Постер Каннского фестиваля 2024 года основан на фильме «Августовская рапсодия» Акиры Куросавы 1991 года. На изображении показана сцена, где семья сидит и смотрит вдаль. Камера снимает их со спины. Военная драма рассказывает о трех поколениях японской семьи, пострадавшей в результате бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. В главной роли — Ричард Гир.

Основной конкурс Каннского кинофестиваля 2024

Список победителей Каннского кинофестиваля 2024

Основной конкурс:

Чем запомнится фестиваль

Председателем жюри в этом году стала режиссер и актриса Грета Гервиг, снявшая самый кассовый фильм прошлого года — «Барби». Организаторы фестиваля в своем сообщении назвали Гервиг «героиней нашего времени»: 40-летняя кинематографистка — первая женщина-режиссер из США во главе Каннского жюри.

В основном конкурсе фестиваля участвовали 22 картины. За «Золотую пальмовую ветвь» поборолись новые ленты таких признанных мастеров, как Фрэнсис Форд Коппола, Дэвид Кроненберг, Пол Шредер, Йоргос Лантимос, Паоло Соррентино и Жак Одиар.

Стоит отметить, что анимационный проект Хазанавичуса «Самый ценный груз» стал первым мультфильмом, участвующим в основном конкурсе Канн с 2008 года, когда на фестивале был показан «Вальс с Баширом» Ари Фольмана.

Фестиваль показался очень структурированным по смыслам. Сквозных сюжетов несколько. Это вотум недоверия некомпетентным властям — от политиков в «Ученике» до учителей в «Арманде». Это кризис маскулинности — от «Серфера» до «Видов доброты». Это призыв почувствовать себя в чужой шкуре — от «Моего Марчелло», где женщина воображает себя мужчиной, до «Партенопы», где происходит обратное. И это мечта о транзите власти от мужчин к женщинам — от «Фуриосы» до «Семени священного инжира». Ну а технические тенденции — ставка на жанровое кино (мюзикл «Эмилия Перес»), ротация элит (Корали Фаржа побеждает Дэвида Кроненберга, а Али Аббаси — Фрэнсиса Форда Копполу) и попытка вернуть зрителя в кинотеатры (выбор «Аноры»).

Речи о гендерном паритете, который так не любит художественный руководитель Канн Тьерри Фремо, по-прежнему не идет — из 22 фильмов основного конкурса только четыре были сняты женщинами, но тем не менее большая часть программы смотра была посвящена феминистской повестке.

Золотая пальмовая ветвь

«Анора» (Anora, США, 2024), реж. Шон Бэйкер

Каннский конкурс в 2024 году был очень неровным. Настолько, что некоторые журналисты поспешно назвали его одним из худших фестивалей за последние 10 лет. Но Канны не так просты — организаторы любят оставить несколько лакомых кусочков на вторую неделю мероприятия, а не перегружать первые дни фестиваля, показывая все самые ожидаемые фильмы программы. Так, во второй вторник смотра у журналистов наконец-то появился фаворит — «Анора» Шона Бэйкера.

Картина рассказывает о стриптизерше Аноре (Майки Мэдисон), которая узбекскому имени предпочитает американизированное Энни. В обычный рабочий день Энни натыкается на золотую жилу — сына русского олигарха Ваню (Марк Эйдельштейн). Ване всегда скучно и у него много денег, поэтому вскоре Энни перебирается к нему домой, играя роль девушки за круглую сумму денег.

Во время одной из тусовок в Вегасе молодые люди решают пожениться, и тут Анора понимает, что выиграла настоящий джекпот. Однако счастливая семейная жизнь длится недолго — родители Вани в России (Дарья Екамасова и Алексей Серебряков) узнают, что сын «женился на проститутке», и посылают к нему домой «няньку» Тороса (Карен Карагулян) вместе с помощниками Гарником (Ваче Товмасян) и Игорем (Юра Борисов).

Во время вручения «Золотой пальмовой ветви» Бэйкер признался, что главной мечтой его кинокарьеры было получить приз Каннского фестиваля. Режиссер не раз приезжал на Лазурный берег: в первый раз с «Проектом «Флорида» в 2018 году в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров» и в 2021 году с «Красной ракетой», но уже в основном конкурсе. У американца не было ни одной награды фестиваля вплоть до этого года, так что теперь, как выразился Бэйкер, ему больше не о чем мечтать.

Также это первая победа американского фильма в Каннах со времен триумфа «Древа жизни» Терренса Малика в 2011 году, но пятая подряд удача дистрибьютора Neon, который из года в год приобретает фильмы, которые выигрывают Канны. Если так пойдет и дальше, по дистрибьютору можно будет определять будущих победителей.

«Анора» Бэйкера получилась невероятно печальным и одновременно очень смешным фильмом про невозможность любви, в котором пышным цветом расцветают различные стереотипы про русскоговорящую диаспору в Нью-Йорке. При этом Бэйкер, несмотря на весь юмор, никогда не стоит выше своих героев и показывает их с увлечением, но без осуждения или издевок. Можно легко представить, что Грете Гервиг, которая не раз снималась в нью-йоркских драматических комедиях, понравится нью-йоркское драмеди Бэйкера с русским оттенком.

Чуть ли не половина актерского состава в фильме — русскоговорящие. Так что в итоге главным фильмом с «российским присутствием» стал не «Лимонов, баллада об Эдичке» Кирилла Серебренникова, а «Анора». Канны по-прежнему не принимают официальные делегации из России из-за «спецоперации» на территории Украины, но приезжать на фестиваль самостоятельно или в составе иностранных делегаций не воспрещается. Присутствие российских актеров в фильме-победителе не смутило иностранную прессу — для них это в первую очередь американская комедия о секс-работнице. А Эйдельштейна, например, сразу же поспешили окрестить «русским Тимоти Шаламе».

Как и следовало ожидать, не всем украинцам понравился подобный выбор каннского жюри: в социальных сетях появилось много критических высказываний о том, что такое решение не вписывается в идею «отмены русской культуры». А, например, продюсер Александр Роднянский в соцсети Instagram отметил, что «русские актеры хороши», но многое в фильме его смущает: «И его непритязательное, даже наивное послание миру. И нехитрая стилистика, приемлемая в «Сандэнсе», но не в Каннах. И конечно, русские персонажи. Не эмигранты, а россияне».

В то же время фильм Бэйкера идеально вписывается в главный тренд фестиваля этого года. Канны не особо любят #Metoo и навязывание гендерного паритета при составлении программы, но этот год был посвящен по большей части женской проблематике. Более половины картин конкурса сосредотачивались на героинях и их проблемах, что в общем-то было отражено и в составе призеров.

Гран-при жюри

«Все, что нам кажется светом» (All We Imagine as Light, Франция/ Индия/ Нидерланды/ Люксембург/ Италия, 2024), реж. Паял Кападиа

В ту же вторую неделю фестиваля у «Аноры» появились серьезные конкуренты. Первый из них — фильм «Все, что нам кажется светом» индийского режиссера Паял Кападиа про трех женщин в Мумбаи. Одна из них только нашла свою любовь, но боится, что родители не одобрят ее выбор; вторую выдали замуж по расчету; а третья потеряла мужа и вынуждена выживать самостоятельно. Дебютная игровая работа Кападиа стала первым индийским фильмом в конкурсе Канн более чем за 20 лет.

Второй серьезной заявкой на «Ветвь» стал социальный триллер «Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа, который сбежал из Ирана, где его ждало тюремное заключение, на Каннский фестиваль. Расулоф рассказывает о жизни семьи госслужащего на фоне массовых иранских протестов за права женщин в 2022 году.

Быть может, в другой год и с другим жюри у Расулофа были бы все шансы выиграть приз — политический беженец, драматически сбежавший из-под тюремного ареста в родной стране, снял невероятно актуальный фильм, который смотрится не только как аллегория для наших беспокойных времен, но и просто как хорошо выполненная цельная работа.

Политически ангажированный Берлинале убил бы за такую историю — да он уже и вручал своего «Золотого медведя» Расулофу в 2020 году за фильм «Зла не существует», пока тот сидел под домашним арестом в Иране. Однако каннское жюри во главе с Гервиг, судя по всему, руководствовалось не только политическими соображениями. Поэтому Расулоф получил утешительную награду в виде спецприза жюри.

Гораздо больше повезло Кападиа — ее небольшая хрупкая драма «Все, что нам кажется светом» получила второй по значимости приз Канн — Гран-при жюри. Это невероятный результат для дебютного фильма в конкурсе, что, скорее всего, откроет для Кападиа двери европейского продакшена.

При этом фильм Кападиа проще представить на «Сандэнсе» — он очень спокойный, робкий, почти невесомый. Внутренний конфликт персонажей не такой яркий и провокационный, как в других фильмах конкурса. Они не борются против системы, а, скорее, пытаются найти пространство внутренней свободы в рамках жестких социальных норм. Кападиа ставит перед собой сложную задачу — показать внутренний рост героинь, и постепенно в поэтичный хаос мегаполиса врывается природа и магический реализм.

Приз жюри + Лучшая женская роль

«Эмилия Перес» (Emilia Pérez, Франция, 2024), реж. Жак Одиар

Еще одним смелым шагом, который был сделан не до конца, было награждение актерского состава мюзикла «Эмилия Перес» Жака Одиара про наркобарона, которому Зои Салдана помогает стать женщиной и начать новую жизнь. Героя в новом обличье сыграла трансексуальная актриса Карла София Гаскон.

В фильме есть все и даже больше: наркобароны, убийства, деспаресидос (так называют пропавших людей, тела которых родственники могут искать десятилетиями), трансгендерная женщина (Карла София Гаскон), провокационная Селена Гомес, страсть, песни, пляски, эмоции через край. В общем, не соскучишься.

Жюри (а может, и организаторы фестиваля) посчитали решение наградить Гаскон единолично слишком смелым, поэтому дипломатично вручили приз за лучшую женскую роль всему женскому составу фильма — Гаскон, Зои Салдана, Адриане Пас и Селене Гомес. Приз за всех символически вышла получать расчувствовавшаяся до слез Гаскон. При этом Одиара тоже без награды не оставили, вручив обладателю «Золотой пальмовой ветви» (за фильм «Дипан») приз жюри.

Лучший сценарий

«Субстанция» (The Substance, Великобритания/ США/ Франция, 2024), реж. Корали Фаржа

Еще одной нарушительницей спокойствия на этом фестивале стала француженка Корали Фаржа с ее боди-хоррором «Субстанция». В фильме рассказывается, как некогда известная голливудская звезда Элизабет Спаркл (Деми Мур) давно перешла из большого кино на телевидение, где ведет успешное фитнес-шоу. Но продюсеры решают перезапустить проект и взять на место возрастной героини более молодую ведущую. Чтобы сохранить работу, Элизабет соглашается на эксперимент — благодаря препарату «Субстанция» на свет появляется ее омоложенная версия Сью (Маргарет Куолли). Отныне двум женщинам приходится существовать в дискомфортной близости друг с другом, и, кажется, остаться должна только одна из них.

«Субстанция» Корали Фаржа — это настоящее безумие. Если кто-то думал, что «Титан» Жюли Дюкурно — это уже слишком для Канн, то Фаржа выводит уровень ада, который льется на зрителей с экрана, на совершенно новый уровень. Сюжет довольно предсказуем и встречался в кино, мягко говоря, не раз. Выводы из этой мерзкой поучительной истории тоже понятны. Но Фаржа делает это с таким задором, энергией и юмором, что от экрана очень сложно оторваться.

При этом чувствительным зрителям трудно будет осилить даже первый час фильма. «Субстанция» — это расчлененка на расчлененке, триггер на триггере, эксплуатация женского тела (намеренная, но все-таки) и ужас, льющийся через край, доведенный до абсолютного исступления. В голову сразу приходят «Смерть ей к лицу», «Неоновый демон», «Кэрри» — в общем, все это уже кто-то сделал до Фаржа. Но кровь и мерзость, кажется, никто не любит так, как она. Режиссер постоянно тычет этим в зрителя с экрана. Ну и хотелось бы отметить игру Деми Мур, которая решилась здесь на очень смелые вещи.

«Субстанция» оказался самым кровавым и провокационным фильмом фестиваля, который разделил почтенную публику на два лагеря. Жюри все-таки решило выступить на стороне тех, кто поддержал француженку, и вручило ей приз за лучший сценарий.

Лучшая мужская роль

«Виды доброты» (Kinds of Kindness, Ирландия/ Великобритания/ США/ Греция, 2024), реж. Йоргос Лантимос

Довольно сложным оказался выбор главного актера, хотя бы потому, что ярких мужских ролей в силу сильной феминистской повестки фестиваля было не так уж много. В итоге жюри сделало очевидный, но приятный выбор и отдало приз американцу Джесси Племонсу за «Виды доброты».

В фильме Йоргоса Лантимоса у Племонса сразу три разноплановые роли в трех частях картины. Актер блестяще справился с каждой из них и продемонстрировал свой широкий диапазон.

«Виды доброты» состоят из трех новелл примерно по 55 минут каждая. В первой Джесси Племонс играет сотрудника крупной корпорации, чья жизнь полностью зависит от его босса (Уиллем Дефо). Тот указывает ему, как одеваться, с кем и сколько раз спать и что есть. Когда босс просит о невозможном, герой решает начать самостоятельную жизнь. Однако свобода оказывается не такой приятной, как он думал. Во второй главе тот же Племонс играет полицейского, у которого жена (Эмма Стоун) исчезла во время морской экспедиции. Ее скоро находят, но герой уверен, что в его дом вернулась не любимая супруга, а какая-то неизвестная женщина в ее обличье. Третья новелла рассказывает об участниках культа в исполнении Племонса и Стоун, которые ищут нового мессию.

Лучший режиссер

«Большое путешествие» (Grand Tour, Португалия/ Италия/ Германия/ Франция/ Япония/ Китай, 2024), реж. Мигел Гомиш

Приз за лучшую режиссуру достался португальскому режиссеру Мигелю Гомешу за его историческую драму «Большое путешествие» про пару британских влюбленных, которые никак не могут пожениться.

Много красивого можно найти в «Большом путешествии», но красота здесь призрачная и неуловимая, больше похожая на сон. Действие датировано 1918 годом, главный герой, британский дипломат, путешествует по Восточной Азии, которая с того времени сильно преобразилась, но фильм непостижимым образом существует одновременно в двух эпохах. Мы видим Шанхай, застроенный современными дизайнерскими небоскребами, но в размытом монохромном изображении он все равно выглядит ностальгическим городом колониальных времен. Это же относится и к Бангкоку, и к другим пунктам «Большого путешествия», а среди них есть и Сингапур, и Осака, и Манила, и Сайгон, и Рангун, и Чунцин. Повод для этих лихорадочных перемещений: герой бежит от преследующей его невесты, на которой не может/не хочет жениться вот уже семь лет, но истинная причина скорее кроется в его внутреннем мире.

Категорически убаюкивающее кино. Сюжет размытый, но визуальный мир очаровывает. Это медитативное кино только для тех, кто готов перелистывать кадры, как страницы большого романа.

Вместо заключения

Награды — это, конечно, хорошо и приятно, но больше всего интересна дальнейшая судьба каннских фильмов: какие из них возьмут на другие фестивали, какие доживут до проката (судя по всему, большинство) и какие работы привлекут внимание американских киноакадемиков. В этом заключается главный успех смотров — когда картины из их программы имеют долгую и успешную жизнь.

Здесь стоит оглянуться назад и отметить, что самыми успешными фильмами Каннского кинофестиваля, как у критиков, так и у зрителей, за последние два года стали:

  • фильмы основной программы 2022 года — «Треугольник печали», «Решение уйти», «Заговор в Каире», «Преступления будущего» и «Жена Чайковского»;
  • фильмы основной программы 2023 года — «Анатомия падения», «Зона интересов», «Идеальные дни», «Рецепт любви», «Город астероидов» и «Химера».

Использованы материалы авторов и ресурсов:

Тамара Ходова, forbes.ru

Егор Москвитин, kinopoisk.ru

Андрей Плахов, kommersant.ru

skillbox.ru

daily.afisha.ru

pravilamag.ru

festival-cannes.com

наверх страницы