Участники основных программ кинофестиваля в Торонто 2020

Программа «Gala Presentations»

Программа «Special Presentations»

Основные победители 45-го Международного кинофестиваля в Торонто

Начало фестиваля

Мировой премьерой нового фильма Спайка Ли «Aмериканская утопия» (American Utopia) в Торонто открылся 45-й международный кинофестиваль.

Из-за пандемии коронавируса крупнейший киносмотр в Северной Америке кардинально изменил свой формат. Он стал «гибридным», то есть сочетает традиционный офлайн, физическое присутствие зрителей и гостей, с онлайном, когда вся активность вынесена в Интернет.

Содиректора фестиваля Камерон Бейли и Джоана Висенте после долгих раздумий и консультаций с экспертами-медиками решили опробовать именно такой формат, отвергнув гораздо более рискованный «физический», который взял на вооружение Венецианский кинофестиваль.

Почти все фестивальные программы перемещены в виртуальное пространство. И лишь незначительная часть кинозалов Торонто отдана под традиционные показы. «Физические» просмотры доступны только местным жителям Торонто и любителям кино из других городов и весей Канады.

Знаменитый логотип фестиваля в Торонто, с которым принято фотографироваться

Из-за пандемии программа существенно сокращена. Обычно в Торонто показывают порядка трехсот игровых фильмов, но на этот раз их примерно пятьдесят. К разочарованию фанатов, красные дорожки на премьерах отменены, а большинство звезд приветствуют зрителей и отвечают на вопросы после сеансов в виртуальном формате.

Аккредитованные журналисты отсматривают фестивальные фильмы онлайн. В этом году устроители смотра заранее предупредили журналистов о нецелесообразности их приезда в Торонто из-за опасности распространения коронавируса. Армия аккредитованной прессы в разных странах получает доступ к фильмам и участию в различных мероприятиях по детальному каждодневному графику. Фильмы открываются для стриминга в определенном временном «окне», причем персональный имейл журналиста служит уникальным паролем.

Как сообщили устроители, приняты экстраординарные меры по защите выставляемых в онлайн фильмов, особенно потенциальных блокбастеров. Речь идет о специальных «водяных знаках», которые в случае попытки несанкционированного просмотра или загрузки мгновенно выведут на компьютерный адрес злоумышленника.

Атмосфера фестиваля: дома, в постели, с котами

Впервые я оказалась на кинофестивале в Торонто шесть лет назад. Ездила от КиноПоиска, где работала тогда, и после напыщенных Канн, социально заряженного Берлина и неприветливой Венеции TIFF показался мне раем на земле. Пресса не ранжирована, фильмов много, показы Midnight Special всегда очень яркие, звезды ходят в джинсах, погода питерская, город классный, с енотами и белочками — я ездила в Канаду пять лет подряд и каждый раз поражалась гостеприимству фестиваля (завтраки и обеды в пресс-центре — ну где такое бывает?) и его демократичности — кажется, вся страна съезжалась в Торонто смотреть новинки со всего мира.

Обычное утро прессы на TIFF в 2017-м: фирменный кофе, завтрак и расписание

Объявив о решении провести фестиваль офлайн и онлайн, руководство TIFF, с одной стороны, отлично подготовилось, но, с другой стороны, мне, как работающей журналистке, пришлось столкнуться с рядом неприятностей.

Всем журналистам уже 9 сентября (фестиваль начинался 10-го) разослали приглашение зарегистрироваться на платформе TIFF Digital Cinema Pro. Это страница, на которой были выложены все доступные мне картины и индустриальные события, но важно было запомнить: каждый фильм открывался на 48 часов, после чего вернуться к нему уже нельзя.

Можно: останавливать на паузу, прерывать просмотр и возобновлять когда угодно (плеер запоминал место), перематывать вперед и назад, перескакивать на 15 секунд вперед и назад. 

Нельзя: делать скриншоты, записывать аудио- и видеофрагменты фильмов, нарушать эмбарго и писать в соцсети свое мнение до премьеры.

Платформа отчаянно сопротивлялась работе на маке, и я перешла в приложение для айфона. Там кино шло идеально, без проблем и тормозов. Так что да, Кристофер Нолан был бы мною очень недоволен. Через пару дней что-то случилось, и Safari начал нормально «тащить» картинку. К фестивальным показам присоединились мои коты.

Обычное утро прессы на TIFF в 2020-м

Все неанглоязычные фильмы сопровождались встроенными субтитрами. Качество изображения просто великолепное — никаких водяных знаков поверх, только иногда всплывало мое имя и почтовый адрес. Звук — замечательный.

Фильмы открывались в 17:00 и в 18:00, что соответствовало 10 и 11 утра по Торонто. Я успевала смотреть 3-4 фильма вечером, ухватывала пару ночью (с телефона), утром строчила тексты, и если удавалось, смотрела еще пару фильмов. В конечном счете у меня получилось 40 наименований, но я примерно столько же смотрела и на месте, в Торонто.

Обычно Торонто славится своим огромным выбором — у фестиваля несколько программ, в них входило от 250 до 350 фильмов. В 2019-м было 333. Физически невозможно посмотреть столько кино — спасало, что ряд фильмов приезжали из Берлина и Канн, где я их уже видела.

Программа 2020 года официально состояла из 50 картин. Ее хайлайтами (самыми яркими, заметными участниками) считались «Аммонит» Фрэнсиса Ли, «В синяках» Холли Берри (режиссерский дебют актрисы), «Земля кочевников» Хлои Чжао, «Мне не все равно» Дж. Блэйксона, «Отец» Флориана Зеллера.

Кадр из фильма «Аммонит»

Как ощущения от онлайн-фестиваля?

Многие страдают от отсутствия общения, но мне, человеку, которому не пришлось 2 недели оттачивать свой ржавый английский, было ОЧЕНЬ хорошо. Я получила огромное удовольствие от возможности смотреть кино как мне удобно и когда мне удобно — за исключением 48-часовых ограничений. Скрывать не буду, честно валялась в постели с котами, ноутом и тетрадкой, куда конспектировала увиденное. И, о счастье, я понимаю свой почерк! Попробуйте писать заметки в темноте зала — это боль! Всегда можно было переслушать, если что-то не поняла, и вы себе не представляете, как это здорово! Также: отсутствие очередей в туалеты, отсутствие трат на дорогущую еду, возможность питаться нормально, возможность нормально спать. Коты наглажены на месяц вперед.

Онлайн-фестивали хороши для мизантропов и интровертов, но хотя я совсем не такая, возможность 10 дней смотреть новые фильмы кажется мне отличной — по крайней мере, теперь у меня есть впечатление, что киноиндустрия прекрасно выживет без блокбастеров, потому что: а) в нее приходят новые и интересные люди; б) несмотря на пожилой возраст кинематографа, все равно находятся новые темы.

И никто не светит телефонами в зале: TIFF проводит скрининги одновременно для прессы и индустрии, и представители последней вечно копаются в смартфонах во время показа.

Торонто — фестиваль мейнстрима и арт-мейнстрима, он очень зрительский, и в программе находится кино на любой вкус. Но отметить какую-то определенную тему фестиваля не получится — все-таки мимо меня прошел добрый десяток важных фильмов, плюс я посмотрела ряд проектов в индустриальной секции, которая не является официальным выбором. Коллеги пишут, много кино посвящено отношениям с пожилыми родителями.

Кадр из фильма «Тень в облаках»

Критика, как мне показалось, была хорошая. На RottenTomatoes 11 картин держат рейтинг 100% «свежести». Но на моей памяти кинотвиттер особенно хвалил Хлою Чжао и сыгравшую у нее Фрэнсис МакДорманд. Писали, что отличный «Отец», хвалили Реджину Кинг. Хвалят две документальные картины — «Враги государства» (Enemies of the State) и «MLK/FBI». Последнюю я не успела посмотреть, а «Враги» абсолютно не понравились своей натужностью и постоянным повторением.

Раз я затронула тему документального кино, отмечу, что американская пресса в восторге от китайского документального фильма «76 дней», повествующего о первых днях эпидемии коронавируса. Снимали его нью-йоркский режиссер Хао У и видеорепортер Вейши Чен, чьи работы побеждали на кинофестивале в Гонконге. Фильм проводит зрителя к врачам хорошо оборудованного госпиталя, в котором находятся первые пациенты с коронавирусом. Разумеется, все общаются с ними вежливо и мягко. Но меня терзают очень смутные сомнения, что китайское правительство одобрило бы подобный фильм, покажи он будни немного иного госпиталя. Так что пока американские журналисты радуются, я ставлю штамп «пропаганда» и «76 дней» рекомендую только самым любопытным.

Десять самых заметных фильмов Торонто 2020

«Легенда о волках» (Wolfwalkers, Ирландия/ Люксембург/ США), реж. Томм Мур, Росс Стюарт

Рейтинг IMDb: 8,3 (здесь и далее — на момент написания статьи)

1650 год, Ирландия. В Килкенни хозяйничают англичане. 11-летняя Робин приехала сюда с папой, которому лорд-протектор повелел избавить эти места от волков. Робин носит брюки, бегает по лесам и страдает от одиночества. Мейб — тоже девочка. Но не простая: когда она засыпает, то оборачивается волком. Она тоскует по матери, которая задержалась в волчьем облике и никак не просыпается. Но однажды девочки встретятся, и все наладится, даже английский охотник примет местный мир.

«Легенда о волках» — последняя часть эпической трилогии об истории Ирландии, сделанной на анимационной студии Cartoon Saloon Томмом Муром. Первые две («Тайна Келлс» и «Песнь моря») получили номинации на «Оскар», а на этот раз, быть может, дело номинацией не ограничится. Ведь третья часть — история о противостоянии природы и города, цивилизации и магии, женского и мужского (ну, и Англии и Ирландии, конечно) — самая впечатляющая.

 

«Еще по одной» (Druk, Дания), реж. Томас Винтерберг

Рейтинг IMDb: 8,1

Режиссер Томас Винтерберг и Мадс Миккельсен впервые после триумфальной «Охоты» объединились для работы над новым фильмом. «Еще по одной» может похвастаться чуть ли не самым интересным синопсисом среди фестивальных премьер: четыре друга во время кризиса среднего возраста решают проверить одну теорию — они считают, что постоянное употребление алкоголя должно сделать человека работоспособнее. Особенно хорошо эксперимент сказывается на главном герое фильма — учителе Мартине, который улучшает отношения не только с учениками, но и с давно отстранившейся от него женой. Винтерберг решил исследовать датскую культуру потребления алкоголя и ее влияние на человека. С большой вероятностью режиссер в какой-то момент сделает шаг в сторону и начнет смешивать жанры — начинающийся как комедия фильм быстро превратится в душераздирающую драму о старении с очередной отличной актерской работой от Миккельсена. 

 

«Земля кочевников» (Nomadland, США), реж. Хлоя Чжао (Первое место зрительских симпатий)

Рейтинг IMDb: 7,9

Китаянка Хлоя Чжао стала известна в узких фестивальных кругах благодаря драме «Наездник», премьера которой прошла в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского фестиваля в 2017 году. После этого она успела получить место режиссера нового блокбастера Marvel «Вечные», чей выход запланирован на 2021 год, и снять интимную драму с Фрэнсис МакДорманд в главной роли.

Ферн теряет свои сбережения во время финансового кризиса и решает пойти по классическому американскому пути дауншифтинга: покупает дом на колесах и путешествует по стране, перебиваясь разными сезонными работами. Ее одиночество иногда прерывается случайными встречами, которые помогают ей лучше понять себя (а может, и нет).

«Отец» (The Father, Великобритания/ Франция), реж. Флориан Зеллер

Рейтинг IMDb: 7,5

«Отец» — сильная драма про взаимоотношения пожилого родителя и взрослого ребенка. Это режиссерский дебют Флориана Зеллера (сценариста фильмов «Любовник моей жены» 2018 г. и «Флорида» 2015 г.). «Оскары» могут достаться Энтони Хопкинсу и Оливии Колман — исполнителям главных ролей в этой картине.

Фильм Зеллера впервые был представлен публике в начале этого года на «Сандэнсе» и с тех пор продолжает свое гордое шествие на других фестивалях. Не исключено даже, что фильм может побороться за статуэтку и в главной категории.

 

«Шорта» (Shorta, Дания), реж. Андерс Эльхольм, Фредерик Луи Хвиид

Рейтинг IMDb: 7,4

Еще один датский фильм, на этот раз дебют. Его по понятным причинам все называют датскими «Отверженными». Главные герои — двое полицейских, один постарше и слегка расист, второй вроде бы нет, но со своими тараканами. В городе беспорядки, после того как полиция при задержании едва не убила молодого иммигранта. Когда тот все-таки умирает в больнице, патрульные (вместе с очередным подхваченным по дороге ни за что арабским пареньком) оказываются запертыми в бушующем гетто без поддержки коллег. Не Карпентер, конечно, но сделано довольно дерзко. И злободневно, чего уж; трудно поверить, но сцену в прологе с арестом и репликой «Я не могу дышать» сняли, очевидно, еще до убийства Джорджа Флойда.

 

«Бинс» (Beans, Канада), реж. Трэйси Дир (Третье место зрительских симпатий)

Рейтинг IMDb: 7,4

Дебютная картина режиссера Трейси Дир, основанная на реальных событиях — многомесячном противостоянии двух общин могавков и правительства в 1990 году в Квебеке. В центр сюжета автор ставит юную героиню по имени Бинс, пытающуюся найти свое место в обществе и впервые столкнувшуюся с расизмом. Драма взросления, которая рассказывает о первых проблемах в школе и семье, смешивается с остросоциальным пафосом. Трудности Бинс не только в переходном возрасте, но и вообще в пограничности ее положения, ведь девушка находится и растет между двух культур, двух моральных ориентиров и порядков. А тот факт, что режиссеру Трейси Дир в момент описанных событий было столько же лет, сколько и ее героине, очевидно, намекает на колоссальную долю автобиографичности — так что на откровения «Бинс» скупиться не будет.

 

«В синяках» (Bruised, США), реж. Холли Берри

Рейтинг IMDb: 7,3

Режиссерский дебют актрисы Холли Берри, спортивная драма, которую планировал снимать еще в 2017 году Ник Кассаветис, но в итоге проект оказался у Берри. Ее героиня, опустившаяся на дно спортсменка MMA, хочет вернуть себе уважение как мира, так и шестилетнего сына. Для этого ей предстоит сразиться с одной из восходящих звезд ММА. На съемках Берри пришлось несладко: в ноябре 2019-го спортсменка Валентина Шевченко приложила актрису так, что пришлось остановить работу над фильмом на несколько дней. Не только Том Круз выполняет трюки самостоятельно.

 

 «Лето’85» (Été 85, Франция/ Бельгия), реж. Франсуа Озон

Рейтинг IMDb: 6,9

Новый фильм Франсуа Озона должны были показывать в Каннах, но после того, как фестиваль отменили, картину приютили в Торонто. Это идеальная летняя французская мелодрама, премьера которой, по иронии, пройдет осенью. Атмосфера картины ужасно напоминает хит итальянского режиссера Луки Гуаданьино «Назови меня своим именем».

Нормандия, 1985 год. Молодой Алекс только что окончил школу и пытается понять, что делать дальше. Его лодка попадает в шторм, и парня спасает таинственный незнакомец Давид. Тот быстро находит Алексу работу, знакомит со своей мамой, и кажется, что их дружба никогда не закончится. Однако Озон не был бы Озоном, если бы не использовал в фильме свой любимый твист о двуличной природе любви: новый друг оказывается не таким милым, каким казался на первый взгляд, и смогут ли отношения двух молодых людей выдержать это лето — большой вопрос.

 

«Одна ночь в Майами» (One Night in Miami, США), реж. Реджина Кинг (Второе место зрительских симпатий)

Рейтинг IMDb: 6,6

Режиссерский дебют актрисы Реджины Кинг по одноименной пьесе Кемпа Пауэрса. Дело происходит в феврале 1964 года: после боксерского поединка, в котором Сонни Листон сенсационно уступает чемпионский титул 22-летнему Мухаммеду Али (тогда еще Кассиусу Клею), Клей празднует победу в затрапезном мотеле вместе со своими приятелями — Малкольмом Иксом, соул-певцом Сэмом Куком и великим игроком в американский футбол Джимом Брауном. Похоже на анекдот (или фильм Николаса Рога «Ничтожество»), но тут не до шуток: обсуждается главным образом борьба афроамериканцев за свои права. Как и положено при таких вводных, в «Однажды» несколько театральная атмосфера и отличные актерские работы — особенно хорош британец Кингсли Бен-Адир в роли Малкольма Икса, который тут центральная фигура. Написано живо, снято чуть длинновато и скучновато, может быть, но крепко. Фильм наверняка как-то вспомнят на «Оскаре»; при этом трудно представить, что его станут смотреть в России, например.

 

«Аммонит» (Ammonite, Великобритания/ Австралия/ США), реж. Френсис Ли

Рейтинг IMDb: 6,5

Фильму британского режиссера Френсиса Ли прочат славу «Портрета девушки в огне» Селин Сьяммы, который произвел настоящую революцию в киносообществе в прошлом году. Так что на британце лежит большая ответственность — такого успеха будет достичь непросто, хотя сходство с картиной Сьяммы действительно есть.

Действие происходит в XIX веке. Кейт Уинслет играет палеонтолога Мэри, которая работает в прибрежном Дорсете на юго-западе Англии. Несмотря на то, что никто не хочет признавать ее как специалиста, слава о ней долетает до самого Лондона. Один из заезжих джентльменов решает отдать свою жену (Сирша Ронан), страдающую от меланхолии, в ученицы Мэри. Тогда две одинокие женщины находят друг в друге проблеск иной жизни. 

Использованы материалы авторов и ресурсов:

Олег Сулькин, golosameriki.com

Татьяна Шорохова, kkbbd.com

Марина Латышева, kinopoisk.ru

Тома Ходова, tass.ru

Алихан Исрапилов, Владислав Шуравин, film.ru

Станислав Зельвенский, afisha.ru

наверх страницы