74-й Берлинский кинофестиваль29 февраля 2024
Основной конкурс Берлинского кинофестиваля 2024
- «Дагомея» (Dahomey, Франция/ Сенегал/ Бенин, 2024), реж. Мати Диоп;
- «Нужды путешественника» (Yeohaengjaui pilyo, Корея Южная, 2024), реж. Хон Сан-су;
- «Архитектон» (Architecton, Германия/ Франция/ США, 2024), реж. Виктор Косаковский;
- «С любовью, ваша Хильда» (In Liebe, Eure Hilde, Германия, 2024), реж. Андреас Дрезен;
- «Мой любимый торт» (Keyke mahboobe man, Иран/ Франция/ Швеция/ Германия, 2024), реж. Мириам Моквадам, Беташ Санэха;
- «Вне времени» (Hors du temps, Франция, 2024), реж. Оливье Ассайас;
- «Империя» (L'Empire, Франция/ Италия/ Германия/ Бельгия/ Португалия, 2024), реж. Брюно Дюмон;
- «Иностранный язык» (Langue Étrangère, Франция/ Бельгия/ Германия, 2024), реж. Клер Бюргер;
- «Глория!» (Gloria!, Италия/ Швейцария, 2024), реж. Маргерита Викарио;
- «Сыновья» (Vogter, Дания/ Швеция/ Франция, 2024), реж. Густав Мёллер;
- «Другой человек» (A Different Man, США, 2024), реж. Аарон Шимберг;
- «Другой выход» (Another End, Италия/ Франция/ Великобритания, 2024), реж. Пьеро Мессина;
- «Чёрный чай» (Black Tea, Франция/ Люксембург/ Тайвань/ Мавритания, 2024), реж. Абдеррахман Сиссако;
- «Кухня» (La Cocina, Мексика/ США, 2024), реж. Алонсо Руиспаласиос;
- «Мелочи жизни» (Small Things Like These, Ирландия/ Бельгия/ США, 2024), реж. Тим Милантс;
- «Одержимая» (Des Teufels Bad, Австрия/ Германия, 2024), реж. Северин Фиала, Вероника Франц;
- «Кому я принадлежу» (Mé el Aïn, Тунис/ Франция/ Канада/ Норвегия/ Саудовская Аравия, 2024), реж. Мерьям Жубер;
- «Пепе» (Pepe, Доминикана/ Франция/ Намибия/ Германия, 2024), реж. Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас;
- «Смерть» (Sterben, Германия, 2024), реж. Маттиас Гласнер;
- «Шамбала» (Shambhala, Непал/ Франция/ Норвегия/ Гонконг/ Турция/ Тайвань/ США/ Катар, 2024), реж. Мин Баадур Бам.
Список победителей Берлинского кинофестиваля 2024
Основной конкурс
- Золотой медведь — «Дагомея» (Мати Диоп)
- Серебряный Медведь - Гран-при жюри — «Нужды путешественника» (Хон Сан-су)
- Серебряный Медведь - приз жюри — «Империя» (Брюно Дюмон)
- Серебряный Медведь за лучшую режиссерскую работу — Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас («Пепе»)
- Серебряный Медведь за лучшую роль — Себастиан Стэн («Другой человек»)
- Серебряный Медведь за лучшую роль второго плана — Эмили Уотсон («Мелочи жизни»)
- Серебряный Медведь за лучший сценарий — Маттиас Гласнер («Смерть»)
Перед началом фестиваля
Берлинале в этом году пришлось нелегко. Еще задолго до начала фестиваля вокруг него произошло сразу несколько скандалов. Этот смотр станет последним для его нового руководства — директора из Нидерландов Мариетты Риссенбек и художественного руководителя из Швейцарии Карло Шатриана. Риссенбек заявила о своем уходе еще в прошлом году, а вот увольнение Шатриана оказалось неожиданностью. Министерство культуры Германии решило не продлевать контракт с худруком, который заключили пять лет назад.
Риссенбек и Шатриан пришли на смену руководителю фестиваля Дитеру Косслику, чье многолетнее царствование не устраивало культурную общественность. Немецкие режиссеры написали открытое письмо, в котором обвиняли Косслика в том, что за время его управления фестиваль растерял былой престиж и положение, и просили найти кого-то нового на его место. Вместе с новыми руководителями пришли и надежды на обновленный Берлинале со свежим видением и подходом. Однако стиль управления Риссенбек и Шатриана не пришелся по нраву немецким властям, и культурные деятели на этот раз написали письмо в защиту художественного руководителя.
Но возмущение общественности не помогло — министерству культуры явно не нравится нынешнее положение смотра. Спонсоры уходят один за другим, именитых гостей все меньше, все самые интересные проекты показывают не в Берлине, и складывается такое ощущение, что немецкие власти уже и сами плохо представляют, как поправить положение. В итоге они решили снова объединить административные и художественные функции в одной должности и наняли в качестве нового директора британку Тришу Тартл, которая ранее работала на Лондонском международном кинофестивале.
Вход во дворец Берлинале во время ежегодного Берлинского кинофестиваля
На этом беды Берлинале не закончились. В конце года по всей стране прокатилась волна протестов против ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Они были спровоцированы репортажем с секретного собрания ультраправых, на котором обсуждались планы по выдворению мигрантов из страны. АдГ занимает третье по численности место в бундестаге, однако на фоне протестов рейтинг партии стал падать. А за неделю до начала Берлинале стало известно, что фестиваль пригласил ультраправых на церемонию открытия. Фестиваль попросили объясниться, и тот попытался отделаться формальными извинениями — на церемонию приглашают всех членов бундестага автоматически, в том числе и АдГ, даже если это противоречит ценностям самого смотра.
Такое объяснение общественность не устроило. Ряд культурных деятелей в Германии и за рубежом направили фестивалю открытое письмо с требованием отменить приглашение представителей АдГ. Также начались разговоры о том, чтобы бойкотировать фестиваль и устроить протесты прямо на красной дорожке открытия. После такой бурной реакции смотру все-таки пришлось пойти на попятную и отменить приглашение ультраправых политиков. Скорее всего, руководство фестиваля посчитало, что репутационные издержки гораздо важнее хороших отношений с некоторыми членами бундестага, и, в общем-то, не зря. Фестиваль с каждым годом теряет финансирование, спонсоров и репутацию, и бойкот с протестами у красной дорожки мог бы стать последним гвоздем в крышку гроба.
«Золотой медведь»
В субботу, 24 февраля 2024 года, на сцене дворца Берлинале вручили «золотых» и «серебряных медведей» 74-го Берлинского кинофестиваля. Эпоха двойного руководства, по сути экспериментального, Карло Шатриана и Мариетты Риссенбек подошла к концу. На церемонии награждения Риссенбек поприветствовала сидящую в зале новую художественную руководительницу Берлинале — Тришу Таттл. Шатриан с печальной улыбкой сказал, что в следующем году он, конечно же, вернется, чтобы занять лучшее из мест — в зрительном зале.
Международное жюри основного конкурса во главе с Люпитой Нионго присудило главный приз «Золотой медведь» документальной ленте «Дагомея» режиссерки Мати Диоп. Диоп — француженка сенегальского происхождения, это второй ее полный метр и вторая крупная награда — ее дебют «Атлантида» получил Гран-при Каннского кинофестиваля, следующий по значимости приз после «Золотой пальмовой ветви». «Дагомея» — самый короткий из фильмов, получивших «Золотого медведя», за всю историю фестиваля, он идет всего час и семь минут и рассказывает о возвращении из Франции в Бенин реликвий из Дагомеи (так Бенин назывался до 1975 года), украденных и вывезенных из страны французскими военными в конце XIX века. В фильме говорят одновременно прошлое и настоящее: о годах, проведенных на чужбине, рассказывают сами каменные статуи, человек-лев и человек-рыба, а сегодняшние бенинские студенты горячо обсуждают тот факт, что из тысяч вывезенных артефактов на родину вернулось только 26. Программа основного конкурса в этом году была, по общим оценкам критиков, очень слабой. В этом свете выбор жюри — отметить фильм, рефлексирующий о последствиях колониализма в Африке, — выглядит оправданным, к тому же президентка Люпита Нионго выросла в Кении.
Кадр из фильма «Дагомея»
Таким образом, уже второй год подряд на Берлинале побеждает документальное кино — в 2023-м лучшим фильмом стала документальная лента о парижской психиатрической клинике «На Адаманте» Николя Филибера.
Победа документального жанра в основном конкурсе вызвала волну критики, в первую очередь от немецких журналистов. Ведь на фестивале и так есть отдельный приз за лучший документальный фильм; значит ли это, что в программе не нашлось художественного фильма, достойного главного приза?
В конкурсе была одна картина с замахом на «Золотого медведя» — «Кухня» мексиканца Алонсо Руиспаласиоса. Эпическая драма об одном дне из жизни ресторана на Уолл-стрит, театральная по своей структуре — это вольная экранизация одноименной пьесы 1957 года — и одновременно невероятно кинематографичная, снятая в черно-белом формате. Но «Кухня» расколола аудиторию: одни называли фильм Руиспаласиоса шедевром, другие ставили одну звезду. В итоге «Кухня» осталась без призов, а главная тема фестиваля — поиск общего языка людьми, покинувшими свой дом и пытающимися обрести себя в новом месте, — среди победителей оказалась не представлена.
Классики и бегемот
Самым бесспорным из берлинских призов кажется Гран-при фильму «Нужды путешественников». Фестивальный любимец Хон Сан-су снял в главной роли Изабель Юппер — она играет немолодую француженку, которая преподает родной язык кореянкам. Кто она такая, какая у нее профессия, что случилось в ее жизни, почему она оказалась в Корее, никто не знает. Да и педагог из нее так себе —— она дает на ходу выдуманные задания и постоянно выпивает, подмигивает мужу ученицы и соблазняет молодого корейца к ужасу его матери. Получается тонкая история про одиночество, спрятанное за непринужденностью и видимой легкостью, которую проще изображать, подливая себе в бокал.
Кадр из фильма «Империя»
«Империя» Брюно Дюмона, получившая спецприз жюри, оказалась равна ожиданиям. Анонсы настраивали на «Звездные войны» в глухой деревне, так, в общем, и оказалось. Персонажи как будто перекочевали в фильм из дюмоновского сериала «Малыш Кенкен» или сюрреалистической комедии про каннибалов «В тихом омуте». На этот раз придурковатые провинциальные типы оказываются представителями сил зла (их называют «нулями»), которые сражаются с силами добра («единицами») за главенство во вселенной и власть над людьми. Все это выглядит еще более дико, чем звучит. Силы добра прилетают на космическом корабле в виде готического собора. Деревенские рыбаки дерутся на лазерных мечах. Инопланетная красотка, засланная силами добра, занимается с главным плохишом страстным сексом, не очень понимая, как это надо делать. «Империя» не только гомерически смешна, но и очень визуально изобретательна. И при всей развлекательной форме у фильма серьезное послание — в борьбе за обладание Вселенной добро и зло выглядят, в принципе, одинаково.
Самый спорный приз Берлинале — за режиссуру. Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас в фильме «Пепе» рассказал о судьбе одного из бегемотов, которых завез в Колумбию наркобарон Пабло Эскобар. Завез просто для развлечения, не подумав, что местная фауна для этих животных не подходит. А после того как Эскобара убили, бегемотов просто выпустили на улицу. Где они расплодились, озверели и начали терроризировать город. В самом начале фильма бегемота Пепе убивают, и только потом мы слышим его рассказ — исповедь существа, которое одновременно оказалось и агрессором, и жертвой. И самые безжалостные, и самые милосердные кинокритики из разных стран сошлись во мнении, что фильм о страданиях бегемота — пример прекрасной, но загубленной режиссером идеи. С другой стороны, это первый в мире фильм с бегемотом в главной роли. Но бегемота за нее не наградили.
Умирание и наказание
С 2020 года на Берлинале вручается только один, «гендерно-нейтральный» актерский приз. Несмотря на то что в центре большинства сюжетов конкурса были истории женщин, награда досталась мужчине — американцу румынского происхождения Себастиану Стэну. В фильме Аарона Шимберга «Другой человек» он сыграл начинающего актера, страдающего нейрофиброматозом — редким заболеванием, которое вызывает страшную деформацию лица. Решившись на экспериментальную операцию, герой обнаруживает, что потерял себя и даже на роль в спектакле по мотивам его жизни возьмут другого.
Эмили Уотсон в фильме «Мелочи жизни»
Награда за роль второго плана досталась британской актрисе Эмили Уотсон, сыгравшей жестокую монахиню в антеклерикальной ирландской драме «Мелочи жизни» Тима Милантса. Фильм рассказывает историю «Приютов Магдалины» — церковных исправительных заведений для «падших женщин», которые просуществовали в Ирландии почти до конца XX века.
Приз за сценарий получил Маттиас Гласнер за трехчасовую драму «Смерть». Ее пожилые герои давно перестали быть семьей, их ничто не держит друг с другом, кроме привычки. Когда мужа, погружающегося в деменцию, забирают в дом престарелых, жена радуется обретенной свободе, но это ненадолго, потому что у нее рак, диабет, почечная недостаточность и развивающаяся слепота. Казалось бы, смотреть три часа на умирающую женщину должно быть невыносимо, но проблема умирания общая для всех, и Гласнер сумел рассказать о ней деликатно и даже с юмором. Фильм сделан не только с симпатией и пониманием героев, но и с уважением к ним, а это, возможно, самая дефицитная вещь, когда дело касается старости и немощи.
Подводя итог
74-й Берлинале получился не хуже и не лучше прошлогоднего или пятилетней давности, или какого угодно: как обычно, нам показали несколько слабых фильмов сильных режиссеров, с десяток-другой политически ангажированных и социально ориентированных картин разной степени тягомотности, совсем чуть-чуть американского кино — ради звезд на пустой в этом смысле дорожке.
Еще один документальный фильм получил в секции Encounters главный приз — почти четырехчасовая лента о климатических активистах из Франции «Прямое действие» режиссеров Гийома Кайо и Бена Рассела. Для экспериментальной секции Encounters (англ. «встречи, столкновения»), созданной Карло Шатрианом, это вполне понятный и политически важный лауреат, но и он повторяет паттерн из основного конкурса — отобранные на фестиваль художественные фильмы не дотягивают до уровня фестиваля категории А, и жюри ничего другого не остается, как награждать социально важные документалки.
На европейской премьере фильма Атома Эгояна «Семь покрывал», одном из показов программы Berlinale Specials, публика во дворце Берлинале освистала министра культуры Клаудию Рот, которая, по сути, стоит за увольнением Шатриана и Риссенбек. Несмотря на то, что у художественного руководителя Берлинале Карло Шатриана много сторонников и поклонников, слабая подборка основного конкурса и отсутствие фильма-звезды, рожденного на фестивале, — как было в прошлом году, например, с «Анатомией падения» Жюстин Трие в Каннах или «Бедными-несчастными» Йоргоса Лантимоса в Венеции — заставляет задуматься, что, возможно, решение Клаудии Рот не такое уж и неправильное и фестивалю нужны перемены.
Каким будет Берлинале под руководством Триши Таттл, покажет 2025 год. А пока что следует сказать, что из основной программы предыдущего фестиваля широкому зрителю понравились только четыре фильма: «Кто убил BlackBerry», «Прошлые жизни», «Судзумэ, закрывающая двери» и «Красное небо». И это уже можно считать прогрессом, ведь в 2022 году в основном конкурсе фестиваля не было ни одного такого фильма.
Также стоит отметить, что фильм «Прошлые жизни» занимал 3–4 места в сводных мировых рейтингах кинокритиков по итогам 2023 года. Однако жюри Берлинского кинофестиваля 2023 не оценило картину по достоинству, и она вообще не была отмечена наградами на этом фестивале.
Использованы материалы авторов и ресурсов:
Тамара Ходова, forbes.ru
Ирина Карпова, novayagazeta.eu
Елена Слатина, theblueprint.ru
berlinale.de