Основной конкурс Каннского кинофестиваля 2022

Список победителей Каннского кинофестиваля 2022

Программа «Особый взгляд Каннского кинофестиваля»

Победители секции «Особый взгляд»

Атмосфера фестиваля

В этом году Каннский фестиваль отмечает свой очередной юбилей — 75 лет со дня первого смотра в 1946 году, который прерывался всего два раза: в 1968 году из-за студенческих протестов по всей Франции и в 2020 году из-за пандемии коронавируса. В этот раз фестивалю ничто не помешало отметить круглую дату: строгие антиковидные ограничения отменены не только во Франции, но и по всей Европе, поэтому смотр ожидали так любимые им красные дорожки и голливудские премьеры, а любители знаменитостей снова смогли выжидать в тесных фан-зонах, чтобы заполучить автограф или даже селфи.

В этом году на участие в кинофестивале подали заявки 2200 фильмов. Организаторы отметили, что выбрать из них лучшие было непросто. В Основной конкурс вошли картины из Италии, Швеции, Франции, США, Бельгии, Канады и других стран. На официальном постере фестиваля — кадр из фильма «Шоу Трумана», антиутопии Питера Уира о том, как иллюзорный, искусственный мир соотносится с реальностью.

Конечно, Украина была важнейшим действующим лицом в этом году. Даже не говоря о фильмах об Украине или из Украины в программах, страна была представлена так, чтобы вдохновить мировую киноиндустрию и в экономическом, и в гуманитарном смыслах. На церемонии открытия показали обращение президента Владимира Зеленского об ответственности кинематографа.

Большую часть основного конкурса занимали «свадебные генералы» — режиссеры, презентующие свои фильмы в Каннах десятки лет. Вне конкурса участников ждала парочка больших голливудских проектов, чтобы обеспечить аншлаг на красной дорожке. При этом с женщинами-режиссерами на Лазурном берегу по-прежнему туго, как бы не уверял нас в обратном художественный руководитель Тьерри Фремо: из 18 фильмов основного конкурса только три были сняты женщинами.

По сложившейся традиции фильмов Netflix в конкурсной программе не было. Дирекция фестиваля все так же категорично настроена и не рассматривает проекты, созданные этим стриминг-сервисом, — это ее посильный вклад в спасение кинотеатров. В то же время было объявлено, что официальным партнером смотра стал ТikTok. В программе фестиваля после этого заработал новый конкурс — вертикальных короткометражных фильмов. А в самой соцсети выкладывали эксклюзивный контент фестивального закулисья и интервью.

Интересно, что в этом году тут почти не было Китая. Собственно, фестиваль в целом примечателен отсутствием китайского кино в программах. Можно искать самые разные объяснения — и вспышку ковида в Китае, и некие проблемы с паспортами, которые возникли у Лю Цзяня, которого якобы Канны планировали в одну из программ. На практике же, скорее всего, причина в ужесточении китайской политики в отношении кино, которое началось в 2018 году: тогда регулированием кино в стране занялось Национальное управление кинематографии, подчиненное непосредственно отделу пропаганды Компартии Китая — сотрудничество как с фестивалями, так и с Голливудом с того момента стало более жестким. Зато на Лазурном берегу прогремели другие страны региона. Например, Индия. В этом году Канны ввели традицию называть country of honor сезона, и первой такой страной стала именно Индия.

Жюри

Канны не объявляли состав жюри дольше обычного. В киносообществе ходили слухи, что изначально председателем должны были назначить своего любимца, неоднократного участника конкурса, иранского режиссера Асгара Фархади. Однако планы были нарушены из-за скандала вокруг Фархади. Бывшая ученица обвиняет его в том, что режиссер украл у нее идею для сюжета фильма «Герой», за который тот получил Гран-при жюри на прошлогоднем Каннском фестивале.

Фархади в жюри все-таки оставили, но не в качестве председателя. Ему на замену пришел французский актер Венсан Линдон, который снова заявил о себе яркой ролью в «Титане» в 2021 году. Отбирать призеров ему помогали американский режиссер Джефф Николс, индийская актриса Дипика Падуконе, актрисы Ребекка Холл и Нуми Рапас, итальянская актриса и режиссер Жасмин Тринка, французский режиссер Ладж Ли и норвежец Йоаким Триер, который представил свою драму о миллениалах «Худший человек на свете» на прошлогоднем фестивале.

Серебренников за всю Россию

Каннский фестиваль решил не аккредитовывать журналистов из России, как и не пускать официальные государственные делегации. Единственным, кто смог прорваться на Лазурный Берег, стал Кирилл Серебренников, попавший в основной конкурс.

Кадр из фильма «Жена Чайковского»

Серебренников начинал со второй по значимости программы «Особый взгляд», куда включили его фильм «Ученик» в 2016 году. Затем он вернулся на Лазурный Берег с мюзиклом о Викторе Цое «Лето», а в прошлом году в Канне показали его «Петровы в гриппе» по книге Алексея Сальникова. Обе работы были показаны без участия самого режиссера, так как он в то время находился под домашним арестом. Фильм о великом русском композиторе Серебренников разрабатывал уже давно, и в процессе работы над проектом он трансформировался в драму о жене Чайковского Антонине Милюковой в исполнении Алены Михайловой.

Составить компанию Серебренникову должны были Александр Сокуров и его ученица Малика Мусаева, но мастер отказался показывать свою картину «Сказка», посчитав фестивальную публику недостаточно подготовленной, а фильм Мусаевой «Птица ищет клетку» уже отказался брать сам оргкомитет фестиваля, что Сокуров назвал «преступной дискриминацией».

Вне конкурса: голливудские премьеры

Канн не был бы Канном, если бы не устроил несколько громких голливудских премьер, потому что одними европейскими звездами сыт не будешь, да и фестивалю нужно противопоставлять что-то Венеции, которая в последние годы стабильно обыгрывает французов по звездности лайн-апа.

Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний»

Том Круз привез в Канны свой новый фильм «Топ Ган: Мэверик» — продолжение «Лучшего стрелка». Спин-офф кинохита 80-х, когда-то прославившего Круза на весь мир, ознаменовал очередную успешную веху в карьере актера. Новая лента Круза, в которой он снялся и над которой работал в качестве продюсера, была встречена пятиминутными овациями. Не остались равнодушными и критики: многие сошлись во мнении, что это мастерски сделанный блокбастер, в котором идеально сочетаются масштабные экшен-сцены и драматические линии героев. Кроме того, на фестивале Крузу вместе с актером Форестом Уитакером вручили почетную «Золотую пальмовую ветвь».

Похожим образом в Каннах была встречена новая картина автора «Безумного Макса: Дорога ярости» Джорджа Миллера — «Три тысячи лет желаний». Премьера фильма о неожиданной встрече женщины-археолога (Тильда Суинтон) и волшебного джинна (Идрис Эльба) увенчалась шестиминутными овациями и оказалась в числе предварительных кандидатов на будущий «Оскар».

Представивший публике байопик «Элвис» Баз Лурман также получил свою долю общего восторга. Исполнителя главной роли короля рок-н-ролла Остина Батлера уже «сватают» в лидеры актерской номинации «Оскара», а сама картина удостоилась 12-минутных оваций (рекорд Канн этого года).

Кадр из фильма «Элвис»

Без явных фаворитов

В целом прошедшие Канны никого не смогли удивить — по мнению многих критиков, фестиваль получился без явных фаворитов и блестящих картин. Из-за этого журналисты не могли согласиться практически ни по одному номинанту основной программы, и у каждого были свои любимчики. Одним из немногих фильмов, который понравился всем, оказался психологический триллер «Решение уйти» Пак Чхан-ука. Согласно таблице оценок критиков, которую каждый год составляет издание Screen Daily, картина корейского режиссера получила 3,2 балла из 4. Еще одной любовью критиков стала драма «Близко» бельгийца Лукаса Донта о трогательной дружбе двух мальчиков. Фильм неожиданно стал самым эмоциональным показом фестиваля — зрители уходили с него в слезах и называли «Близко» самой сильной картиной смотра.

Однако жюри основного конкурса практически никогда не соглашается с журналистами. Это уже привычная практика, которая нарушается довольно редко. Одним из немногих исключений в новейшей истории фестиваля стали «Паразиты» Пон Чжун-хо в 2019 году, которые привели в восторг абсолютно всех — и выиграли «Золотую ветку». Так, Пак Чхан-ук и Донт все-таки уехали домой с призами, но совсем не с теми, что пророчили им критики. Председатель жюри Венсан Линдон еще в начале фестиваля заявил, что будет поощрять провокативные, смелые по форме и содержанию картины, с которыми в этом году было откровенно сложно. Поэтому единственным фильмом, который более или менее подпадал под параметры, заданные председателем жюри в начале, оказалась злая сатирическая комедия «Треугольник печали» Рубена Эстлунда.

«Треугольник печали» – построение коммунизма на отдельно взятом острове возможно

Золотую пальмовую ветвь 75-го юбилейного Каннского международного кинофестиваля получил Рубен Эстлунд за фильм «Треугольник печали» — сатиру на элитарный мир супермоделей и богачей. Режиссера можно считать любимчиком смотра, несколько лет назад он уже получал приз в программе Особый взгляд за «Форс-мажор» и Золотую пальмовую ветвь за «Квадрат».

Съемки фильма, проходившие в Греции и Швеции, несколько раз прерывались в 2020 году из-за пандемии коронавируса.

В названии картины уже звучат сатирические нотки, вызывающие ассоциации с миром искусственных лиц и неестественных выражений. Треугольник печали — область в виде треугольника на лице, где чаще всего появляются морщины, они придают человеку скорбное выражение и нуждаются, по мнению косметологов, в уколах ботокса. Сам режиссер объясняет это так: «Наш век одержим внешностью, а внутреннее благополучие стало как-то вторично».

Кадр из фильма «Треугольник печали»

По сюжету пара супермоделей приглашена в бесплатный круиз на роскошной яхте и оказывается в непривычном для себя мире сверхбогатых людей, среди которых русский олигарх, торгующий, по его собственному признанию, дерьмом, аристократическая английская пара, сколотившая состояние на производстве «высокоточных технологий продвижения демократии» — стрелковых вооружений, мин и ручных гранат, шведский миллионер, разбогатевший на IT-разработках и еще несколько подобных гостей.

Эстлунд в своем новом фильме развивает тему, поднятую в «Квадрате», создавая абсурдные ситуации, заставляющие людей переосмысливать сложившиеся стереотипы.

Например, типичный образ русского олигарха — грубый жестокий мафиози, связанный со спецслужбами, сделавший состояние на торговле нефтью, оружием, наркотиками или, на худой конец, лесом, обычно бывающий одним из главных отрицательных персонажей, в «Треугольнике печали» обаятельный добродушный персонаж Дмитрий (потрясающая работа датского актера хорватского происхождения Златко Бурича). Он уверенно цитирует Рейгана и Тэтчер, знает наизусть Ленина со школьной скамьи и согласен с марксистской формулой социализма: «От каждого по его способностям, каждому по его труду».

Кадр из фильма «Треугольник печали»

Взрыв на корабле и последующие события, разворачивающиеся на «необитаемом» острове, приводят к кардинальной смене ролей, возвращению к исходной точке общественных отношений, когда власть принадлежит тому, кто более успешно может ловить рыбу, разжигать костер и готовить еду. А надстройки цивилизации — деньги, интернет, внешний вид и одежда не имеют никакого значения.

В объектив сатирической камеры Эстлунда попадают самые разные вещи. Он критикует марксизм за его упрощенный подход к экономике, феминизм за двойные стандарты, общество потребления за фальшивое отношение к жизни, индустрию моды за лицемерие. И еще много других деталей социальной сатиры заметит внимательный зритель, склонный критически относится к окружающей действительности.

Оператор, работавший на предыдущих картинах Эстлунда, Фредерик Вензел, в этом фильме работает со статичной камерой для усиления эффекта режиссерского замысла, который всматривается в своих персонажей как можно пристальней, чтобы понять, до каких пределов они могут дойти в своих желаниях.

Безусловным украшением актерского состава стал сыгравший небольшую, но очень яркую роль капитана-алкоголика, циника и убежденного марксиста Вуди Харрельсон. Эпизод с дуэлью цитатами классиков марксизма-ленинизма и лидеров капиталистической экономики, когда герои выясняют главное отличие коммуниста от антикоммуниста, которая происходит между капитаном и русским олигархом во время шторма, — один из самых ярких в фильме.

Кадр из фильма «Треугольник печали»

Голливудская звезда в касте, а теперь еще и Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля сделали фильм событием, что, конечно, выводит картину на совершенно иной уровень в мировом прокате.

О других победителях

Есть ощущение, что Эстлунд стал удобным решением для жюри, когда все фильмы конкурса не отличаются высоким качеством, но «Пальму» вручить кому-то надо. По иронии, швед уже оказывался в такой ситуации ровно пять лет назад на 70-м Каннском фестивале с откровенно слабой программой. Жюри под председательством испанского режиссера Педро Альмодовара присудило главный приз «Квадрату» — еще одной социальной сатире Эстлунда, только вместо индустрии моды он высмеивал мир искусства. Теперь Эстлунд находится в почетной группе режиссеров — обладателей двух «Золотых пальмовых ветвей».

Кадр из фильма «Близко»

При этом всеми любимый Лукас Донт с фильмом «Близко» оказался на втором месте, получив Гран-при жюри. Это важная награда для молодого режиссера, который начинал в Каннах всего несколько лет назад с картиной «Девочка» в программе «Особый взгляд». Тогда Донт получил приз за лучший режиссерский дебют. К разочарованию критиков, в этом году бельгийцу пришлось разделить приз с французским режиссером Клэр Дени и ее мелодрамой «Звезды в полдень», которую даже почитатели ее таланта признали откровенно слабой. Американский критик Люк Хикс назвал фильм «140 минут вашей жизни, которые никогда не вернуть».

Еще одна разделенная награда — «Приз жюри», который вручили польскому режиссеру Ежи Сколимовскому за «Иа», рассказывающему о жизни с точки зрения осла, и медитативным «Восьми горам» Феликса ван Гронингена и Шарлотты Вандермерш.

Пак Чхан-ук уехал домой с призом за лучшую режиссуру за картину «Решение уйти». Это третья награда Каннского фестиваля за карьеру корейца: он получил «Приз жюри» за «Жажду» в 2009 году и Гран-при жюри за «Олдбой» в 2004-м.

Кадр из фильма «Решение уйти»

Еще одной глыбе корейского кино, Сон Кан-хо, присудили уже давно заслуженную награду как лучшему актеру за фильм «Посредник» Хирокадзу Корээды (вторая после «Близко» слезливая драма фестиваля). Другая актерская награда ушла Заре Амир Эбрахими, исполнительнице главной роли в жесткой антирелигиозной драме «Священный паук» Али Аббаси. Приз за лучший сценарий вручили еще одному фильму на религиозную тему — «Парню с небес» Тарика Салеха об ожесточенной борьбе за место имама в Каире.

Россия при этом осталась без призов — Кирилл Серебренников начиная с 2016 года стабильно участвует в каннской программе, однако до сих пор так и не был удостоен ни одной награды (кроме журналистского приза Франсуа Шале, однако он не входит в список официальных наград фестиваля). В этот раз его «Жена Чайковского» тоже осталась без внимания жюри.

Несмотря на желание Линдона отметить смелые картины, таких в конкурсе просто не оказалось. Даже главный провокатор фестиваля в этом году — канадец Дэвид Кроненберг с боди-триллером «Преступления будущего» — не смог ни удивить, ни испугать публику. В итоге в фокусе жюри оказалась социальная и политическая повестка, под которую подпадает и триумфатор Канн-2022 «Треугольник печали» — явный компромисс, который, несмотря на свой черный юмор, вряд ли можно назвать новым словом в кинематографе.

 

Использованы материалы авторов и ресурсов:

Тамара Ходова, forbes.ru

Нина Ромодановская, proficinema.ru

Николай Корнацкий, vedomosti.ru

tass.ru

наверх страницы