«Оскар – 2024»: итоги14 марта 2024
Накануне голосования
Бесспорным лидером по числу номинаций 96-го «Оскара» была драма «Оппенгеймер» (13 номинаций), а выступившая дистрибьютором картины студия Universal оказалась в числе лидеров среди кинокомпаний. На втором месте с 11 номинациями шли «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун в главной роли. На одну меньше номинаций у «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе. А «Барби» Греты Гервиг досталось почетное четвертое место среди лидеров будущей церемонии — картину номинировали в восьми категориях.
Конкуренция фильмов
Премия «Оскар» в этом году удивляла своей двойственностью. С одной стороны, в кои-то веки подобрался список действительно значимых, ярких, а главное, качественных фильмов. К тому же фильмов обсуждаемых, которые люди смотрели и о которых знали почти все. Одна история с «Барбигеймером» чего стоит.
Но, несмотря на серьезную конкуренцию, этот «Оскар» еще и был удивительно предсказуемым. Всем было понятно, что самые значимые призы заберет Кристофер Нолан со своим «Оппенгеймером». И понятно это было задолго до того, как фильм усыпали наградами фестивалей, победа на которых служит верной дорожкой к получению вожделенного золотого истукана.
Просто «Оппенгеймер» сделан в самом любимом «Оскаром» жанре — исторической драме. Причем драма эта об американской истории. А американская киноакадемия очень любит кино про американскую историю. Тем более такое. Да и «зачетка» Нолана в кои-то веки сработала на него. Режиссеру давно надо было что-то выдать, а тут такой чудесный повод. Вот и получил «Оппенгеймер» целых семь статуэток, повторив прошлогодний рекорд фильма «Все, везде и сразу» (18+). «Оппенгеймер» победил в номинациях: лучший фильм, лучший режиссер (Кристофер Нолан), лучшая мужская роль (Киллиан Мерфи), лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дауни мл.), лучшая оригинальная музыка (Людвиг Горанссон), лучшая операторская работа (Хойте Ван Хойтема), лучший монтаж. Для Кристофера Нолана, Роберта Дауни мл., Киллиана Мерфи и Хойте Ван Хойтема это первые «Оскары» в карьере.
Основным конкурентом «Оппенгеймера» были «Убийцы цветочной луны». Тоже кино об американской истории, еще и покаянное, снятое великим мастером Мартином Скорсезе. А американская киноакадемия любит покаянное кино о своей истории. Но Мартин Скорсезе очень неудобный для «Оскара» автор, даже несмотря на то, что он был одним из тех людей, кто сформировал облик нынешнего Голливуда. Просто, как известно, Скорсезе потратил жизнь на разоблачение мифа об американской мечте. А американцы очень не любят, когда кто-то топчет их грезы. Даже если это потрясающе делает великий мастер. Вот и попал последний фильм Скорсезе в вилку — он вроде следует всем модным трендам, а на самом деле идет против них. Все потому, что «Убийцы цветочной луны» показывают, какое на самом деле все это американское покаяние — показуха и туфта. Пустое балабольство, за которым не стоит никаких реальных дел. Поэтому даже как-то неудивительно, что такой яркий и значимый фильм не получил вообще никаких премий.
То, что пластиковая во всех смыслах «Барби» пролетит мимо основных номинаций, было очевидно. Слишком серьезные и более достойные конкуренты были у фильма Греты Гервиг. Ушедший Билли Айлиш приз за «Лучшую песню к фильму» можно считать утешительным.
Что было точно непонятно до последнего, так это унесет ли сколько-то наград фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные несчастные». Эту картину можно назвать «Барби» здорового человека. Ведь это тоже серьезное рассуждение о месте женщины в нашем мире, построенное на примере человека, который увидел его впервые. Только если в «Барби» это была кукла, то в «Бедных-несчастных» это жертва местного профессора Франкенштейна (прекрасно-ужасный Уиллем Дефо) — девушка с пересаженным мозгом младенца. Её блестяще сыграла Эмма Стоун. Её героиня — это невероятно обаятельное чудовище, обитающее в безумно стильном мире стимпанковско-ар-декошной Европы начала условного ХХ века. Это чудовище своей прямотой может свести кого угодно с ума. И это просто офигенно! «Бедные-несчастные», выступая на поле «Барби», уделывают ее во всем — в сюжете, стиле, юморе, смелости и откровенности.
С последним, может быть, даже перебор, ведь в фильме очень много секса, отчего Эмма Стоун четверть хронометража проводит нагишом. Но для многих это явно будет очередной плюс этой удивительной и необычной картине. В итоге Стоун заслуженно признана самой лучшей актрисой, а «Бедные-несчастные» забрали почти все призы за визуал и стиль, а именно за лучший грим и прически, за работу художника-постановщика и дизайн костюмов.
Победители в основных категориях
Лучший фильм — «Оппенгеймер»
Главным фильмом года Академия кинематографических искусств и наук назвала масштабный байопик Кристофера Нолана «Оппенгеймер». Это биография Джулиуса Оппенгеймера, физика-ядерщика, которого считают создателем ядерной бомбы. Ученый в исполнении Киллиана Мерфи сперва придумал оружие массового поражения, а потом всю оставшуюся жизнь выступал как ярый пацифист и оспаривал необходимость использования своего изобретения.
Картина Нолана прослеживает профессиональный и личный путь Оппенгеймера: от его учебы в Кембридже до эпохи маккартизма, когда его подозревали в связях с коммунистами. Это эпос, трехчасовое полотно в большом голливудском стиле, но и не без привычной «нолановщины».
Ранее фильм уже стал триумфатором премии «Золотой глобус», также забрав награду в номинации «Лучший фильм». Кроме того, «Оппенгеймер» собрал отличную кассу — 960 миллионов долларов в мировом прокате.
На сборы и популярность фильма в том числе повлияло такое явление, как «Барбигеймер». Два хита 2023 года — «Оппенгеймер» и «Барби» —вышли в прокат в одно и то же время. При этом фильмы не стали конкурировать между собой, хотя именно так обычно и бывает, а наоборот, подогрели интерес аудитории различными темами и атмосферой.
Другие номинанты
- «Анатомия падения»
- «Убийцы цветочной луны»
- «Бедные-несчастные»
- «Зона интересов»
- «Американское чтиво»
- «Барби»
- «Оставленные»
- «Маэстро»
- «Прошлые жизни»
Лучший режиссер — Кристофер Нолан, «Оппенгеймер»
Долгожданную статуэтку в номинации «Лучший режиссер» получил Кристофер Нолан. Британец уже претендовал на награду в 2018 году: тогда его фильм «Дюнкерк» проиграл кинокартине «Форма воды» Гильермо дель Торо. В 2024 году Нолан вернулся и победил всех конкурентов.
Нолан также забрал ранее «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии за лучшую режиссуру фильма «Оппенгеймер».
Гонорар Кристофера Нолана за «Оппенгеймера» составил чуть меньше 100 миллионов долларов — с учетом бонуса, который режиссеру полагается сразу за триумф ленты на «Оскаре». В эту сумму также входят заработная плата, компенсация расходов и бонус за кассовые сборы.
Источники Variety также сообщают, что следующей работой режиссера может стать ремейк сериала «Заключенный» 1967-1968 гг.
Лучший актер — Киллиан Мерфи, «Оппенгеймер»
В это сложно поверить, но роль создателя атомной бомбы Роберта Оппенгеймера принесла Киллиану Мерфи всего лишь первую оскаровскую номинацию. Комплексное исследование противоречивого человека сделало Мерфи одним из главных актеров 2023 года, а список его наград успел пополниться «Золотым глобусом», BAFTA, призом Гильдии актеров Америки и заветным «Оскаром».
Киллиан Мерфи давно сотрудничает с Кристофером Ноланом, но в главной роли в фильме британского режиссера снялся впервые. Кроме того, он известен ролью в сериале «Острые козырьки» об английской мафии XX века. Мерфи сыграл Томаса Шелби, главу преступной группировки из Бирмингема. Эта роль принесла ему известность, хотя ранее Мерфи снимался и в других проектах. Например, в фильме «28 дней спустя» о зомби-апокалипсисе.
Лучшая актриса — Эмма Стоун, «Бедные-несчастные»
Роль причудливой Беллы Бакстер принесла Эмме Стоун четвертую актерскую номинацию и вторую победу в категории «Лучшая женская роль». Ранее академики выделили ее работу в мюзикле «Ла-Ла Ленд».
Смелый подход к выбору ролей делает Стоун одной из самых уникальных и разноплановых актрис своего поколения. В «Бедных-несчастных» она играет девушку, которой пересаживают мозг ее неродившегося младенца. В роли Беллы Бакстер Стоун танцует, мастерски примеряет на себя образ ребенка и снимается в откровенных сценах, параллельно подбадривая своего коллегу. Марк Руффало признавался, что ему удалось побороть неловкость и панику именно благодаря чувству юмора актрисы.
Эмма Стоун снялась во множестве фильмов и сериалов, за многие из которых была удостоена премий и наград. Прорывным в карьере актрисы считается комедия про зомби-апокалипсис «Добро пожаловать в "Zомбилэнд"».
Лучший актер второго плана — Роберт Дауни мл., «Оппенгеймер»
Кто бы подумал, что главный актер киновселенной Marvel когда-нибудь станет лауреатом премии «Оскар»! Член комиссии по атомной энергии США Льюис Штраус ожил благодаря Кристоферу Нолану и таланту Дауни-младшего, который наконец вырвался из оков железного костюма. За эту роль в фильме «Оппенгеймер» актер также получил «Золотой глобус», премию Британской академии и премию Гильдии актеров.
Роберт Дауни мл. был уже трижды номинирован на «Оскар», но только сейчас получил долгожданную награду. Впервые актера заметили в фильме «Чаплин» 1993 года и выдвинули на «Оскар» за лучшую мужскую роль. Однако тогда награда ушла Аль Пачино за фильм «Запах женщины».
В 2009 году Дауни-младшего снова номинировали на «Оскар», в этот раз на лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Солдаты неудачи». В тот год премию посмертно присудили Хиту Леджеру, который сыграл Джокера в фильме «Темный рыцарь» Кристофера Нолана.
Лучшая актриса второго плана — Давайн Джой Рэндольф, «Оставленные»
В этом наградном сезоне актриса собрала абсолютно все награды за роль школьной кухарки, потерявшей сына на войне во Вьетнаме. Несмотря на кажущуюся отстраненность и замкнутость, именно ее героине удалось собрать всех героев за одним праздничным столом. Даже короткое появление Рэндольф на экране никого не оставляет равнодушным. Ее игру хвалили еще в прошлогоднем непутевом «Идоле» Сэма Левинсона! Это ее первая номинация и первая победа на «Оскаре».
Ранее американская актриса снималась в сериалах «Большая маленькая ложь», «Убийство в одном здании», фильмах «Растин», «Затерянный город». За выдающуюся актерскую игру в «Оставленных» Рэндольф получила «Золотой глобус», премию Британской киноакадемии и премию Гильдии актеров.
Лучший иностранный фильм — «Зона интересов», Великобритания
Фильм Джонатана Глейзера — экранизация одноименного романа Мартина Эмиса. В центре истории комендант концентрационного лагеря в Освенциме в 1942 году, проживающий со своей семьей через забор от лагеря смерти. Ежедневная рутина большого семейства здесь разворачивается на фоне непрекращающихся криков заключенных, выстрелов и оседающего пепла из печей крематория. Глейзер исследует будничное и безликое зло в человеке, корни которого проросли в нем так глубоко, что он теряет всякие моральные ориентиры.
Фильм Джонатана Глейзера про бессобытийные будни коменданта концлагеря и его семьи вызвал в Каннах неоднозначную реакцию (впрочем, получил там Гран-при), а потом надолго пропал, но к сезону наград всплыл в статусе фильма-события: некие источники в Академии даже намекали, что у него есть шансы в главной категории (хотя это было больше похоже на попытку оживить бездыханную интригу). Так или иначе, в международном уголке этот фильм был главным фаворитом.
Интересно, что главную роль в картине сыграла актриса Сандра Хюллер, она же исполнила главную роль в другом фильме — лауреате «Оскара»-2024 за лучший сценарий — «Анатомия падения».
Другие номинанты
Лучший анимационный фильм — «Мальчик и птица»
Долгожданное возвращение Хаяо Миядзаки и его третий «Оскар». В 2002 году аниматор получил приз за «Унесенных призраками», а в 2014-м — почетный «Оскар» за вклад в мировую анимацию. В фильме «Мальчик и птица» рассказывается о том, как после смерти матери юноша Махито Маки попадает в потусторонний мир благодаря говорящей серой цапле.
Ранее «Мальчик и птица» взял также «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии.
Мультфильм сделал очень высокую кассу, собрав в Японии и по всему миру больше, чем другие произведения Хаяо Миядзяки. Например, в Северной Америке к концу 2023 года доходы картины составляли 23 миллиона долларов, а в России — почти пять миллионов долларов.
Другие номинанты
Лучший документальный фильм — «20 дней в Мариуполе»
Фильм-победитель — нашумевший видеодневник украинца Мстислава Чернова, фотографа и военкора Associated Press. Картина уехала год назад с «Сандэнса» с призом зрительских симпатий и с тех пор получила премии BAFTA, режиссерской гильдии США и множества других организаций.
На сцену с Черновым поднялись фотокорреспондент Евгений Малолетка и продюсер Василиса Степаненко, которые вместе с режиссером работали в окруженном российскими солдатами Мариуполе в 2022 году. Вместе с Черновым награды получили американские кинопродюсеры Мишель Мизнер и Рени Аронсон-Рат.
Ранее фильм «20 дней в Мариуполе» получил более 20 наград на премиях всего мира. При этом организаторы кинопремии «Оскар» вырезали из сокращенной международной телеверсии церемонии вручения наград номинацию, в которой победила украинская картина.
Как сообщает «Общественное вещание», которое является транслятором церемонии в Украине, они получили от организаторов материалы, в которых нет награждения создателей документального фильма. Они выразили возмущение этим решением и решили транслировать полную версию церемонии.
В то же время исполнительный продюсер телеканала «Суспільне Культура» Лукьян Галкин отметил, что в прошлом году, когда в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» победила лента о российском оппозиционере Алексее Навальном, момент награждения и речь его жены не вырезали из сокращенной версии.
Интересно, что страницы фильма «20 дней в Мариуполе» вообще нет на известном российском кинопортале «Кинопоиск», впрочем, как и хоть какого-то упоминания о том, что эта картина стала победителем. При этом лауреат прошлого года документальный фильм «Навальный» освещается здесь в полной мере.
Другие новости Оскара-2024
В целом церемония «Оскара» прошла мирно, без скандалов и каких-либо больших неожиданностей. Ведущим в четвертый раз был комик Джимми Киммел, а самыми яркими моментами стали разве что выступление Райана Гослинга с песней I'm Just Ken из «Барби» и забавный выход на сцену Джона Сины в голом виде — актер и рестлер во время объявления претендентов на «Оскар» за лучший дизайн костюмов прикрывался лишь табличкой с названием номинации.
-
Церемонию вручения «Оскаров» посмотрело 19,5 млн. зрителей в 2024 году. Это рекорд за последние четыре года. Такую цифру называет аналитическая компания Nielsen. В прошлом году за церемонией следило 18,8 млн. зрителей — на 4% меньше.
Аудитория церемонии «Оскар» неизменно растет с 2021 года. В предыдущее десятилетие количество зрителей церемонии неуклонно падало, начиная с 43 млн. человек в 2014-м.
-
2 781 200 000 долларов собрали в прокате 10 картин, номинированных на «Оскар» в категории «Лучший фильм». 86% от этой суммы (2,4 миллиарда) заработали «Барби» и «Оппенгеймер».
-
В 2020 году, выйдя из самоизоляции, «Оскар» торжественно объявил о внедрении новых стандартов инклюзии, вступающих в силу как раз в 2024-м. И пока мировые СМИ и их читатели спорили, как уважение прав одних ущемляет права других, выяснилось, что нововведения вовсе не то, чем кажутся.
С расстояния в четыре года очевидно, что никаких радикальных перемен внутри самой американской киноакадемии не произошло. Многие из упомянутых нововведений были направлены на защиту прав тех, кто работает по другую сторону экрана — создателей фильмов, стажеров, — но никак не самих картин. Переписывать сценарии под «повестку» и кардинально менять актерский состав с включением нацменьшинств и с учетом гендерного баланса никому не пришлось.
Наглядней всего это демонстрирует лидер по числу номинаций 96-й церемонии «Оскар» — подчеркнуто «белый» фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Настолько, что даже вызвал возмущение — значимая часть темнокожих участников представленных исторических событий в фильме отсутствует. За стандарты дайверсити, кажется, отвечает «Барби» Греты Гервиг и Марго Робби, которые постарались представить на экране легендарную куклу разных национальностей, рас, веса и возраста. Но этот пример все еще исключение, а не общее правило.
- Из последних нововведений «Оскара» — создание номинации за лучший кастинг, которая появится только в 2026 году, когда будут награждаться картины 2025-го. В последний раз киноакадемия обновляла список номинаций в 2001 году. Тогда была введена награда за «Лучший анимационный полнометражный фильм».
Но при всех усилиях киноакадемиков многие эксперты все еще говорят о тех, кого премия игнорирует. Например, западные журналисты обращают внимание на необходимость ввести номинацию за лучшие каскадерские трюки и работу артистов озвучивания. А также предлагают расширить сетку номинаций, разбавив их специальными категориями вроде «Лучший популярный фильм» и «Лучший актерский ансамбль». И даже поджанров — например, «Лучший хоррор» или «Лучший боевик».
Сами киноакадемики, чей средний возраст 63 года, предлагаемые нововведения не комментируют.
Использованы материалы авторов и ресурсов:
Елена Зархина, forbes.ru
Григорий Ноговицын, properm.ru
Кира Голубева, Денис Шустов, kinopoisk.ru
Людмила Жерновская, unian.net
Александр Павлов, yamal-media.ru
lenta.ru