Участники основных программ кинофестиваля в Торонто 2019:

Программа «Gala Presentations»

Программа «Special Presentations»

Победители 44-го Международного кинофестиваля в Торонто:

 

 

 

 

 

 




Смотр в Торонто уже не первый год подпирает «большую тройку» из Канн, Венеции и Берлина и изрядно, надо сказать, в этом преуспевает. Его принципиальное отличие от конкурентов — отсутствие жюри и главного конкурса как такового. Победителя здесь выбирают зрители, поэтому именно на такое, зрительское кино и делают ставку отборщики. А еще фестиваль в Торонто — это самые главные «оскаровские» смотрины. Вот победители канадского форума последних 3 лет: 2016 — «Ла-Ла Ленд», 2017 — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», 2018 — «Зеленая книга». Все три затем и на главной церемонии года в Лос-Анджелесе отхватили по несколько статуэток, а «Зеленая книга» — и вовсе главную.

На грани стоп-приемов

В этом году канадская публика проголосовала за трагикомедию «Кролик Джоджо» о мальчике, который завел себе воображаемого друга — Адольфа Гитлера. Режиссер — новозеландец Тайка Вайтити, автор культовых «Реальных упырей» и самого смешного из всех супергеройских блокбастеров «Тор: Рагнарёк». Действие в «Кролике» разворачивается в годы Второй мировой войны, главный герой — сирота, с которым никто не общается. Именно желание хоть где-то стать своим приводит его в гитлерюгенд, а там уж недалеко и до дружбы с выдуманным фюрером. Это сентиментальная абсурдистская комедия, балансирующая на грани стоп-приемов, но ни разу эту грань не пересекающая. Мировая премьера ленты состоится 18 октября. Нам, конечно, интересна судьба фильма в России. Есть подозрения, что обсуждать его здесь будут не только кинокритики и зрители, но и, как водится, депутаты, общественные деятели и прочие жаждущие внимания граждане. «Кролик Джоджо» — это в известном смысле картина про них, одиноких, никому не нужных, готовых на что угодно, лишь бы их заметили.

Второе место в зрительском голосовании заняла «Брачная история» Ноа Баумбаха — очевидно будущий нетфликсовский хит про разводящуюся пару нью-йоркских хипстеров, сыгранную Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером. Главный режиссер для «инфантилов со всего мира», похоже, снял свой лучший фильм с роскошным сценарием и выдающимися актерскими работами, эдакий «Крамер против Крамера» XXI века. Показательно, что только что картину полностью проигнорировало венецианское жюри — отличный пример разницы в подходах к оценке фильмов на двух фестивалях.


Кадр из фильма «Брачная история»


Бронза досталась «Паразитам» Пон Чжун Хо, прежде удостоенным «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и «разорвавшим» (в своей, конечно, весовой категории фестивального кино) российский прокат.

В секции «Платформа» (Platform), отмечающей мировое кино и единственной, в которой есть жюри, также выбрали победителя. Им стал обладатель приза в Венеции «Мартин Иден» Пьетро Марчелло.

Надежды питают

Вообще, присутствие в Торонто всех главных хитов фестивалей-конкурентов — тоже отличительная особенность канадского смотра. Здесь не настаивают на «праве первой ночи» и привозят все самое заметное из показанного в Европе за год.

Как таковой программы и основного конкурса в Торонто, кстати, нет: за одиннадцать дней здесь происходит слишком много событий, чтобы привести их к общему знаменателю. В течение всего фестиваля в городе царит жизнерадостный хаос. Пока тысячи людей пчелами летают по кинорынку, заключая сделки, для практичных североамериканских журналистов и прокатчиков словно на ускоренной перемотке повторяют все самые важные премьеры года с европейских фестивалей. Вот израильские «Синонимы», победившие в Берлине, — фильм о еврейском юноше, который до того отчаянно хочет стать своим в Париже, что готов ради этого прикусить родной язык. А вот «Паразиты» из Канн — южнокорейская трагикомедия о противостоянии богатых и бедных, которое обречено быть вечным, ведь взрослые безотчетно втягивают в него своих детей. А вот «Джокер» из Венеции — первый американский кинокомикс, победивший на европейском фестивале и имеющий все шансы на главный «Оскар». Его герой — не злодей, а отчаявшийся быть услышанным человек из народа. К всеобщему удивлению, канадскую публику «Джокер» не слишком впечатлил.


Кадр из фильма «Джокер»


В отличие от мрачного Готэма из комиксов, Торонто — город гуманистов. На каком еще кинофестивале трудятся три тысячи улыбчивых волонтеров, готовых не только помогать гостям, но и интересоваться, откуда те прилетели, и дарить подарки? Поэтому здесь грустного и больного клоуна Джокера услышали бы. И не только Джокера, но и всех-всех-всех. По крайней мере, такое впечатление складывается по фильмам, которые отобрали «программеры» фестиваля — многие из них, кстати, начинали как волонтеры.

Для «Синонимов» или «Паразитов», как и для всех прочих неамериканских фильмов, именно фестиваль в Торонто — самый быстрый выход к заокеанскому прокату. Многие европейские и азиатские арт-ленты попадают в кинотеатры США (самые, безусловно, желанные), лишь будучи замеченными на канадском фестивале. Все предыдущие регалии для прокатчиков в Штатах не так существенны. Поэтому и «рынок фильмов» в Торонто — секция, не уступающая показам по ажиотажу. Каждый раз сюда приезжают и российские продюсеры в надежде продать или хотя бы как следует прорекламировать свои флагманские проекты. В этом году особым спросом пользовались фантастические «Вторжение» Федора Бондарчука и «Спутник» Егора Абраменко. Впрочем, о конкретных сделках с участием российских картин никто пока не объявлял.

13 лучших премьер 44-го кинофестиваля в Торонто

1. «Кролик Джоджо» (Jojo Rabbit, Германия/ США), реж. Тайка Вайтити


Рейтинг IMDb: 8,1 (здесь и далее — на момент написания статьи)


Новая картина Тайки Вайтити, который также снял «Тор: Рагнарёк» и «Реальных упырей», основана на книге Кристины Люненс «Небо в клетку».

Джоджо Бетцлер (удивительный актер Роман Гриффин) — 10-летний немецкий мальчик, который с нетерпением ждет зачисления в гитлерюгенд. Джоджо так любит Гитлера (Вайтити с усиками), что тот действительно время от времени материализуется рядом, дает абсурдные советы и исчезает в стиле Карлсона, то выпрыгивая в окно, то убегая в лес. Джоджо не любит евреев и хочет поскорее оказаться на фронте, не зная, что война уже подходит к концу. Его первые дни в лагере подготовки детей-патриотов напоминают «Королевство полной луны». Вот смешной полуслепой полковник-наставник (не использующий и половины своей харизмы, но все равно потрясающий Сэм Рокуэлл), вот пара безумных вожатых (отлично изображающий чудака Алфи Аллен из «Игры престолов» и Ребел Уилсон), вот палатки с фонариками, вот красивая униформа, вот таинственные значки. Только вместо хвороста ребята жгут книги, а на уроках художественного воспитания рисуют карикатуры на евреев. Затем Уэс Андерсон сменяется Кубриком: от Джоджо потребуют убить кролика.

Согласится он или нет, зрителю лучше узнать самому (если, конечно, фильм с веселым Гитлером выпустят в российский прокат — в последнее время у нас с этим не шутят), тем более что выбор героя — единственный по-настоящему напряженный момент фильма. В остальном Тайка Вайтити играет с огнеопасной темой на удивление осторожно. Его «Кролика» уже в шутку прозвали «хипстерской комедией про нацизм». На документальные кадры с фашистских парадов Вайтити накладывает немецкие кавер-версии песен Beatles, на роль дознавателя из гестапо зовет звезду «Офиса» и «Массовки» Стивена Мерчанта, а своему Гитлеру придумывает страсть к единорогам.

Смех над фашизмом, исцеление от ужаса через иронию и превращение войны в войнушку — это отнюдь не табуированные в кино приемы. «Великий диктатор» Чаплина разоблачает сущность мегаломаньяков и зигующей им толпы. «Бесславные ублюдки» Тарантино — не только очередная иллюстрация веры этого режиссера в то, что кино лучше и сильнее жизни, но и сладкая фантазия о возмездии.

Новый фильм — и не безоглядно эксцентрическая комедия, и не сентиментальный слезовыжиматель вроде «Мальчика в полосатой пижаме». Это, скорее, странная драмеди, которую осторожные западные рецензенты окрестили «добрым кино» (feel-good movie). С отличными актерскими работами и с на удивление мягким и неравномерно распределенным по сценарию юмором. С трогательными эпизодами и страшными сценами. С героями, которым быстро начинаешь сопереживать, хоть и встречал их в десятках других историй.

2. «Платформа» (El Hoyo, Испания), реж. Гальдер Гастелу-Урутия


Рейтинг IMDb: 7,4


Победителем секции Midnight Madness в этом году оказалась «Платформа» — занятный испанский гибрид «Куба», «Эксперимента», «Высотки» и «Сквозь снег». Недалекое — а может быть, и далекое — будущее. Герои просыпаются в некой многоэтажной подземной тюрьме, в которую попали добровольно — в обмен на разные привилегии после освобождения. На каждом уровне — только два заключенных, а сколько всего уровней — неизвестно: может быть, двести; может быть, триста. Все этажи связывает между собой общий колодец, через который раз в день спускается платформа с едой. На ней — немыслимое количество блюд, но чем ниже живут заключенные, тем меньше шансов, что они что-то получат. Тем, кто наверху, достаются пирожные и коктейли. Тем, кто внизу, — обглоданные кости и человеческие экскременты. Брать еду про запас нельзя — невидимые наблюдатели тут же повышают или понижают температуру на этаже. Пытаться договориться — ведь на самом деле продуктов могло бы хватить на всех — можно, но пока это никому не удавалось. Люди ведут себя друг с другом по-свински, хотя прекрасно знают: через месяц их случайным образом переселят, так что последние станут первыми и смогут отомстить.

«Платформа» до неприличия хороша как хоррор (чего стоят одни только сцены каннибализма), но со своей гуманитарной миссией фильм так и не справляется. Потому что лишь спекулирует на давно известной проблеме и предлагает совершенно неубедительный способ ее решения. Эта картина — эксперимент, но никаких новых результатов у него нет. Впрочем, по-другому и быть не могло — иначе бы фильм из секции ужастиков «переехал» в секцию сказок.

3. «Безупречный» (Bad Education, США), реж. Кори Финли


Рейтинг IMDb: 7,5


В рамках фестиваля состоялась мировая премьера фильма «Безупречный» Кори Финли, для которого эта работа стала всего лишь второй в режиссерской карьере. Картина основана на реальной истории и рассказывает о громком скандале со школьным воровством, который потряс престижный нью-йоркский пригород Рослин более десяти лет назад. В главной роли — Хью Джекман.

Всегда безупречно выглядящий и ухоженный Фрэнк Тассон (Хью Джекман) — директор престижной школы — является примером для подражания, мастером приятных бесед и ободряющих речей, умеет заинтересовать как студентов, так и их родителей. А еще Фрэнк не отказывает себе ни в чем и ведет роскошный образ жизни. Его выпускники поступают только в лучшие университеты страны, а фонды с радостью перечисляют многомиллионные суммы в бюджет школы, которой он заправляет.

В начале фильма показывают, как Тассон занимается скучными повседневными обязанностями. Он кажется отличным парнем, который вряд ли способен на что-то плохое. Однако студентка Рэйчел (Джеральдин Висванатхан), которая мечтает стать известным репортером, для написания материала в школьную газету решила изучить некоторые финансовые отчеты и неожиданно обнаружила схему хищения эпических масштабов. Широта финансового обмана Тассона поражает, а украденная сумма превышает 11 миллионов долларов. Выясняется, что помогает проворачивать махинации с крупными суммами его знакомая — школьный администратор Пэм Глюкин (Эллисон Дженни). Теперь они вынуждены думать о прикрытии и даже готовы пойти на самые крайние меры, чтобы защитить себя от грозящего наказания.

4. «Прекрасный день по соседству» (A Beautiful Day in the Neighborhood, США/ Китай), реж. Мариэль Хеллер


Рейтинг IMDb: 6,9


Биографический фильм снят по сценарию Мики Фитцермана-Блю и Ноя Харпстера, пролежавшему 6 лет в Черном списке лучших сценариев, куда попадают работы, которые понравились голливудским продюсерам, но не были сразу востребованы. Список в свое время включал и фильмы, по которым позже были сняты суперуспешные, оскароносные картины, такие как, например, «Выживший», «Король говорит!» и «Миллионер из трущоб».

Картина расскажет о крепкой дружбе, которой могло бы и не быть, если бы известный журналист Ллойд Вогель (прототипом которого является Том Джунод) не согласился в итоге написать статью о популярном американском ведущем Фреде Роджерсе. Вогель не хотел изначально браться за эту работу, так как считал, что материал о телеведущем детской программы «Соседство мистера Роджерса» — совсем не его тема. Но знакомство с Роджерсом меняет приоритеты журналиста, он пересматривает свои взгляды на жизнь. Воплотил историю необычной дружбы актерский тандем Тома Хэнкса (Фред Роджерс) и Мэттью Риза (Ллойд Вогель).

5. «Ford против Ferrari» (Ford v Ferrari, США/ Франция), реж. Джеймс Мэнголд


Рейтинг IMDb: 8,2


Фильм Джеймса Мэнголда («Прерванная жизнь», «Переступить черту», «Логан») рассказывает о взаимоотношениях американского автомобильного конструктора Кэрролла Шелби и отважного британского гонщика Кена Майлза. Они вместе бросили вызов корпорациям и собственным демонам, чтобы создать абсолютно новый спорткар, который смог конкурировать с непобедимым «Феррари» на чемпионате мира, прошедшем во Франции в середине 1960-х. В главных ролях — Кристиан Бейл и Мэтт Дэймон.

6. «Меня зовут Долемайт» (Dolemite Is My Name, США), реж. Крэйг Брюэр


Рейтинг IMDb: 7,4


В картине «Меня зовут Долемайт» внезапно воскресает любимый с детства актер Эдди Мерфи. Его героя — комика, музыканта, лицедея и режиссера по прозвищу Долемайт — не хотят воспринимать всерьез ни белые, ни чернокожие. Но упрямство в желании приносить радость другим со временем ломает все стены — и автор совершенно дурацких и неумелых, но смешных и искренних фильмов становится звездой. А выжить в мире хищных продюсеров ему помогает верность друзьям — таким же неунывающим оборванцам из гетто, как и он сам.

7. «Сиротский Бруклин» (Motherless Brooklyn, США), реж. Эдвард Нортон


Рейтинг IMDb: 7,2


Режиссерская работа Эдварда Нортона — экранизация одноименного романа. Детектив-самоучка с синдромом Туретта (сам Нортон) расследует убийство своего покровителя (Брюс Уиллис) в Нью-Йорке 1950-х. У него есть лишь несколько зацепок и сила разума, одержимого поставленной целью, чтобы распутать клубок тщательно скрываемых тайн, которые сохраняют баланс сил в самом Нью-Йорке. Расследование заводит его в джазовые клубы Гарлема, где рекой течет джин, опасные трущобы Бруклина и, наконец, позолоченные залы политической элиты мегаполиса. Он бросает вызов гангстерам, коррупции и самому опасному человеку в городе, чтобы очистить имя своего друга и спасти женщину, которая может спасти его самого.

В других ролях — Гугу Эмбата-Ро («Черное зеркало»), Уиллем Дефо, Алек Болдуин, Бобби Каннавале и Майкл К. Уильямс, а на «Оскар» за лучшую оригинальную песню претендует фронтмен Radiohead Том Йорк.

8. «Достать ножи» (Knives Out, США), реж. Райан Джонсон


Рейтинг IMDb: 6,8


Режиссер восьмого эпизода «Звездных войн» и фантастического боевика «Петля времени» Райан Джонсон на этот раз снял остросюжетный триллер «Достать ножи». Дэниэл Крэйг исполнил в фильме главную роль, сменив амплуа секретного агента Джеймса Бонда на детектива с неординарными методами работы. В центре сюжета — расследование таинственной смерти известного писателя Харлана Тромби. Он найден мертвым в своем поместье сразу после празднования своего юбилея, а убийца — один из членов семьи.

Джонсон не раз признавался в интервью, что мечтал снять классический детектив с непредсказуемой развязкой. Он же является автором сценария и продюсером. Один из сопродюсеров — Рэм Бергман, с которым Джонсон уже работал не над одним фильмом. В картине собран звездный актерский состав. Помимо Дэниэла Крэйга, в проекте задействованы Кристофер Пламмер, Крис Эванс, Джейми Ли Кёртис, Майкл Шеннон, Тони Коллетт, Дон Джонсон, Ана де Армас и другие.

9. «Неогранённые драгоценности» (Uncut Gems, США), реж. Бен Сэфди, Джошуа Сэфди


Рейтинг IMDb: 8,0


Многообещающее возвращение братьев Сэфди («Хорошее время») — триллер о прожженном нью-йоркском жулике (официально — ювелире) в исполнении взявшегося наконец за дело Адама Сэндлера, которому осторожно пророчат первую оскаровскую номинацию. В других ролях — Лакит Стэнфилд, Идина Мензел (голос Эльзы из «Холодного сердца»), а также играющие самих себя экс-баскетболист Кевин Гарнетт и поп-звезда The Weeknd.

10. «Джуди» (Judy, Великобритания), реж. Руперт Гулд


Рейтинг IMDb: 7,2


Еще один байопик кинофестиваля в Торонто расскажет о жизни Джуди Гарленд и последних концертах в ее жизни. Американская актриса и певица прославилась благодаря главной роли в фильме «Волшебник страны Оз», но спустя годы ее карьера пошла на спад.

Главную роль в картине сыграла Рене Зеллвегер, возвращающаяся на экраны после долгого перерыва от полного метра. Все песни в мюзикле, к слову, актриса исполнила сама.

11. «Обыкновенная любовь» (Ordinary Love, Великобритания), реж. Лиза Баррос Д’Са, Глен Лейберн


Рейтинг IMDb: 7,5


Лиам Нисон и Лесли Мэнвилл играют давно женатую пару, у которой все идет хорошо, пока у жены не находят рак груди. Диагноз влечет за собой осложнения в отношениях.

12. «Друг» (The Friend, США), реж. Габриэла Каупертвэйт


Рейтинг IMDb: 7,3


Постановщица документального фильма «Черный плавник» сняла игровое кино о семье, в которой жена (Дакота Джонсон) смертельно заболевает, ей остается полгода жизни, и муж (Кейси Аффлек) принимает предложение о помощи своего друга (Джейсон Сигел). Тот переезжает к ним в дом и меняет жизнь героев. Где-то на втором плане — Гвендолин Кристи.

13. «Два Папы» (The Two Popes, Великобритания/ Италия/ Аргентина/ США), реж. Фернанду Мейреллиш


Рейтинг IMDb: 7,7


И, наконец, самый главный фильм фестиваля о ценности диалога — «Два Папы» от Netflix с Энтони Хопкинсом и Джонатаном Прайсом. Первый когда-то изображал каннибала Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят», а второй — лидера религиозной секты из «Игры престолов». Но в новой картине они перевоплощаются в настоящих понтификов — Папу Бенедикта и Папу Франциска. История почти документальна: лидеры Ватикана и всего католического мира должны договориться о будущем Церкви. И, несмотря на противоположные позиции (один — консерватор, другой — либерал), им удается услышать друг друга.

Использованы материалы авторов: Егор Москвитин, Татьяна Шорохова, Максим Заговора и интернет-ресурсов: kkbbd.com, elle.ru, forum-kinozal.com, marieclaire.ua, style.nv.ua, film.ru, tiff.net.

наверх страницы