Основной конкурс Берлинского кинофестиваля 2021

Список победителей Берлинского кинофестиваля

Основной конкурс

Фестиваль проходит в новом формате

В 2021 году Берлинале из-за все еще непростой эпидемиологической обстановки в мире в целом и в Берлине, городе проведения смотра, в частности проходит в два этапа. Первый, с 1 по 5 марта, назван индустриальным — онлайн-показы конкурсной программы доступны для кинопрофессионалов и аккредитованной прессы, второй состоится с 9 по 20 июня и будет зрительским — часть программы покажут в берлинских кинотеатрах в присутствии авторов фильмов. Онлайн-показы с точки зрения организации выглядят весьма удобно и даже создают ощущение присутствия на «живом» фестивале: фильмы из разных программ появляются на сайте Берлинале и доступны для просмотра при наличии аккредитации, но только согласно расписанию и в течение 24 часов. На следующий день их сменяют новые картины, так что не успел на «сеанс» — не увидел фильм, совсем как в жизни.

Странно, но важно

Казалось бы, мы уже привыкли к онлайну: смотреть фильмы, посещать вернисажи, подпевать на концертах в Сети стало новым трендом. Да и разные церемонии награждения переместились в дома звезд, как это было на «Золотом глобусе» или «Эмми». Но все же одна из главных черт фестиваля и любого просмотра — это личное общение и возможность обсуждать и спорить вживую.

«Онлайн-версия Берлинале — отчаянная попытка спасти фестиваль в пандемию, — считает кинокритик из Германии Дитер Оссвальд. — Фильмы без публики — не фильмы. Фестиваль без красной ковровой дорожки, без криков «буу» или «браво» и без звезд — не фестиваль». Единственное преимущество, по мнению Оссвальда, — возможность избежать берлинской холодной погоды.

С ним согласна итальянская журналистка Алессандра де Томмази. Она назвала свой опыт Берлинале 2021 странным. «Обычно на фестивалях я беру много интервью, говорю с авторами картин. В этот раз живого общения не было совсем. Все виртуальное, холодное и отстраненное, в стиле роботов. Но хорошо, что можно было безопасно обмениваться идеями, задавать вопросы, когда мы все далеко друг от друга», — замечает Алессандра.

Чтобы смотреть новые фильмы и хоть как-то поддержать киноиндустрию, нужно принимать нынешние правила и исследовать открывающиеся возможности. Тем более что кому-то онлайн позволил впервые попасть на Берлинале — потому что не надо было никуда путешествовать. Критик Джон Блисдейл из Великобритании признался, что для него этот формат — преимущество. «Смотреть фильмы из дома — отлично, я подключил компьютер к большому экрану, так что разницы нет», — отметил он.

Блисдейл считает, что «киноудаленка» не исчезнет, даже когда пандемия закончится. Его поддерживает российский кинокритик и начинающий режиссер Иван Афанасьев. «Онлайн удобен тем, что можно смотреть кино в любое время, без очередей, никуда не торопясь», — поясняет он.

Новые тренды

Фильмы, показанные на Берлинале, обычно добираются до широкого российского проката не сразу — через несколько месяцев, а то и через полгода. Но уже сейчас ясно: будем смотреть много картин о памяти — как отдельно взятого человека, так и исторической.

Вероятно, на такие темы кинематографистов натолкнула пандемия. Режиссеры рефлексируют о прошлом, судьбе, ответственности. Это заметно в общей атмосфере работ, в манере съемки и в том, что и как попадает в кадр.

Часть конкурсных картин снимали во время карантина со всеми мерами предосторожности, но тем не менее в кадре обычно меньше людей, чем мы привыкли. Часто персонажей — два-три.

Победители

Учитывая экстремальные обстоятельства, неординарно-равноправное жюри Берлинского кинофестиваля (состоявшее из шести лауреатов «Золотых медведей» последних лет) великолепно справилось с ситуацией. Из неровного и небогатого на шедевры конкурса они выбрали лучшие картины и расставили их по порядку.

Золото было присуждено самому экстремальному, хулиганскому, политическому и радикальному фильму программы — «Неуместный трах, или Безумное порно» румына Раду Жуде. В его копилке уже есть фестивальные триумфы (например, его фильм «Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары» получал главный приз Карловых Вар), отмечали его и в Берлине, но нынешняя победа — самая значимая в карьере этого нетипичного румынского режиссера-экспериментатора.

Гран-при — второе место в берлинской иерархии — получило «Колесо фортуны и фантазии» замечательно талантливого японца Рюсукэ Хамагути. Его пятичасовой «Счастливый час» когда-то стал сенсацией фестиваля в Локарно, но идеальную форму автор нашел в новой картине, состоящей из трех интимных и нежных новелл о прихотях любви и удивительных совпадениях.

Наконец, третье место — Приз жюри — досталось трех с половиной часовому документальному фильму немки Марии Шпет «Господин Бахман и его класс». Монументальное наблюдение за жизнью одного школьного класса в городке Штадталлендорфе — беспристрастный и выразительный портрет современной Европы. В классе Дитера Бахмана учатся дети мигрантов из Турции и Болгарии, перемешанные с этническими немцами и, например, русскими (лучше всех учится девочка Анастасия). Достижимо ли пресловутое равенство и уважение к каждому отдельному ребенку, если даже уровень владения немецким у них разный?

Бахман — видимо, бывший хиппи и левак, вечно небритый, не снимающий шапчонку и всем видам обучения предпочитающий совместное музицирование, — за время действия фильма успевает обсудить со своими учениками первую любовь и однополый секс, толерантность и религию, вопросы карьеры и истории. А зрители незаметно для себя входят в роли подопечных Бахмана (такой учитель, понимающий, веселый и креативный, — мечта каждого), осознавая — многие впервые, — что никакого «краха Европы» с нынешней волной мигрантов не наступит.

Хозяева фестиваля удостоились еще одной награды: приз за актерскую игру (разделение на «мужские» и «женские» с этого года убрали из регламента, теперь награды делятся на «главную роль» и «роль второго плана») был присужден немке Марен Эггерт. В остроумном и трогательном ромкоме Марии Шрадер «Я создан для тебя» она сыграла ученую из берлинского Пергамского музея, которая принимает в своем доме на тестовый период красавца-андроида.

Лучшим режиссером провозглашен венгерский дебютант Денеш Надь за картину «Естественный свет» — монотонную и вторичную сагу о венгерских оккупантах в лесах СССР во время Второй мировой. И Сергей Лозница в своем «В тумане», и соотечественник Надя Ласло Немеш в шокирующем «Сыне Саула», не говоря о непревзойденном «Иди и смотри» Элема Климова, значительно техничнее и умнее обходились со сходным материалом. Но, видимо, без фильма о нацистском прошлом ни один Берлинале не может считаться окончательно удавшимся.

Итог

Конечно, пандемия оставила отпечаток не только на форме, но и на содержании фестиваля: для такого огромного киносмотра, как Берлинале, программа выглядела несколько куце, в конкурсе не хватило хотя бы еще пары-тройки больших фильмов, могло бы быть поменьше немцев и так далее. С другой стороны, фестиваль стал еще более демократичным, а это, кажется, ровно то, к чему стремится новое руководство.

Пять самых заметных фильмов Берлинале 2021

«Языковые уроки» (Language Lessons, США, 2021), реж. Натали Моралес (Специальные показы)

Рейтинг IMDb: 7,7 (здесь и далее — на момент написания статьи)

Адам (Марк Дюпласс) живет в калифорнийском Окленде и состоит в счастливом браке. Однажды он получает от мужа необычный подарок — 100 уроков испанского языка онлайн. Его улыбчивую преподавательницу зовут Кариньо (Натали Моралес), она находится в Коста-Рике. У Адама в камеру видно идеально обставленный дом с бассейном, у Кариньо — мини-доску с приветственной надписью и что-то вроде комода с ковриком. После первого занятия в жизни одного из персонажей произойдет трагедия, и уроки испанского станут спасательным кругом, который помогает не рассыпаться на части и не сойти с ума.

Сюжет фильма придумал Марк Дюпласс. Во время локдауна актер узнал о терпящей бедствие школе английского языка, расположенной где-то в Латинской Америке, и решил ее поддержать, выкупив у педагогов виртуальный курс испанского, и это стало стартовой точкой для картины. Моралес помогла ему написать сценарий, сыграла вторую главную роль и выступила в качестве режиссера.

Все действие разворачивается на экране компьютера, но «Языковые уроки» — удачный пример того, что на десктопе можно снимать даже романтические комедии. У фильма Моралес есть главное: качественный сценарий и актеры с бронебойной харизмой. Они могли бы просто читать друг другу по зуму испано-английский словарь, а зритель все равно был бы не в силах оторваться от этого зрелища. Другая несомненная удача — отсутствие любых упоминаний коронавируса. Благодаря этому у фильма есть все шансы пережить пандемию; картина напоминает не о том, что все мы в прошлом году сидели дома, а о том, что интернет и соцсети были изобретены, чтобы соединять людей, а не делать из них врагов.

 

«Я создан для тебя» (Ich bin dein Mensch, Германия, 2021), реж. Мария Шрадер (Основной конкурс)

Рейтинг IMDb: 7,5

Альма (Марен Эггерт), сотрудница Пергамского музея в Берлине, становится участницей эксперимента. Она должна провести три недели в компании андроида (Дэн Стивенс), которого спроектировали специально для нее. Робот якобы запрограммирован на идеальное партнерство и способен заменить спутника жизни. Героиня не горит желанием делить с ним квартиру, но в награду Альме обещают дополнительное финансирование для ее проекта о поэзии в шумерской клинописи.

Уже на сюжетном уровне в фильме Марии Шрадер, снявшей в прошлом году сериал «Неортодоксальная», заложен необычный поворот. По традиции и в мифах, и в кино, и в литературе совершенную женщину создают для мужчины. Были, конечно, попытки главных действующих лиц местами поменять, но получался в лучшем случае пошлый анекдот вроде «(Не)идеального мужчины» с Егором Кридом. Немецкие авторы к теме подошли серьезно. «Я создан для тебя» — картина, которая притворяется ромкомом, но на самом деле является вдумчивым высказыванием об отношениях, технологиях и будущем. При этом кино абсолютно зрительское: в нем хватает и смешных шуток, и туристических видов опустевшего из-за пандемии Берлина. Главный актерский сюрприз — британец Дэн Стивенс, свободно говорящий по-немецки (да, сам).

 

«Колесо фортуны и фантазии» (Guzen to sozo, Япония, 2021), реж. Рюсукэ Хамагути (Основной конкурс)

Рейтинг IMDb: 7,4

Рюсукэ Хамагути всегда верен одним и тем же мотивам: странные совпадения, двойники, судьбоносные встречи. В «Колесе фортуны» его поэтика удивительно похожа на примитивизм Хона Сан-су, чьим последователем режиссер является: драматический зум как основной драматургический прием, малоподвижная камера, сентиментальная, наивная музыка за кадром, фрагментарность повествования, много разговоров и ноль экшена.

Он состоит из трех новелл. В первой девушка беседует со старой подругой после случайной встречи на съемках для модного журнала и вдруг понимает, что чудесный парень, в которого подруга влюбилась на первом же свидании, — ее бывший. Во второй сексуально раскрепощенная студентка по просьбе своего любовника-двоечника берется скомпрометировать преподавателя, только что получившего премию Акутагавы, но сама попадет в свою ловушку. Третья — история странной встречи на мосту, в которой две женщины принимают друг друга за подруг юности и трогательно, хотя и слишком долго, исповедуются в своих переживаниях и сомнениях.

Смешной, остроумный и совершенно литературоцентричный фильм, ключевое место в котором занимает эротическая сцена из несуществующего романа, зачитанная вслух в учительской, и ее сухой формальный разбор.

 

«Маленькая мама» (Petite maman, Франция, 2021), реж. Селин Сьямма (Основной конкурс)

Рейтинг IMDb: 7,2

Новая картина Селин Сьямма («Портрет девушки в огне») — о девочках. Восьмилетняя Нелли, у которой недавно умерла бабушка, едет вместе с мамой Марион в старый семейный дом, чтобы вывезти оттуда вещи. Нелли переживает, что внучка так и не попрощалась с бабушкой как следует. Марион тяжело находиться в доме, где она выросла, поэтому на следующий день она уезжает, оставляя маленькую дочь с отцом. Девочка идет гулять в соседний лес и встречает возле самодельного шалаша свою сверстницу, похожую на нее как две капли воды (главные роли исполняют Жозефина и Габриэль Санс, реальные сестры-близнецы). Незнакомку зовут Марион, и это, как нетрудно догадаться, и есть мама героини, только в восьмилетнем возрасте.

«Маленькая мама» — тоже «карантинное» кино, оно длится всего 72 минуты и выглядит, скорее, наброском к так и не снятому фильму. Но все главные темы Селин Сьямма тут присутствуют. Речь снова идет о детстве как об особом этапе, о сестринстве, о том, что значит быть девочкой и женщиной. Если вспоминать предыдущие работы Сьямма, то ближе всего «Мама» окажется к минималистичному и камерному «Сорванцу».

 

«Неудачный трах, или Безумное порно» (Babardeala cu bucluc sau porno balamuc, Румыния/ Хорватия/ Чехия/ Люксембург, 2021), реж. Раду Жуде (Основной конкурс)

Рейтинг IMDb: 6,4

Фильм-победитель, получивший «Золотого медведя». Эми (Катя Паскарю), учительница истории в одной из школ Бухареста, занимается сексом с мужем, который снимает все на видео. Через несколько дней этот ролик утекает в сеть. Героиня нервно мечется по городу, а родители ее учеников, несмотря на карантинные ограничения, созывают собрание, где намерены обсудить моральный облик преподавательницы. Встреча в итоге выльется в публичные разборки: Эми будет отстаивать право на неприкосновенность частной жизни, а все остальные, перекрикивая друг друга, будут сыпать оскорблениями и рассуждать о прошлом и настоящем Румынии.

Картина Раду Жуде, давнего любимца фестиваля, состоит из трех непохожих частей. В первой и лучшей из них долгая прогулка главной героини по Бухаресту превращается в документальное исследование города: разрушающиеся старинные дома, залепленные уродливой рекламой фасады, внедорожники, нагло припаркованные на тротуарах. И повсюду агрессия.

Вторая глава — энциклопедия мемов, иллюстрирующих историю Румынии и нынешнее — для Жуде крайне печальное — состояние общества. Третья часть, самая отвязная — публичный суд, чем-то напоминающий шоу отечественных федеральных каналов. Возмущенные родители демонстрируют, что головы их заполнены не заботой о детях, а медийным и идеологическим мусором — теориями заговоров, ксенофобией, псевдопатриотизмом. Российские зрители в хулиганском и, пожалуй, чересчур прямолинейном фильме Жуде найдут много знакомого: давно не секрет, что румынское кино лучше всех деконструирует сознание постсоветского человека или, если шире, восточного европейца с опытом жизни за железным занавесом.

 

Использованы материалы авторов и ресурсов:

Валерий Кичин, rg.ru

Анна Нехаева, ria.ru

Антон Долин, meduza.io

Станислав Зельвенский, daily.afisha.ru

Ксения Реутова, Василий Корецкий, kinopoisk.ru

наверх страницы