Основная программа Венецианского кинофестиваля 2021:

Список победителей Венецианского кинофестиваля 2021

Основной конкурс:

Атмосфера фестиваля

В прошлом году Венецианский фестиваль оказался единственным, который удалось провести практически без ущерба в обычном офлайновом формате. Произошло это благодаря везению. Срок проведения фестиваля — конец августа, начало сентября — пришелся на летний спад коронавируса и, соответственно, временное ослабление коронавирусных ограничений. Поэтому Венеция, и без того справедливо гордящаяся своим титулом старейшего кинофестиваля в мире, теперь может несколько свысока взирать на своих конкурентов из «большой тройки» — два других фестиваля категории «А» в Каннах и Берлине, не говоря уже о менее именитых своих собратьях.

Венеция — не такая пышно-гламурная, как Канны с их набережной Круазет и неизбежным сбором звезд первой величины, зачастую к показанным там фильмам отношения не имеющим. И не такая сдержанно-суровая как принципиально арт-хаусный Берлин. Она занимает в большой тройке позицию золотой середины.

Здесь традиционно очень высокий, без уклона в ту или иную крайность, уровень представленных для показа фильмов — как в конкурсной борьбе за «Золотого Льва», так и во внеконкурсных программах.

Не все ограничения сняли до сих пор. Первая сложность — в том, как добраться до Венеции. Для россиян Италия находится в красной зоне, посещение фестиваля не гарантирует въезд в страну, а даже в случае успеха по прибытии их ждет карантин. На самом фестивале тоже все непросто: надевать маску нужно во всех помещениях; те, у кого нет признанных ЕС прививок, должны раз в два дня сдавать тесты на коронавирус. Но главная проблема: чтобы соблюдать социальную дистанцию, залы заполняют ровно наполовину — соответственно, число мест сократилось вдвое.

Чтобы предотвратить появление очередей у кинотеатров, регистрацию на сеансы перенесли в онлайн — туда же переместились очереди. Билеты на сеансы разбирают не то что за считаные минуты — за секунды. Попасть на самые популярные фильмы (а в этом году в Венеции показывают «Дюну» Дени Вильнева и «Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта) практически невозможно, а все свободное время кинокритики напряженно смотрят в телефоны, ожидая, когда появятся билеты на новый сеанс.

Итоги

Второй большой европейский кинофестиваль подряд награждает главным призом молодую француженку, снявшую всего второй фильм. Жюри Спайка Ли в Каннах отдало «Золотую пальмовую ветвь» Жюлии Дюкурно и ее экстремальному «Титану», жюри Пона Чжун Хо в Венеции «Золотого льва» — Одри Диван и ее психологической драме «Событие». В этот же год женщине достался и «Оскар» за лучший фильм — кстати, постановщицу Хлою Чжао первой наградила та же Венеция, а сейчас она заседала в жюри фестиваля.

Удивление и разочарование присуждением награды «Событию», еще и единогласным, связано прежде всего с неожиданностью такого решения. Никто не называл фильм Диван в числе возможных победителей, фестиваль был слишком уж переполнен маститыми авторами. Их тоже можно увидеть среди призеров: это и Паоло Соррентино с «Рукой бога» (гран-при и приз лучшему молодому актеру Филиппо Скотти), и Педро Альмодовар с «Параллельными матерями» (Кубок Вольпи Пенелопе Крус как лучшей актрисе), и Джейн Кэмпион с «Властью пса» (приз за режиссуру), и даже Микеланджело Фраммартино с радикальной «Дырой» (специальный приз жюри). Все они, однако, уступили молодой малоизвестной постановщице с ее декларативно маленьким фильмом. Многие яркие картины и вовсе остались незамеченными («Холодный расчет» Пола Шредера, «Не оставляй следов» Яна П. Матушинского, «Капитан Волконогов бежал» Алексея Чупова и Наташи Меркуловой, «Официальный конкурс» Мариано Кона и Гастона Дюпра и так далее). 

«Событие» рассказывает историю независимой Анн, которая собирается поступать в университет, но внезапно узнает о своей беременности. Это ставит крест на всех ее планах: в 1963 году матери-одиночке нечего надеяться на высшее образование. Аборты нелегальны, даже за соучастие в этом деле можно попасть за решетку. Несмотря на опасность, Анн полна решимости прервать беременность. И если ей не удастся отыскать помощников (от нее, узнав о проблеме, с ужасом отшатываются все — от лечащего врача до лучших подруг), она сделает необходимое сама.

Картина поставлена по одноименному роману известной писательницы Анни Эрно, лауреатки многочисленных премий, переведенному на десятки языков — среди них и русский, и есть все основания полагать, что это автобиографический текст (Анн мечтает о литературной карьере). Эрно и Диван исследуют переходную эпоху: шестидесятые уже произвели на свет независимую и умную молодежь, будущее поколение 1968 года, пока что спорящее с профессорами о стихах Арагона и прозе Камю. Но инертное общество еще живет по законам прошлого, согласно которым женщина — тем более молодая — все-таки не совсем полноценный человек.

Это хороший фильм, сделанный уверенной рукой. Он великолепно снят оператором Лораном Танги, откровенно и при этом деликатно вводящим нас в интимный мир героини. Он тонко и чутко озвучен музыкой французских композиторов русского происхождения, постоянно работающих с нашим кино, Евгения и Саши Гальпериных.

Наконец, он превосходно сыгран — актерский ансамбль включает Анну Муглалис, Сандрин Боннэр и любимца братьев Дарденн Фабрицио Ронджоне в роли доктора. Главное же его «событие» — 22-летняя француженка румынского происхождения Анамария Вартоломей, чьи естественность и бесстрашие не могут не впечатлить. Вероятно, единственное, что не позволило присудить ей актерский приз — регламент Венецианского фестиваля, не дающий возможности отдать одной картине «Золотого льва» и Кубок Вольпи (когда-то из-за этого правила без награды остался Микки Рурк за «Рестлера»).

Единственное, что вызывает вопросы к жюри, это художественный консерватизм «События», в котором нет и следа экстремальности «Титана», победившего в Каннах. Перед нами качественная социальная драма, наследующая традиции тех же Дарденнов и затрагивающая важную тему. Не оспаривая ее вечной актуальности (пусть и не для Франции), хочется вспомнить другие фильмы об абортах, побеждавшие на мировых фестивалях в XXI веке. Это «Вера Дрейк» Майка Ли («Золотой лев», 2004), «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу («Золотая пальмовая ветвь», 2007), «Никогда редко иногда всегда» Элайзы Хиттман (гран-при Берлинале, 2020). «Вера Дрейк» затрагивала этическую сторону абортов, исследуя границы добра и зла; «4 месяца, 3 недели и 2 дня» использовал аборт как сложную метафору тоталитаризма и противостоящей ему солидарности; «Никогда редко иногда всегда» — виртуозное исследование социальной проблемы, которая существует и сегодня.

На этом фоне «Событие» выделяется лишь своей прямолинейностью и однозначностью. Весь смысл и пафос фильма Диван — в утверждении права женщины на аборт и только в этом. Что ставит перед нами интересный вопрос: если фильм служит благой идее и при этом отлично сделан, достаточно ли этого, чтобы быть записанным в историю кино, или все-таки для этого необходима некая прибавочная стоимость — художественная и смысловая?

При этом трудно усомниться в искренности жюри и продуманности его вердикта. Ведь практически все награжденные фильмы посвящены одной теме — сложным взаимоотношениям отцов и матерей с детьми. Об этом и «Рука бога», в которой Соррентино отдает долг своим родителям и семье, и «Параллельные матери», где Альмодовар прослеживает судьбы матерей-одиночек и связывает их с историей Испании, и «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол (приз за сценарий) по роману Элены Ферранте, где взрослая героиня переосмысляет опыт своего материнства, и «Власть пса», где Джейн Кэмпион сводит одинокого героя-мизантропа с сыном его невестки.

Вполне логично, что победителем такого фестиваля оказывается фильм, героиня которого защищает свое право на отказ от материнства, в очередной раз подтверждая: мы живем в эпоху, когда личное стало политическим, а политическое — личным.

Использованы материалы авторов и ресурсов:

Антон Долин, meduza.io

Александр Кан, bbc.com

Катя Загвоздкина, buro247.ru

labiennale.org

наверх страницы