79-й Венецианский кинофестиваль20 сентября 2022
Основная программа Венецианского кинофестиваля 2022:
- «Вся красота и кровопролитие» (All the Beauty and the Bloodshed, США, 2022), реж. Лора Пойтрас;
- «Афина» (Athena, Франция, 2022), реж. Ромен Гаврас;
- «За стеной» (Shab, Dakheli, Divar., Иран, 2022), реж. Вахид Джалильванд;
- «Необъятность» (L'immensità, Италия/ Франция, 2022), реж. Эмануэле Криалезе;
- «Дети других людей» (Les enfants des autres, Франция, 2022), реж. Фридерик Жув;
- «Банши Инишерина» (The Banshees of Inisherin, Ирландия/ Великобритания/ США, 2022), реж. Мартин МакДона;
- «Кит» (The Whale, США, 2022), реж. Даррен Аронофски;
- «Белый шум» (White Noise, США/ Великобритания, 2022), реж. Ноа Баумбак;
- «Личная жизнь» (Love Life, Япония, 2022), реж. Кодзи Фукада;
- «Пара» (Un couple, Франция/ США, 2022), реж. Фредерик Вайсман;
- «Сент-Омер» (Saint Omer, Франция, 2022), реж. Элис Диоп;
- «Целиком и полностью» (Bones and All, Италия/ США, 2022), реж. Лука Гуаданьино;
- «Аргентина, 1985» (Argentina, 1985, Аргентина/ США, 2022), реж. Сантьяго Митре;
- «Бардо» (Bardo, Мексика, 2022), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту;
- «Блондинка» (Blonde, США, 2022), реж. Эндрю Доминик;
- «Моника» (Monica, США/ Италия, 2022), реж. Андреа Паллаоро;
- «Наши связи» (Les miens, Франция, 2022), реж. Рошди Зем;
- «Вечная дочь» (The Eternal Daughter, США/ Великобритания, 2022), реж. Джоанна Хогг;
- «Тар» (Tár, США, 2022), реж. Тодд Филд;
- «Кьяра» (Chiara, Италия/ Бельгия, 2022), реж. Сузанна Никкьярелли;
- «Без медведей» (Khers nist, Иран, 2022), реж. Джафар Панахи;
- «Повелитель муравьёв» (Il signore delle formiche, Италия, 2022), реж. Джанни Амелио;
- «Сын» (The Son, Великобритания/ Франция, 2022), реж. Флориан Зеллер.
Список победителей Венецианского кинофестиваля 2022:
Основной конкурс:
- Золотой лев — «Вся красота и кровопролитие» (Лора Пойтрас)
- Особый приз жюри — «Сент-Омер» (Элис Диоп)
- Серебряный лев за лучшую режиссерскую работу – Лука Гуаданьино, «Целиком и полностью»
- Специальный приз жюри — «Без медведей» (Джафар Панахи)
- Лучший сценарий — Мартин МакДона, «Банши Инишерина»
- Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль — Колин Фаррелл, «Банши Инишерина»
- Кубок Вольпи за лучшую женскую роль — Кейт Бланшетт, «Тар»
- Премия Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру — Тейлор Расселл, «Целиком и полностью»
Перед фестивалем
Венецианский кинофестиваль запретит участвовать делегациям из России в смотре 2022 года. Об этом сообщает издание The Hollywood Reporter со ссылкой на заявление организаторов мероприятия. По данным издания, таким образом организаторы заявляют о «солидарности с Украиной». При этом независимые российские режиссеры смогут показать свои картины и посетить мероприятие.
«Венецианская биеннале не закроет двери для тех, кто защищает свободу слова и выступает против постыдного и неприемлемого решения атаковать суверенное государство и его беззащитное население», — говорится в заявлении.
Ранее, 1 марта, представители Каннского фестиваля также заявили, что отказываются принимать официальную делегацию России в 2022 году. «Оргкомитет фестиваля решил, что не будет принимать официальные делегации или представителей, связанных с российским правительством, до тех пор, пока нападение не прекратится на условиях, которые удовлетворят интересы украинского народа», — было сказано в сообщении пресс-службы.
За венецианских «львов» в этом году будут бороться 23 фильма. На самом деле для многих проектов это будет только началом соревнования за престижные призы. Осенью традиционно начинается подготовка к наградному сезону, поэтому для международных фестивалей важно не просто подобрать яркую программу, но и заполучить потенциальных претендентов на «Оскар». В последнее время Венеции это удается все лучше: в прошлом году на фестивале прошла премьера драмы «Власть пса» Джейн Кэмпион, получившей в итоге 12 номинаций на «Оскар», а в 2020 году здесь показали и наградили главным призом «Землю кочевников» Хлои Чжао. Она в итоге стала первой женщиной, единолично получившей «Оскар» за режиссуру.
Кадр церемонии открытия 79-го Венецианского международного кинофестиваля
Жизнь без масок и виртуальные очереди
Фестивальный мир почти полностью оправился от пандемии и усиленно делает вид, что ее будто и не было. В Венеции, например, у входа на территорию фестиваля исчезли палатки Красного Креста с тестами на ковид. Показы проходят с полной заполняемостью залов, а маски нужно надевать только на водных трамвайчиках, которые довозят гостей биеннале до острова Лидо, где киносмотры проводятся с первого дня открытия фестиваля в 1932 году (в этом году фестиваль отмечает юбилей, 90 лет со дня создания).
Единственное, от чего смотр решил избавиться раз и навсегда, — печально знаменитые очереди на показы. Раньше гостям и журналистам приходилось стоять в часовых очередях, чтобы занять место в зале. Однако ковид заставил руководство фестивалей пересмотреть эту политику, и Венеция не стала исключением. В 2020 году, в самый разгар пандемии, ввели новую систему бронирования билетов, которая позволяет получить место в зале заранее и не стоять в толпе в ожидании начала сеанса. Эту практику было решено сделать постоянной. Единственная проблема состоит в том, что в Венеции к созданию системы отнеслись легкомысленно. Поэтому теперь журналисты с 7:00 стоят не в настоящей, а в виртуальной очереди, тщетно пытаясь ухватить на сайте билет хотя бы на один показ.
В этом году фестиваль впервые открылся фильмом производства Netflix — это «Белый шум» Ноа Баумбака. Впрочем, ни для американского режиссера, ни для стримингового гиганта Венеция давно не экзотика. Netflix уже несколько лет успешно проводит премьеры своих фильмов на Лидо, который стал удобной площадкой для презентации проектов перед наградным сезоном. Так, в прошлом году картина стриминга «Власть пса» получила 12 номинаций на «Оскар», «Незнакомая дочь» — три. В 2019 году «Рома» Альфонсо Куарона была награждена «Золотым львом» и получила 10 номинаций на премию американской киноакадемии.
Фильм-победитель: женщины о женщинах
Венецию уже давно критикуют за скромную долю женских картин в конкурсной программе. Например, в этом году из 23 фильмов основного конкурса только четыре были сняты женщинами. Налицо явный дисбаланс, который фестиваль, впрочем, компенсирует тем, что стабильно присуждает женщинам главные призы. Так, в 2020 году «Золотого льва» получила Хлоя Чжао за фильм «Земля кочевников» — о героине, которая путешествует из штата в штат в доме на колесах. В 2021-м эстафету переняла француженка Одри Диван с драмой «Событие» о студентке, которая ищет способ сделать подпольный аборт во Франции 1960-х.
В 2022 году настал черед Лауры Пойтрас. В отличие от Диван и Чжао, Пойтрас — режиссер опытный и признанный: 15 лет назад ее работа об американской оккупации Ирака «Моя страна, моя страна» была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм», а в 2014 году картина «Citizenfour: правда Сноудена» получила премию американской киноакадемии в той же категории.
Нэнси Голдин в фильме «Вся красота и кровопролитие»
«Вся красота и кровопролитие» переплетает две сюжетные линии: одна рассказывает о личной жизни Нэнси Голдин и ее становлении как фотографа в 1970-е и 1980-е, а вторая — о ее противостоянии с семьей Саклер в наше время. Голдин стала одной из первых, кто запечатлел жизнь ЛГБТ-субкультур, также она была одной из важных фигур в кампании по борьбе за права ВИЧ-инфицированных во время разгара эпидемии в США. По собственному признанию, Голдин долгое время страдала от опиоидной зависимости, вызванной препаратом «Оксикодон» производства Purdue Farma. Компания принадлежала семье Саклер, сделавшей целое состояние на продаже опиоидов, от которых только в США каждый год погибает около 400 000 человек. Часть состояния Саклеры вкладывали в поддержку искусства, щедро одаривая грантами музеи по всему миру.
В 2017 году Нэнси Голдин основала организацию P.A.I.N. Ее целью стала борьба с Purdue Farma и с семьей основателей компании — и в этой битве активистка достигла впечатляющих результатов. P.A.I.N. добилась того, что крупнейшие музеи, такие как, например, «Лувр» и «Метрополитен», отказались принимать гранты от Саклеров и убрали их имена из списка спонсоров. Purdue Farma была объявлена банкротом, однако сама семья избежала судебного преследования и не выплатила компенсации многочисленным жертвам опиоидной зависимости.
Кадр из фильма «Вся красота и кровопролитие»
Двойная сюжетная линия, в которой будущее и прошлое встречаются где-то посередине, помогает описать личность Голдин и понять, как обстоятельства жизни привели ее к общественному активизму. Это, безусловно, изящная идея, однако в случае с Пойтрас она выглядит недоработанной: режиссер периодически бросает увлекательный нарратив на полпути и резко обращается к другим темам. Из-за этого картина так и не обретает желанной целостности. Фильм старается оторваться от привычных клише, свойственных документальным работам, но при этом провисает и теряет фокус. Создается впечатление, что Венецианский фестиваль движется в сторону Берлинале, где политический смысл фильмов обычно ценится гораздо выше, чем их художественные достоинства. Другими словами — неважно, как снята картина, главное, чтобы она была важной и актуальной. Справедливости ради стоит отметить, что «Вся красота и кровопролитие» понравилась многим критикам на фестивале, хотя никто не прочил ее в победители.
Политика и искусство
Как всегда, угадать ход мыслей членов жюри оказалось невозможно. Судя по всему, для председателя жюри этого года, американской актрисы Джулианы Мур было важно отметить «Всю красоту и кровопролитие» как политически заряженную работу: одна талантливая женщина сняла фильм о другой талантливой женщине, борющейся с капиталистами-убийцами, а третья, не менее талантливая, вручила ей за это «Золотого льва». Получилось красиво, однако осталось ли в этой истории место для искусства, о котором так беспокоилась Мур в начале фестиваля?
Джулиана Мур — председатель жюри фестиваля
«У меня создалось впечатление, что дискуссия о будущем кино в итоге сводится к дискуссии, которая больше ориентирована на бизнес. Когда мы говорим о будущем кинематографа, разговоры ограничиваются тем, каким будет будущее индустрии, а не будущее искусства», — подчеркнула председатель жюри в день открытия.
В случае с главным призером фестиваля 2022 года на первом плане все-таки оказалось не искусство и даже не бизнес, а политическая повестка. Такой расклад сил напомнил ситуацию на фестивале в прошлом году, когда жюри под председательством корейского режиссера Пон Джун-хо вручило «Золотого льва» Одри Диван. Ее «Событие» об абортах во Франции в середине прошлого века поднимает важные темы, но при этом довольно посредственно в художественном плане. Вне фестиваля фильм не снискал особого успеха.
Дальнейшую судьбу картины Пойтрас тоже сложно предсказать. У нее есть все шансы быть номинированной на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм», однако сможет ли работа добиться успеха в более престижных номинациях? Такая возможность невелика. Фестивалю важно не только показать хорошую программу, но и оставить след в истории и повысить свой престиж за счет признания его победителей международным киносообществом. В данном случае у остальных лауреатов смотра есть больше возможностей громко заявить о себе в наградном сезоне, чем у работы Пойтрас.
Другие победители
Гран-при фестиваля — вторую по значимости награду, и премию за дебют получила за «Сент-Омер» уроженка Сенегала Элис Диоп. Она тоже документалист и впервые сняла игровое кино. Диоп пользовалась каким-то невероятным вниманием: потому что женщина — раз, темнокожая — два. Она давно живет во Франции, а ее мама осталась в Сенегале. В своей картине Диоп попыталась рассказать универсальную историю о жизни своих соотечественниц, основываясь на реальной истории, которая ее потрясла.
Кадр из фильма «Сент-Омер»
Почти весь фильм мы присутствуем в режиме реального времени на судебном заседании, где рассматривается дело студентки из Сенегала, оставившей свою годовалую дочь на пляже в Берк-сюр-Мер, чтобы ее унес прилив. Никакого иного способа избавиться от ребенка у девушки не было. На суд приезжает сценаристка и писатель с сенегальскими корнями, но рожденная во Франции, а это уже совсем другая история. Она встречается с матерью подсудимой, пытается разобраться в психологических аспектах произошедшего. Картина хорошо сделана, но слишком подробная. Не всякий зритель смог ее досмотреть до конца. Диоп, как и Пойтрас, не удается подчинить художественную форму своим амбициям, но зато история получилась актуальной и вполне в духе современной политической и общественной повестки.
Также жюри отметило блистательную игру Кейт Бланшетт в фильме Тодда Филда «Тар» о первой женщине-дирижере одного из крупных немецких оркестров. «Тар» — одна из жемчужин фестиваля, у которой прекрасные перспективы в наградном сезоне, и роль Бланшетт в нем ключевая. В картине Филда звезда демонстрирует превосходную актерскую форму, в очередной раз подтверждая негласный титул одной из главных актрис своего поколения.
«Серебряного льва» за лучшую режиссуру получил итальянский режиссер Лука Гуаданьино, впервые снимавший кино в США. Его хоррор «Целиком и полностью» рассказывает о юных любовниках-каннибалах. Главные роли сыграли Тимоти Шаламе, потрясший публику шелковым женским комбинезоном и обнаженной до поясницы спиной, и Тэйлор Рассел. Она и получила как молодая актриса премию им. Марчелло Мастроянни. Ее героиня ищет отца, чтобы понять свое пристрастие к человеческому мясу.
Кадр из фильма «Целиком и полностью»
Еще один фильм-фаворит жюри и критиков — драма о ссоре двух друзей «Банши Инишерина» Мартина Макдоны. Картина получила сразу две награды: Колин Фаррелл стал лучшим актером, а режиссеру (он же сценарист) вручили «Льва» за сценарий. Это еще один фильм, представленный на фестивале, который, скорее всего, находится лишь в начале своего наградного пути. Остроумную и при этом актуальную работу Макдоны легко полюбить — и, в общем-то, есть за что.
На фестивале, разумеется, не могли обойти стороной и картину «Без медведей» иранского режиссера, обладателя «Золотого льва» 2000 года Джафара Панахи — ему вручили почетный спецприз. Панахи недавно посадили в тюрьму за антиправительственную деятельность. Причем осудили режиссера еще в 2010 году, но все это время он находился под домашним арестом и в тайне от властей отправлял фильмы на фестивали. В июле Джафар Панахи пришел в прокуратуру, чтобы справиться о судьбе своих коллег — режиссеров Мохаммада Расулофа и Мостафы Алеахмада, которые были задержаны ранее за посты в социальных сетях. В итоге Панахи также был арестован и отправлен в тюрьму. Ведущие мировые фестивали тем или иным образом выразили протест в связи с решением иранских властей, который предсказуемо не возымел на них никакого воздействия. Кресло Панахи на пресс-конференции и на премьере фильма красноречиво пустовало. В «Без медведей» режиссер в типичной для его последних работ манере рассуждает о личных отношениях, неизбежно вплетенных в социальный контекст, природе искусства и его вольном или невольном влиянии на повседневную жизнь.
В целом Венецианский кинофестиваль 2022 года мало чем отличался от смотров прошлых лет. В программе было много сильных работ. Откровенно проходные фильмы тоже встречались, но хороших картин все-таки оказалось заметно больше. Обошлось без сюрпризов и неожиданных открытий. А вот насколько дальновидными оказались решения жюри, покажет будущее.
Использованы материалы авторов и ресурсов:
Тамара Ходова, forbes.ru
Светлана Хохрякова, mk.ru
labiennale.org/en/cinema/2022