81-й Венецианский кинофестиваль12 сентября 2024
Над официальным постером смотра вновь — седьмой год подряд — работал художник Лоренцо Маттотти. Автор отмечает, что изображение «отсылает к воспоминаниям о венецианской ярмарке 1981, когда по улочкам города ходил слон».
«Слон — это, конечно, необычный, неожиданный образ, но он возвращает нас во времени на много лет назад. Вот Слон теперь пересекает Лагуну и путешествует путями Тайны и Магии, которые как раз открываются в Кино. Он сам — Память, а еще — История кино: настоящее торжество! Этот Слон разноцветный, что также говорит о взгляде на другие цивилизации, другие культуры...» — добавляет Маттотти.
Основная программа Венецианского кинофестиваля 2024
- «Комната по соседству» (The Room Next Door, Испания/ США, 2024), реж. Педро Альмодовар;
- «Апрель» (April, Грузия/ Италия/ Франция, 2024), реж. Деа Кулумбегашвили;
- «Поле боя» (Campo di battaglia, Италия, 2024), реж. Джанни Амелио;
- «Убейте жокея» (El jockey, Аргентина/ Испания/ США/ Мексика/ Дания, 2024), реж. Луис Ортега;
- «Я все еще здесь» (Ainda estou aqui, Бразилия/ Франция, 2024), реж. Уолтер Саллес;
- «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux, США, 2024), реж. Тодд Филлипс;
- «Мария» (Maria, Италия/ Германия/ Чили, 2024), реж. Пабло Нарраин;
- «Молодость (возвращение домой)» (Qing chun gui, Франция/ Люксембург/ Нидерланды, 2024), реж. Ван Бин;
- «Бруталист» (The Brutalist, США/ Великобритания/ Венгрия, 2024), реж. Брэйди Корбет;
- «Тихий сын» (Jouer avec le feu, Франция/ Бельгия, 2024), реж. Дельфин Кулен, Мюрьель Кулен;
- «Горная невеста» (Vermiglio, Италия/ Франция/ Бельгия, 2024), реж. Маура Дельперо;
- «И дети после них» (Leurs enfants après eux, Франция, 2024), реж. Людовик Букерма, Зоран Букерма;
- «Плохая девочка» (Babygirl, Нидерланды/ США, 2024), реж. Халина Рейн;
- «Дива будущего» (Diva Futura, Италия, 2024), реж. Джулия Луиза Штайгервальт;
- «Жатва» (Harvest, Великобритания/ Германия/ Греция/ Франция/ США, 2024), реж. Афина Рахель Цангари;
- «Сицилийские письма» (Iddu, Италия, 2024), реж. Фабио Грассадония, Антонио Пьяцца;
- «Любовь» (Kjærlighet, Норвегия, 2024), реж. Даг Йохан Хёугеруд;
- «Глаза незнакомца» (Mo shi lu, Сингапур/ Тайвань/ Франция/ США, 2024), реж. Крис Ео;
- «Квир» (Queer, Италия/ США, 2024), реж. Лука Гуаданьино;
- «Безмолвное братство» (The Order, США/ Великобритания/ Канада, 2024), реж. Джастин Курзель;
- «Три подруги» (Trois Amies, Франция, 2024), реж. Эмманюэль Муре.
Список победителей Венецианского кинофестиваля 2024:
Основной конкурс:
- Золотой лев — «Комната по соседству» (Педро Альмодовар)
- Особый приз жюри — «Горная невеста» (Маура Дельперо)
- Серебряный лев за лучшую режиссерскую работу — Брэйди Корбет, «Бруталист»
- Специальный приз жюри — «Апрель» (Деа Кулумбегашвили)
- Лучший сценарий — Мурило Хаузер, Heitor Lorega, Марсело Рубенс Пайва, «Я все еще здесь»
- Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль — Венсан Линдон, «Тихий сын»
- Кубок Вольпи за лучшую женскую роль — Николь Кидман, «Плохая девочка»
Атмосфера фестиваля
В этом году наконец-то наступил тот идеальный момент, когда Венецианскому кинофестивалю ничто не должно было помешать пройти с размахом и без особых проблем. Пандемия закончилась, киноиндустрия стала постепенно оправляться от шока, а в Голливуде больше никто не протестует.
В прошлом году Венеция стала первым кинофестивалем, который проходил на фоне крупнейшей за 60 лет совместной забастовки гильдий актеров и сценаристов США. Тогда большинство американских звезд, которых так любят звать к себе европейские смотры, не смогли приехать на Лидо, и красные дорожки пустовали. В этом же году страсти улеглись. Однако их последствия имеют долгосрочный эффект, и кризис индустрии чувствуется в составе участников биеннале.
Венеция традиционно открывает осенний наградной сезон, во время которого происходит подготовка к важнейшему кинособытию года — премии «Оскар». В последние годы фестиваль, которому еще 10 лет назад было сложно заполучить крупный студийный фильм себе в программу, сильно повысился в статусе и теперь составляет достойную конкуренцию североамериканским программам. Например, довольно закрытому и от этого еще более престижному смотру для деятелей индустрии в Теллурайде, проходящему в последнюю неделю августа, и международному кинофестивалю в Торонто, который проходит в середине сентября. Оба мероприятия пересекаются со смотром на Лидо, поэтому каждый год между ними происходит жесткая подковерная борьба за самые престижные проекты.
Распределение сил среди трех фестивалей субъективно, однако в этом году, в отличие от прошлого, Венеции не удалось закрепить за собой статус-кво. Итальянцам удалось заполучить сиквел «Джокера» Тодда Филлипса, который взял «Золотого льва» за первую часть пять лет назад, а также криминальную комедию «Одинокие волки» с Брэдом Питтом и Джорджем Клуни и сиквел «Битлджуса» Тима Бертона. Однако большинство остальных громких проектов («Квир» Луки Гуаданьино, «Мария» Пабло Ларраина, «Комната по соседству» Педро Альмодовара), которые сначала покажут на Лидо, затем поедут в те же Теллурайд и Торонто, что лишает Венецию уникальности. К тому же североамериканские фестивали эксклюзивно покажут и другие громкие проекты, которые не смогут увидеть зрители биеннале.
Фестивали борются за престижные лайнапы не только ради красивых красных дорожек и внимания прессы, но и ради будущих наград, которые эти фильмы могут потенциально заработать в наградном сезоне и тем самым повысить престиж фестиваля. Хотя у Венеции, по мнению худрука фестиваля Альберто Барберы, все-таки есть надежда и на «Оскар».
Джокер и Битлджус вместо Netflix
В прошлом году Лидо полностью захватил Netflix — целых пять фильмов в официальной программе принадлежали стриминговому гиганту, впрочем, как и все рекламные поверхности на острове, обклеенные исключительно маркетинговыми материалами видеоплатформы. В этом году расстановка сил изменилась. Netflix в программе не представлен вовсе. По словам Барберы, у стриминга просто-напросто не было достойных фестиваля фильмов. Зато в следующем году у платформы намечаются интересные проекты, которые Венеция готова взять в программу.
Но свято место пусто не бывает, поэтому место стриминга заняла студия Warner Bros., у которой как минимум два больших проекта на фестивале. Так, за «Золотого льва» поборется «Джокер: безумие на двоих» Тодда Филлипса, а открывал фестиваль тоже проект Warner Bros. «Битлджус, Битлджус» — продолжение фильма Тима Бертона, которого ждали целых 35 лет. Также в последний момент в лайнап смотра добавили вторую часть «Горизонтов: Американская сага» Кевина Костнера — но это выглядит скорее как попытка спасти проект от полного забвения.
«Битлджус, Битлджус» — идеальный фильм для открытия. Он легкий, на слуху, полон голливудских звезд, развлекает в кинотеатре и выветривается из головы сразу же после окончания сеанса. Оригинал вышел в 1988 году и стал знаковым для Тима Бертона, который только начинал карьеру в Голливуде.
Почему Голливуд выбирает Венецию
В начале 2000-х международный статус Венецианского кинофестиваля в качестве медийного смотра стал падать, американские фильмы в программу попадали, но в основном независимые, а не студийные. Мейджоры экономили и предпочитали показывать фильмы на «Теллурайде», «Сандэнсе» или в Торонто, то есть не выезжать за пределы своего континента. В Европу ездили только ради более престижных Канн. Продюсеры считали, что для успеха в оскаровской гонке стоит тратиться на рекламу в США, а не на промо и логистику в Старом Свете.
Ситуация изменилась с приходом нынешнего президента фестиваля Альберто Барберы в 2011 году (до этого он управлял смотром с 1999-го по 2001-й). Он убедил городские власти и организаторов Венецианской биеннале, в рамках которой проходит кинофестиваль, обновить залы и сам летал в Лос-Анджелес по два раза в год, чтобы лично очаровать глав крупных студий и независимых кинокомпаний.
Стратегия Барберы сработала: уже в 2013-м Венецию открыла «Гравитация» Альфонсо Куарона с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни в главных ролях. Warner Bros. не была уверена в успехе дорогостоящего сай-фая, но кино заработало шикарную прессу в Венеции (96% на Rotten Tomatoes) и почти 800 млн долларов в мировом прокате. Церемонию вручения Американской киноакадемии создатели фильма покинули с семью наградами. C тех пор как минимум один из номинантов на главный «Оскар» стартовал из Венеции, большинство из них были созданы мейджорами, собирали в прокате приличные деньги и получали статуэтки в разных категориях.
В 2010-е дистрибьюторы, пиарщики и студийные чиновники, занимающиеся наградным сезоном, не без помощи Барберы осознали, что Венеция — отличная стартовая площадка. Фестиваль проходит в конце августа и начале сентября, остается достаточно времени на промо и продвижение среди критиков, заядлых фестивальщиков и, главное, киноакадемиков.
Другие фестивали А-класса оказываются в куда менее выгодной позиции. «Сандэнс» стартует в самом начале календарного года и рассчитан преимущественно на инди-сегмент. Берлинале очень неудобно проходит в феврале — получается, практически одновременно с церемонией вручения «Оскара» либо за год до нее. К тому же отборщики фестиваля, как правило, ставят в программу более экспериментальное, радикальное и тихое кино (исключением стал «Человек дождя», который получил и «Оскар» за лучший фильм, и «Золотого медведя», но его премьера в Берлине состоялась, когда он уже был номинирован). С Каннами вроде бы все в порядке, но все же перерыв между ними и «Оскаром» великоват, около восьми месяцев, за которые публика успевает забыть то, что показали во Франции. «Теллурайд» и Торонто подходят, но Венеция самим кинематографистам кажется более престижной: свою роль играет и возраст фестиваля, который награждал видных классиков и вообще через несколько лет отпразднует столетний юбилей.
Золотой лев
«Комната по соседству»
(The Room Next
Door, Испания/ США, 2024), реж. Педро Альмодовар
В этом году Венецианский фестиваль наконец-то совершил то, что не смогли сделать другие крупные фестивали за последние 44 года — вручил Педро Альмодовару высшую награду, крылатого «Золотого льва». Удивительно, но испанский режиссер — признанный мастер и живой классик мирового кино — ни разу не был отмечен высшей наградой Берлина, Канн или Венеции. На Лидо режиссеру вручили почетного «Льва» в 2019 году, но такие приятные, но в целом дежурные награды за выслугу лет, конечно, не могут сравниться с полноценной победой.
Альмодовар — частый гость в Венеции, и на этот раз режиссер привез на Лидо полнометражный англоязычный дебют «Комната по соседству» с Джулианной Мур и Тильдой Суинтон в главных ролях. Картина основана на книге What are you going through американской писательницы Сигрид Нуньес. Новый фильм режиссера гораздо печальнее и сдержаннее по сравнению с прошлыми работами на испанском языке.
С самого начала он задает главную тему — смерть. Альмодовар задумывается не только о собственной мортальности, но и о смерти всего сущего в принципе. Он оглядывается на наш мир и состояние дел в нем и приходит к очень неутешительным выводам. В своей торжественной речи испанец отметил, что посвящает награду Суинтон и Мур. Позже на пресс-конференции он подчеркнул, что выступает за легализацию эвтаназии, которая пока возможна только в Испании, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.
Жюри во главе с французской актрисой Изабель Юппер решили сделать красивый и безопасный выбор. «Комната по соседству» понравилась многим журналистам, и вряд ли кто-то не согласится с тем, что Альмодовар давно заслужил эту награду. Интересно и то, что на протяжении уже шести лет на Лидо побеждает фильм американского производства или американской копродукции. И «Комната по соседству» не стала исключением — формально фильм снят испанцем Альмодоваром и его компанией Deseo, но на английском языке и частично в Америке. В то же время сам мастер отметил, что душа у его картины испанская.
Серебряный лев за лучшую режиссерскую работу
«Бруталист»
(The Brutalist, США/ Великобритания/ Венгрия, 2024), реж. Брэйди Корбет
Один из главных фаворитов среди критиков — масштабное полотно «Бруталист» Брэйди Корбета длиною 3 часа 25 минут — уехал из Венеции с призом за лучшую режиссуру, «Серебряным львом». В этот не самый легкий год для кинофестиваля и смотров в принципе картина Корбета, охватывающая 30 лет жизни пережившего Холокост архитектора в исполнении Эдриана Броуди в США, доказала, что в нашем мире еще есть место для большого кино.
Брэйди Корбет, можно сказать, вскормлен Венецией. Впервые он приехал сюда еще подростком в 2004 году на премьеру «Загадочной кожи» Грега Араки, а затем вернулся в 2015 году с режиссерским дебютом «Детство лидера», за который получил приз за режиссуру в секции «Горизонты» и как лучший дебют. «Бруталист» — мегаломанская монументальная работа. Фильм снят на пленку и разделен на две части, между которыми устроен антракт. Он оказался на голову выше остальных картин основного конкурса и стал настоящим кинособытием.
Но, кажется, жюри посчитало, что награждать 36-летнего американца «Золотым львом» преждевременно, если в конкурсе участвует такой мэтр, как Альмодовар. Корбету же еще придется доказать свой талант. Но можно с уверенностью сказать, что и «Комнату по соседству», и «Бруталиста» ждет яркое будущее в наградном сезоне и на премии «Оскар». Так, фильм Корбета сразу же после триумфа в Венеции купила независимая компания A24.
Особый приз жюри
«Горная невеста»
(Vermiglio, Италия/ Франция/ Бельгия, 2024), реж. Маура Дельперо
Второй по значимости приз фестиваля — Гран-при — достался итальянской драме «Горная невеста» Мауры Дельперо. Этот фильм рассказывает о жизни в итальянской горной деревушке на закате Второй мировой войны.
По сюжету, в 1944 году в затерянную в горах итальянскую коммуну Вермильо приходит солдат-дезертир. Он останавливается у местного учителя, который воспитывает трех дочерей. Конечно, появление чужака нарушает привычный уклад деревенской жизни. Любовь же разрушает все планы и ожидания.
Маура Дельперо знает эти реалии не понаслышке: она родом из этой самой Вермильо, и фильм как бы биографический, о старших родственниках режиссера. А еще — о тихом сопротивлении войне, о, может быть, наивном, но убедительном выборе в пользу любви и жизни.
Как отметила Юппер, больше всего ей понравилось, как фильм освещает тему войны: «У вас есть важный предмет для изучения, который остается за кадром, и вам приходится наблюдать за ним через небольшую замочную скважину».
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль
«Плохая девочка»
(Babygirl, Нидерланды/ США, 2024), реж. Халина Рейн
Лучшей актрисой Венеции-2024 стала Николь Кидман за роль в фильме «Плохая девочка» Халины Рейн. Актриса рассказывала, что съемки в эротическом триллере потребовали от нее больших моральных и физических сил. Судя по всему, масштаб этой актерской работы не ускользнул от Изабель Юппер, которая не понаслышке знает, чего может стоить хорошая роль.
Николь Кидман явно наградили не за смелость обнажиться перед камерой, но за то, что, простите за каламбур, она обнажила больную проблему — уязвимые места состоявшихся женщин в современном мире. Может сложиться карьера, быть близкой к идеальной семья, общая инстаграмность выглядеть глянцево, как обложка дорогого журнала, но при этом перестать быть собственно женщиной. Об этом фильм, поэтому и награда.
Перед торжественной церемонией Николь Кидман узнала, что у нее умерла мать, поэтому актрисе в срочном порядке пришлось вернуться домой. Награду за нее получила режиссер Халина Рейн, прочитавшая обращение Кидман со сцены: «Сегодня я приехала в Венецию и вскоре узнала, что моя смелая и красивая мать Джанелль Энн Кидман умерла. Я в шоке и должна вернуться к семье. Но эта награда для нее. Она сформировала меня, она была моим проводником, она создала меня. Я невероятно благодарна, что могу произнести ее имя перед всеми вами устами Халины. Столкновение искусства и жизни душераздирающе. Мое сердце разбито».
Теперь Николь Кидман стала редкой обладательницей сразу трех наград главных европейских кинофестивалей — Берлинале, Канн и Венеции. До нее этого удавалось достичь только Джулианне Мур и Жюльетт Бинош.
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль
«Тихий сын»
(Jouer avec le feu, Франция/ Бельгия, 2024), реж. Дельфин Кулен, Мюрьель Кулен
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль получил не Эдриан Броуди, которому критики сулили победу за «Бруталиста», а француз Венсан Линдон за роль в драме «Тихий сын» об отце, узнавшем, что его сын примкнул к ультраправым.
Фильм — о меняющихся устоях нашего зыбкого времени. Линдон тут — отец двух сыновей. С одним все в порядке, хороший мальчик, учится в Сорбонне, — а вот старший становится все более замкнутым и увлекается ультраправым экстремизмом. Семья трещит по швам. И на носу, конечно, трагедия, но главное — распад отношений.
Венсан Линдон — один из главных актеров европейского кино, и призы на фестивалях для него не в диковинку. Теперь у него есть актерские награды и Канн, и Венеции.
Лучший сценарий
«Я все еще здесь»
(Ainda estou aqui,
Бразилия/ Франция, 2024), реж. Уолтер Саллес
Приз за сценарий вручили бразильскому режиссеру Уолтеру Саллесу за драму «Я все еще здесь» о военном режиме в 1970-е годы на примере жизни отдельной семьи. Режиссер с любовью показывает солнечные дни и простой быт Бразилии, чтобы потом разрушить его одним днем приходом мрачных следователей. Картина Саллеса — это прекрасно исполненная драма, и она затрагивает болезненную тему об исчезновении людей в Южной Америке, но глобально не говорит ничего нового. Скорее всего, поэтому жюри решило отдать бразильцу утешительный приз. Юппер заметила, что события, описываемые режиссером, всем известны, но «ты никогда не знаешь, куда занесет тебя история и куда она движется, и, я думаю, это показывает качество сценария».
Специальный приз жюри
«Апрель»
(April, Грузия/ Италия/ Франция, 2024), реж. Деа Кулумбегашвили
Спецприз жюри получила грузинский режиссер Деа Кулумбегашвили за фильм «Апрель» об абортах в Грузии, который разделил критиков на два лагеря — одни прочили картине «Золотого льва», другие называли одним из худших фильмов фестиваля. Кажется, такая же поляризация мнений произошла и среди жюри, поэтому решение вручить Кулумбегашвили спецприз выглядело как компромисс.
Подводя итоги
Никаких наград не получил долгожданный «Джокер: Безумие на двоих» Тодда Филлипса. Пять лет назад за первого «Джокера» ему вручили «Золотого льва». На этот раз не спасло ни мастерство Хоакина Феникса и Леди Гаги, ни оригинальный ход: превратить социальную драму в мюзикл. А может, это и повредило, вернув неожиданно живую историю в лоно комиксной условности.
Ничего также не дали байопику чилийца Пабло Ларраина «Мария» о певице Марии Каллас с Анджелиной Джоли в главной роли; ни одного приза не заслужил и итальянский кумир Лука Гуаданьино с драмой «Квир» по роману Уильяма Берроуза с Дэниэлом Крейгом.
Подводя итоги Венецианского фестиваля, можно сказать, что киноиндустрия находится в нестабильном состоянии, на которое по-прежнему влияют последствия пандемии, забастовки актеров и сценаристов, а также лопнувший пузырь стриминговых платформ. Пока кинематографисты по всему миру продолжают сохранять хорошее лицо при плохой игре, однако слабая программа и майских Канн, и сентябрьской Венеции показывает, что фестивалям просто не из чего выбирать. Даже ожидаемые и известные публике проекты, как, например, продолжение «Джокера», «Мария» Ларраина или «Квир» Гуаданьино, не оправдывают возложенных на них ожиданий.
Как и предсказывали эксперты после одной из самых крупных забастовок гильдий актеров и сценаристов Голливуда, ее последствия будут ощутимы только в 2024 году. Но самое страшное состоит в том, что их не так просто проанализировать или навесить на них ценник. Просто в воздухе витает ощущение, что с кино творится что-то не то.
Использованы материалы авторов и ресурсов:
Тамара Ходова, forbes.ru
Михаил Моркин, Сусанна Альперина, kinopoisk.ru
Матвей Пирогов, fontanka.ru
proficinema.com
labiennale.org/en/cinema/2024