Основной конкурс Берлинского кинофестиваля 2023

Список победителей Берлинского кинофестиваля 2023

Основной конкурс:

Атмосфера фестиваля

Как вообще устроен кинофестиваль? Это очень зависит от того, в каком качестве вы туда приезжаете. Если вы журналист, то для вас Берлинале — это бесконечное курсирование между разбросанными по разным точкам города кинотеатрам и попытки в перерывах перехватить кебаб. Участники кинорынка в основном тусуются на отдельной «выставке народного хозяйства». Съемочные команды и звезды вряд ли видят что-то, кроме красной дорожки и толпы поклонников. А простые зрители, отхватившие билеты, — кроме очередей на показы под мелким дождем.

Зачем ездить на фестивали и конкретно на Берлинале? В первую очередь за новыми впечатлениями и расширением границ своих киновкусов. Несмотря на то, что Берлинский кинофестиваль — самый дружелюбный к зрителю из «большой тройки» (как минимум попасть туда может кто угодно), показывают там не самое зрительское кино. Звездных и просто громких премьер тоже хватает, но в целом Берлинале — про поиск спрятанных сокровищ, что подходит только самым любопытным киноманам.

Карло Шатриан на программной пресс-конференции к Берлинале 2023

Из всех крупных европейских фестивалей в последние годы Берлинале, наверно, пришлось сложнее всего. Во многом из-за неудачного времени его проведения: в мрачный и холодный февраль, когда заболеваемость ковидом и сезонным гриппом всегда растет. В этом году он впервые за три года проходит как обычно — офлайн и без драконовских пандемийных ограничений, непреодолимых для людей без европейских вакцин. При этом глобальный кризис наложился на личный кризис Берлинале. В 2019 году управление фестивалем передали в руки Мариетте Риссенбек, которая стала первой женщиной, возглавившей его, и Карло Шатриану, который перешел в Берлин из швейцарского Локарно, где также проводится ежегодный кинофестиваль. Перед ними стояла амбициозная задача: вернуть Берлинале прежние репутацию и значение, которые он подрастерял во время многолетнего правления Дитера Косслика. 

После пяти лет управления смотром, хоть и в турбулентное время, можно сделать промежуточные выводы о том, куда ведут Берлинале Шатриан и Риссенбек, — и пока они неутешительные. В Берлине было много системных проблем: раздутая программа, отсутствие кураторского видения (поэтому в программу часто брали все, что плохо лежит), а также не самая лучшая репутация среди профессионалов, из-за чего режиссеры предпочитали отдавать свои работы в Канны и Венецию. За пять лет руководства Риссенбек и Шатриана эти проблемы никуда не ушли.

Вместо того чтобы сократить количество секций, они добавили еще одну, Encounters, которая по своей сути повторяет существующие секции смотра. К сильной политической заряженности картин, что всегда было характерно для Берлинале, добавилась их выраженная экспериментальность, что, в свою очередь, характерно для швейцарского смотра. Вместо того чтобы вывести Берлинале на один уровень с Венецией и Каннами, Шатриан превратил его в еще один Локарно. Теперь неизбежную политическую повестку разбавляют проекты, которые лучше бы смотрелись в Музее современного искусства, а не на одном из крупнейших публичных кинофестивалей.

В этом году фильмов женщин-режиссеров в программе Берлинале меньше. Гендерного паритета, о котором фестивали говорят уже давно, достигнуть пока не получается, и дело, конечно же, далеко не только в смотрах, но в целом в киноиндустрии. По оценке Берлинале, доля картин, снятых женщинами, в основном конкурсе и в программе составила треть. Но, несмотря на численное превосходство мужчин, работы женщин сильно выделялись на их фоне.

Актриса Кристен Стюарт возглавила жюри 73-го Берлинского кинофестиваля

Одним из нововведений художественного директора фестиваля Карло Шатриана был отказ от исключительно мировых премьер в конкурсе. Теперь на «Золотого медведя» могут претендовать фильмы и с других смотров. И так как единственный крупный фестиваль перед Берлинале в начале года — это «Сандэнс», лучшие картины с него зачастую попадают в конкурс Берлина. В 2023 году таким проектом стал дебют американки корейского происхождения Селин Сон «Прошлые жизни». Фильм так понравился критикам на «Сандэнсе», что некоторые даже уже успели записать его в лучшие фильмы 2023 года.

Победители фестиваля

Решение жюри в этом году было довольно неожиданным и совсем не совпадало с мнением прессы, что, впрочем, обычное дело для фестивалей. Главный приз вручили небольшому, очень непритязательному с точки зрения режиссуры документальному фильму «На Адаманте» от опытного документалиста Николя Филибера. Картина рассказывает о центре помощи людям с психическими расстройствами, который открыт в плавучем здании в Париже. Центр дает посетителям возможность выражать себя с помощью различных художественных средств и организует мероприятия, например, кинопросмотры и обсуждения.

Фильм сделан в стиле синема верите (то есть «правдивого кино») и рассказывает о буднях работников и посетителей центра, перемежающихся сериями интервью. 72-летний Филибер начинал на телевидении, в девяностые перешел в кино, его документалку об орангутанге «Ненетт» показывали в программе Берлинале «Форум» в 2010 году и «Дом радио» о буднях одной радиостанции тут же, но в программе «Панорама». На других крупных фестивалях он отмечен не был.

«На Адаманте» поднимает важную тему о значении искусства в процессе социализации, демаргинализации и духовного развития людей с ментальными расстройствами. Через жизнь одного небольшого комьюнити фильм стремится показать, насколько доброта и открытость могут быть продуктивными для всего общества, и заодно поставить под вопрос стереотипы, связанные с ментальными расстройствами. Цель, безусловно, благородная, однако зачастую фильм оценивают по тому, чем он хочет быть, чем по тому, что он есть на самом деле. Кристен Стюарт, вручавшая «Золотого медведя» Филиберу, в своей речи косвенно подтвердила эту мысль: «Когда ты слишком сосредотачиваешься на том, что это за фильм, ты можешь упустить, что делает этот фильм». Другими словами: главное не форма, а содержание.

Кадр из фильма «На Адаманте»

С этим можно было бы согласиться — например, то же самое сделали в Венеции, когда вручили главный приз несовершенному в техническом плане документальному фильму Лоры Пойтрас «Вся красота и кровопролитие» о фотографе и активистке Нэн Голдин. «На Адаманте» — типичное европейское синема верите, в котором режиссер только наблюдает и никак не вмешивается в процесс. Пару раз четвертую стену ломают непосредственные герои Филибера, но в целом фильм как бы должен говорить сам за себя. Такое ощущение, что француз хотел создать свой «Ex Libris» Фредерика Уайзмана, — но это четырехчасовое полотно о жизни нью-йоркской библиотеки не только показывало ее роль в городском комьюнити, оно стало комментарием о состоянии всей страны. Филиберу же не удается толком выбраться даже за пределы Адаманта, и о самом центре он рассказывает будто не до конца.

Картина начинается в случайном моменте времени и заканчивается тоже как будто случайно — без связывающей мысли или траектории повествования. Сюжет сцепляют несколько повторяющихся мотивов — сцены с кафе, ведением бухгалтерии или еженедельными организационными встречами, — но их повторение ничем не мотивировано. «На Адаманте» — это будто фрагмент времени без конца и края и какой-либо цели, кроме как просто ненадолго заглянуть в жизнь этих людей.

Эта размытость режиссерской мысли не тянет на социальный комментарий, поэтому даже если не обращать внимания на художественную форму картины Филибера, содержательно он оказывается тоже довольно посредственным. Подмена понятий происходит на фестивале далеко не в первый раз — Берлинале вообще не скрывает, что оценивает картины прежде всего с точки зрения социальной и политической повестки. Документальные фильмы у него тоже в фаворе: в 2018 году «Золотого медведя» получил полудокументальный «Недотрога» Адины Пинтилие о сексуальной жизни людей с ментальными и физическими особенностями; в 2016 году главный приз взял «Море в огне» Джанфранко Рози о миграционном кризисе в Европе.

Гран-при жюри, которое вручили немецкому режиссеру Кристиану Петцольду за драму «Красное небо», — одна из немногих точек соприкосновения жюри и критиков. Это вторая часть «романтической» трилогии немца, начатая «Ундиной» в 2020 году, и у него вновь получилась невероятно тонкая и любопытная работа об отношениях и поиске себя. В традиционном рейтинге в журнале Screen Daily фильм получил 3,4 балла из 4. В предыдущие годы Петцольд исправно показывал все свои фильмы в конкурсе Берлинале, но был отмечен на фестивале всего один раз. В 2012 году его «Барбара» получила приз за лучший сценарий. Гран-при за фильм «Красное небо» — давно заслуженная им награда.

Кадр из фильма «Красное небо»

Приз за режиссуру ушел ветерану французской новой волны Филиппу Гаррелю, судя по всему, за выслугу лет, потому что его новый фильм «Большая колесница» о кукловодах сильно напоминает семейный капустник (в картине снялись его дети Луи Гаррель, Эстер Гаррель и Лена Гаррель).

Актерские призы, которые на Берлинале не разделены по гендеру, присудили восьмилетней Софии Ортеро за лучшую роль в фильме баскской женщины-режиссера Эстибалис Урресола Солагурен «20 тысяч пород пчел» о поиске идентичности и австрийке Теа Эре за лучшую роль второго плана в фильме «До конца ночи» Кристофа Хохойслера.

Одна из ярчайших представительниц берлинской школы Ангела Шанелек, чьи фильмы напоминают головоломки, получила приз за сценарий «Музыки» — современного и немногословного изложения мифа об Эдипе.

Итоги фестиваля

Многие удачные фильмы конкурса были проигнорированы жюри, что, конечно, не делает эти работы хуже других. Например, самый популярный среди критиков фильм конкурса «Прошлые жизни» Селин Сон, перекочевавший на Берлинале из программы «Санденса»; динамичное аниме «Судзумэ закрывает двери» Макото Синкайя с мощным комментарием об экологии, национальной памяти и травме; увлекательный и энергичный «Блэкберри» Мэтта Джонсона. У этих фильмов точно будет судьба вне фестиваля (или уже есть), а вот судьба призеров не так однозначна.

Даже если оставить в покое художественные и смысловые характеристики фильма-победителя, в контексте фестиваля важен и другой вопрос: что будет с картиной Филибера в будущем? И здесь важна не только прозорливость жюри, но и престиж самого фестиваля. Фильм Пойтрас получил номинацию на «Оскар», «Треугольник печали» Рубена Эстлунда, победивший в Каннах, отмечен в трех категориях премии американской киноакадемии, а что случилось с «Землей Алькаррас» Карлы Симон Пипо? Кажется, о победителе Берлинале прошлого года все забыли, кроме пары критиков и синефилов. И дело не только в «Оскаре», но в целом во внимании зрителей и представителей киноиндустрии.

Почему так происходит — вопрос к дирекции фестиваля: художественному руководителю Карло Шатриану и директору Мариетте Риссенбек. Их задачей было вывести Берлинале из забвения и вернуть ему былую славу, но они недалеко продвинулись в своих усилиях, и Берлинале все еще больше похож на крепкий региональный смотр, нежели на событие мирового значения.

В целом в этом нет ничего плохого — фестиваль невероятно популярен среди местной публики, на всех показах нет свободных мест, но он уже давно не имеет такого же веса, как Канны или Венеция. Насколько это устроит город и самих режиссеров, которые в 2017 году призвали к тотальной реорганизации фестиваля? Это станет понятно ближе к 2024 году — именно тогда истекают контракты Шатриана и Риссенбек.

Использованы материалы авторов и ресурсов:

Тамара Ходова, forbes.ru

Антон Коляго, people.onliner.by

lenta.ru

berlinale.de

наверх страницы