» испанского постановщика Мануэля Мартина Куэнки.
Призы зрительских симпатий в программе Midnight Madness распределились так:
- 1-е место — Bodied, комедия о белом парне, ставшем звездой рэп-баттлов (мы рассказывали о ней здесь). Режиссер Джозеф Кан в своем благодарственном письме сказал: «Спасибо, что выбрали мой фильм. Вы все прекрасные мазафаки!»
- 2-е место — «Горе-творец», фильм Джеймса Франко о съемках шедевра треша «Комната». Мы рассказывали о нем очень подробно.
- 3-е место — «Драка в блоке 99», жесткая лента С. Крэйга Залера с Винсом Воном.
И, наконец, самые главные награды распределились так:
- 1-е место — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Режиссер Мартин МакДона не смог вернуться в Канаду, но прислал сообщение: «Божечки, только что проснулся и узнал, что мой фильм победил в Торонто. Очень радостно! Мы отлично провели время в Канаде, зрителям вроде бы понравился наш фильм, но самое приятное — знать, что столь необычная, жесткая и смешная история нашла путь к сердцам, ну, знаете, настоящих зрителей». Подробно о фильме мы рассказывали.
- 2-е место — «Я, Тоня», история фигуристки-хабалки Тони Хардинг в великолепном исполнении Марго Робби, которую снял режиссер Крэйг Гиллеспи (подробно о фильме).
- 3-е место — «Позови меня своим именем», чувственная история любви от режиссера Луки Гуаданьино (подробно о фильме мы рассказывали из Берлина).
Следующий фестиваль в Торонто пройдет с 6 по 16 сентября 2018-го.