Гала-премьеры кинофестиваля в Торонто 2021:

Специальные премьеры кинофестиваля в Торонто 2021:

Обладатели главных призов кинофестиваля в Торонто:

  • Первое место зрительских симпатий — «Белфаст» (Кеннет Брана)
  • Второе место зрительских симпатий — «Скарборо» (Саша Накаи, Рич Уильямсон)
  • Третье место зрительских симпатий — «Власть пса» (Джейн Кэмпион)
  • Лучший фильм программы «Полуночное безумие» — «Титан» (Жюлия Дюкурно)
  • Лучший документальный фильм — «Спасение» (Джимми Чин, Элизабет Чай Васархели)

Ежегодный кинофестиваль в Торонто (Toronto International Film Festival) считается самым большим киносмотром в Северной Америке, солидным кинорынком и последней фестивальной остановкой перед началом оскаровской гонки. Обычно заявки на участие в смотре подают более 4000 кинолент из 50-ти стран мира.

Торонто — далеко не традиционный фестиваль, где именитое жюри из звезд и профессионалов киноиндустрии выбирает победителей в тех или иных категориях. Здесь лучший фильм выбирают только зрители — в прошлом году им стала «Земля кочевников» Хлои Чжао, картина, которая в итоге позже взяла «Оскары» за лучший фильм, лучшего режиссера и лучшую актрису.

Выберем 5 лучших работ кинофестиваля, которые могут претендовать на «Оскар» и другие премии «сезона наград», который традиционно стартует в декабре с вручения наград независимому кино (Gotham Awards) и заканчивается в марте, собственно, «Оскаром».

Победителем зрительского голосования в этом году стала картина режиссера Кеннета Браны «Белфаст» с Джейми Дорнаном и Джуди Денч. Черно-белая лента рассказывает историю ирландской семьи, которая собирается покинуть родной город из-за североирландского конфликта. Трогательный и очаровательный фильм стал почти автобиографичным проектом для режиссера — его личная история показана глазами десятилетнего ребенка (Джуд Хилл), который живет в районе Белфаста, где, кажется, все друг друга знают, а сам мальчик, совсем как режиссер Брана, души не чает в кино и окружен любовью семьи — бабушки (Джуди Денч) и дедушки (Киран Хайндс).

Кадр из фильма «Белфаст»

Сентиментальность картины Кеннета Браны ожидаемо не пришлась по душе циничным кинокритикам и получила заслуженные сравнения с «Ромой» Альфонсо Куарона (черно-белая, личная картина режиссера) и «Кроликом Джоджо» Тайки Вайтити (события фильма разворачиваются на фоне Второй мировой), но даже это вряд ли помешает «Белфасту» войти в шорт-лист лучших фильмов года американских киноакадемиков. Статистика Торонто редко подводит — за последние десять лет девять картин, выигравших «Главный приз» Торонто, попали в номинацию на лучший фильм «Оскара», а три из них получили заветную статуэтку.

Нос к носу с «Белфастом» шла картина новозеландского режиссера Джейн Кэмпион «Власть пса» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Кэмпион уже удостоилась серебряного приза за лучшую работу на Венецианском кинофестивале, ну а успех у зрителей в Торонто только закрепил будущую номинацию режиссера на «Оскар» в той же категории (сама Кэмпион была первой женщиной-режиссером, удостоенной «Золотой ветви» Каннского фестиваля в 1993 году за «Пианино», за эту же работу она получила «Оскар» за сценарий).

Кадр из фильма «Власть пса»

Сам Камбербэтч, кажется, правил в Торонто в этом году — он получил почетную премию TIFF и привез на кинофестиваль в Канаду еще один фильм, который, можно смело сказать, войдет в список лучших картин этого года, — «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Но у «Власти пса» шансов на «Оскар» все-таки гораздо больше. Картина не так однозначна, как кажется. Экранизация одноименной книги Томаса Саваджа рассказывает историю двух братьев, которые живут на ранчо в Монтане, — Фил (Бенедикт Камбербэтч) и Джордж (Джесси Племонс) Бурбанки, один из которых пытается разрушить брак другого. Режиссер фокусирует свое внимание на отношениях братьев и на токсичной маскулинности (версии 1925 года), но не опускается до уровня охоты на ведьм, а исследует природу самого понятия мужественности, психологию поведения и истинных причин, которые лежат в его основе.

Камбербэтч, кажется, исполнил самую неожиданную роль в своей карьере — интеллигентный британец, Шерлок нашего поколения, обернулся в грубого, немытого американского ковбоя и типичного альфа-самца, словом, антигероя нашего времени — чем не рецепт для «Оскара» за лучшую мужскую роль.

В номинации за лучшую женскую роль Торонто тоже выявил одного из фронтраннеров. Джессика Честейн, так же как и Бенедикт Камбербэтч, приехала на главный киносмотр Северной Америки сразу с двумя сильными картинами. В «Глазах Тэмми Фей» она на пару с Эндрю Гарфилдом рассказывает историю становления и падения телеевангелистов Тэмми Фей Беккер и Джима Беккера. А в «Прощении» Джона Майкла Макдоны (брата Мартина Макдоны, режиссера фильмов «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Залечь на дно в Брюгге»), экранизации романа Лоуренса Осборна, Честейн превратится в холодную богатую и скучающую женщину, которая на пару с мужем (Райф Файнс) решает скрыть факт убийства подростка в Марокко.

Кадр из фильма «Глаза Тэмми Фей»

Уже одной «Тэмми Фей» было достаточно, чтобы собрать стоячие овации в Торонто. Визуальная трансформация актрисы в Фей наверняка принесет «Оскар» не только команде по гриму этой картины, но и самой Честейн, которая буквально неузнаваема в фильме — из идеального овала лицо актрисы стало квадратным, вместо копны рыжих волос — парики с начесом, а наращенные ресницы, автозагар образца прошлого века и штукатурный макияж закончили превращение актрисы в супругу печально известного телеевангелиста. Но актриса на этом не остановилась и, хотя это, скорее всего, исчезнет в дубляже, Честейн изменила даже собственный голос. В конце концов, именно такие роли в байопиках — будь то Рене Зеллвегер с «Джуди» (Джуди Гарланд), Марго Робби с «Тони против всех» (Тоня Хардинг) или Натали Портман с «Джеки» (Джеки Кеннеди) — привлекают внимание консервативных киноакадемиков, когда речь заходит о номинациях за лучшую женскую роль.

Неожиданным номинантом на «Оскар» может стать Джейк Джилленхол c картиной о диспетчере службы спасения «Виновный». Триллер Антуана Фукуа («Тренировочный день») снят на злобу дня американской действительности, хотя и по сути является ремейком датской картины 2017 года, которую, к слову, Дания выдвинула на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и не прошла в финальный шорт-лист. Ремейки же часто удостаиваются внимания киноакадемиков («Отступники» Мартина Скорсезе стали чуть ли не исключением из правил), с другой стороны, самого Джилленхола академики как будто не жаловали все 15 лет, с момента его первой номинации на «Оскар» за роль в фильме «Горбатая гора» Энга Ли. Они проигнорировали роли Джилленхола в «Пленницах» и «Враге» Дени Вильнева, не обратили внимания на игру актера в «Зодиаке» Дэвида Финчера и в «Стрингере» Дэна Гилроя и закрыли глаза на фильм Тома Форда «Под покровом ночи».

Кадр из фильма «Виновный»

Хочется верить, что все может измениться в этом году. И хотя фильм 2021 года близок к первоисточнику (что уж там, он практически покадрово следует за оригиналом), создатели голливудской версии во главе со сценаристом Ником Пиццолатто («Настоящий детектив») изменили характер главного героя и добавили в картину щепотку американской реальности — полицейскую брутальность. Этот элемент в картине может стать решающим — после событий прошлого года и продолжающихся разговоров о полицейской реформе «Оскар» может обратить внимание на фильм и самого Джилленхола. Особенно, если будет проведена массивная кампания во время сезона наград, — а начало этому уже положено: на недавнем предпоказе фильма разговор с Джилленхолом для зрителей провела актриса Джейми Ли Кертис, крестная мама актера.

Еще одной темной лошадкой предстоящего сезона наград может стать картина «Дорогой Эван Хансен» с Джулианной Мур и Эми Адамс. В основе картины популярный бродвейский мюзикл о подростке, который в попытках побороть социофобию начинает по совету психолога писать самому себе письма (отсюда и название фильма). Мюзикл имел оглушительный успех у зрителей, получил шесть театральных премий «Тони». Экранизируя свой же мюзикл, создатели фильма решили отдать главную роль старшеклассника исполнителю роли Хансена на Бродвее — 28-летнему Бену Плату. Такой выбор активно ругали кинокритики — возраст актера не так бросался в глаза на сцене, но крупные планы на огромном экране кинотеатра не смогли скрыть далеко не юношеские черты лица актера. Хотя фильм получился очень душевным, а проблемы, поднятые в картине, растрогают любого, кто был тинейджером и родителем подростка, возраст актера сильно снизил общую оценку картины. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes рейтинг фильма выглядит неоднозначно — 89% зрительского одобрения и всего 33% положительных отзывов от критиков.

Кадр из фильма «Дорогой Эван Хансен»

Впрочем, мнения кинокритиков далеко не всегда совпадают с мнением киноакадемиков. Яркие примеры — «Богемская рапсодия» и культовый фильм «Смерть ей к лицу». Эти картины, совсем не обласканные добрым словом журналистов, взяли «Оскары» и часто пересматриваются зрителями. История может повториться и с «Эваном Хансеном», на руку фильму играет растущий интерес к мюзиклам — к примеру, уже зимой выйдет ремейк «Вестсайдской истории» от Стивена Спилберга. В конце концов, судя по тому же «томатометру», после двух лет эпидемии зрителям хочется увидеть добрые и душевные фильмы, а не читать высоколобые рекомендации, где возраст чуть ли не единственная причина не смотреть фильм.

Использованы материалы авторов и ресурсов:

Жанна Присяжная, forbes.ru

proficinema.ru

forum.kinozal.me

tiff.net

наверх страницы