72-й Берлинский кинофестиваль27 февраля 2022
Основной конкурс Берлинского кинофестиваля 2022
- «Алькаррас» (Alcarràs, Испания/ Италия, 2022), реж. Карла Симон Пипо;
- «Кусочек неба» (Drii Winter, Швейцария/ Германия, 2022), реж. Михаэль Кох;
- «Прощай, Леонора» (Leonora addio, Италия, 2022), реж. Паоло Тавиани;
- «Возвращение в прах» (Yin ru chen yan, Китай, 2022), реж. Ли Жуйцзюнь;
- «Одеяние из драгоценных камней» (Robe of Gems, Аргентина/ Мексика, 2022), реж. Наталия Лопес;
- «Один год, одна ночь» (Un año, una noche, Испания/ Франция, 2022), реж. Исаки Лакуэста;
- «Петер фон Кант» (Peter von Kant, Франция, 2022), реж. Франсуа Озон;
- «Рабийе Курназ против Джорджа Буша» (Rabiye, Германия/ Франция, 2022), реж. Андреас Дрезен;
- «Такое лето» (Un été comme ça, Канада, 2022), реж. Дени Коте;
- «A E I O U — быстрый алфавит любви» (A E I O U - Das schnelle Alphabet der Liebe, Франция/ Германия, 2022), реж. Николетт Кребиц;
- «Линия» (La ligne, Франция/ Бельгия/ Швейцария, 2022), реж. Урсула Майер;
- «Раньше, сейчас и потом» (Before, Now, & Then, Индонезия, 2022), реж. Камила Андини;
- «Все будет хорошо» (Everything Will Be OK, Камбоджа/ Франция, 2022), реж. Рити Панх;
- «С любовью и яростью» (Avec amour et acharnement, Франция, 2022), реж. Клер Дени;
- «Пассажиры ночи» (Les passagers de la nuit, Франция, 2022), реж. Микаэль Херс;
- «Звоните Джейн» (Call Jane, США, 2022), реж. Филлис Наж;
- «Римини» (Rimini, Германия/ Австрия/ Франция, 2022), реж. Ульрих Зайдль;
- «Фильм писательницы» (Soseolgaui yeonghwa, Корея Южная, 2022), реж. Хон Сан-су.
Список победителей Берлинского кинофестиваля 2022
Основной конкурс
- Золотой медведь — «Алькаррас» (Карла Симон Пипо)
- Серебряный Медведь - Гран-при жюри — «Фильм писательницы» (Хон Сан-су)
- Серебряный Медведь - приз жюри — «Одеяние из драгоценных камней» (Наталия Лопес)
- Серебряный Медведь за лучшую режиссерскую работу — Клер Дени («С любовью и яростью»)
- Серебряный Медведь за лучшую роль — Мельтем Каптан («Рабийе Курназ против Джорджа Буша»)
- Серебряный Медведь за лучшую роль второго плана — Лаура Басуки («Раньше, сейчас и потом»)
- Серебряный Медведь за лучший сценарий — Лайла Стилер («Рабийе Курназ против Джорджа Буша»)
Атмосфера фестиваля
11-дневный фестиваль, который вместе с Каннами и Венецией входит в тройку лучших киносмотров Европы, в этом году провел более короткий конкурс — за семь дней. Это сделали для того, чтобы журналисты могли как можно скорее покинуть Германию во время пика заболеваемости «омикроном». Фестиваль ввел строжайшие санитарные ограничения, но даже несмотря на это, некоторые присутствовавшие на нем кинокритики заболели коронавирусом. Не минула эта участь и звезд — Изабель Юппер не смогла лично получить своего «Золотого медведя» за вклад в кинематограф. Выдающейся французской актрисе должны были вручить почетную награду, однако приехать в Берлин ей не удалось: Юппер заразилась коронавирусом и принимала участие в торжественной церемонии по видеосвязи.
Новое пандемийное время диктует условия и для нового киноязыка. В конкурсе в основном преобладали фильмы с небольшим актерским составом и в ограниченных декорациях, что дает представление о кинематографе эпохи ковида.
Женщины наступают
Год между «Оскаром-2021» и «Оскаром-2022» наконец-то можно объявить безоговорочным триумфом женской режиссуры. В апреле Киноакадемия США наградила главными призами американку китайского происхождения Хлою Чжао и ее «Землю кочевников». В июле в Каннах победила француженка Жюли Дюкурно и «Титан» — монстр, которому самой мифологией предначертано свергать старых богов. В сентябре в Венеции чествовали еще одну француженку, Одри Диван, и еще один условный боди-хоррор — драму «Событие», заставляющую зрителя пройти через нелегальный аборт. Наступил новый год, и жюри американского фестиваля «Сандэнс» отметило фильм «Няня» американки Никиату Джусу — дочери иммигрантов из Сьерра-Леоне. А уже в феврале круг замкнулся: в Берлине победила Карла Симон с фильмом «Алькаррас».
Впрочем, ставить немецкий кинофестиваль последним в этом списке несправедливо: за все время его существования женщины (включая советского режиссера Ларису Шепитько) побеждали здесь семь раз — больше, чем на всех конкурирующих фестивалях вместе взятых.
«Алькаррас»: что за фильм победил в Берлине
Трогательная и забавная картина: трое детей лет пяти в старой машине увлеченно играют в космический корабль («Мы подлетели слишком близко к Солнцу, срочно нужны солнечные очки!»). Спустя пару минут детей выгоняют, и машину забирает кран. Дети бегут за поддержкой к взрослым в простой светлый дом с небольшим бассейном, окруженный рощей персиковых деревьев. Но взрослым не до них: в скором времени ни дома, ни персиков, продажей которых семья зарабатывает на жизнь, не будет, потому что контракта о том, что земля принадлежит им, не существует. Дедушка (очевидно, в смятении) повторяет: «Старый Пиньоль дал нам слово, что это наша земля!» — в благодарность за помощь во времена раскулачивания гражданской войны. В те времена люди не подписывали контрактов. Но съезжать семье не обязательно: нужно просто согласиться на предложение Пиньолей следить за солнечными батареями, которые будут установлены на месте вырубленных персиковых деревьев, и «зарабатывать в два раза больше, тратя в два раза меньше сил».
«Алькаррас» — второй фильм Карлы Симон; это название деревни в Каталонии. Ее семья со стороны приемной матери действительно выращивает там персики, так что эта история построена на непосредственном опыте, как и дебютный фильм Симон «Лето 1993-го» — тот был полностью автобиографическим. «Лето» рассказывало историю шестилетней девочки Фриды, которую забирают к себе дядя и тетя, после того как ее родители умирают от СПИДа. В 2017-м фильм попал в секцию Generation Kplus Берлинале, выиграл приз за лучший дебют, собрал отличную кассу в Испании и сразу был отправлен от страны на «Оскар». Возможно, похожая судьба ждет и «Алькаррас», выигравший уже «Золотого медведя».
В «Алькаррасе» стоит жаркое и томное каталонское лето. Цветовая палитра фильма настолько консистентна (зеленое, желтое, голубое), что, когда в кадре появляются белые грузовики компании солнечных батарей, они автоматически смотрятся инопланетно и чужеродно. Музыка звучит в кадре, только когда герои включают ее на телефоне, идут на дискотеку или поют. Как и во всем, минимум технологий, максимум ручного труда, праздник простой жизни: запеченные в угольках улитки, купленная у соседки зелень.
Фильм Симон — грустная документация того, что происходит с агрокультурой и фермерством во всем мире. Параллельно с основными линиями нам показывают протесты фермеров против богатых монополистов, которые с молчаливого согласия властей скупают землю и устанавливают смешные закупочные цены на продукцию мелких фермеров. Для Симон было важно нанять непрофессиональных актеров, семью из самого Алькарраса, людей, которые знают, что это такое — зависеть от большого бизнеса, зависеть от погоды, зависеть от здоровья, зависеть друг от друга. Никакого чуда не произойдет: древним хозяйствам не будут платить справедливые компенсации за землю; деревья, которые кормили семью еще во времена войны, вырубят. Последний кадр, в котором прежний простой и светлый дом осиротело стоит в окружении уродливых пеньков, подкашивает сильнее, чем можно было ожидать — все же мы провели половину фильма вместе с семьей в тени сада.
Решение фестивального жюри дать «Золотого медведя» этому кино крайне логично. В Берлине наравне с художественными достоинствами всегда оценивался социальный контекст фильма, а «Алькаррас» — тонкая социальная драма о важной для многих стран проблеме, которая, тем не менее, нечасто занимает заголовки газет. Фестивальный приз — отличная возможность привлечь к ней внимание.
Другие победители
Любимец форума, южнокорейский постановщик Хой Сан-су, не уезжающий из Берлина без трофеев третий год подряд, на сей раз завоевал Гран-при жюри. Он выступил с драмой «Фильм писательницы» про литераторшу в творческом кризисе, решающую после встречи с неудачливыми актрисой и режиссером снять кино.
Ну а ветеран французского кинематографа Клер Дени взяла приз за лучшую режиссуру за весьма тяжелую историю о возрастном любовном треугольнике «С любовью и яростью», талантливо разыгранном на экране Жюльетт Бинош, Венсаном Линдоном и Грегуаром Коленом.
Наконец, специальным «Серебряным медведем» (фактически особым призом жюри) было решено поощрить мексиканку Наталию Лопес за дебютный режиссерский проект «Одеяние из драгоценных камней». Его сюжет вращается вокруг перипетий в жизни женщины по имени Изабель, отправившейся искать пропавшую сестру знакомой и на этом пути попавшей в криминальные разборки.
В 2021 году устроители кинофестиваля ввели гендерное равенство, упразднив деление актерских призов по половому признаку. Мол, совершенно неважно, будут ли исполнители главной роли и роли второго плана мужчинами или женщинами. А по факту это привело к старой доброй дискриминации. Как и год назад, оба трофея унесли дамы, а парни вновь остались не у дел.
«Серебряного медведя» за лучшую роль забрала немецкая турчанка Мельтем Каптан, сыгравшая в германо-французской драме «Рабийе Курназ против Джорджа Буша» о простой тетке, добившейся освобождения своего сына, безвинно брошенного американцами в тюрьму Гуантанамо. Этот же фильм, кстати, получил и премию за лучший сценарий (Лайла Стилер).
Награда же за лучшую роль второго плана досталась Лауре Басуки, снявшейся в индонезийской картине Камилы Андини «Раньше, сейчас и потом», которая рассказывает о молодой селянке, пускающейся в бега, так как ее насильно хотят выдать замуж.
Использованы материалы авторов и ресурсов:
Наталья Серебрякова, forbes.ru
Егор Москвитин, style.rbc.ru
Дарья Постнова, kinopoisk.ru
Елена Чекулаева, tramvision.ru