Гала-премьеры кинофестиваля в Торонто 2022:

Специальные премьеры кинофестиваля в Торонто 2022:

Обладатели главных призов кинофестиваля в Торонто 2022:

«Фабельманы» Стивена Спилберга удостоились приза зрительских симпатий

Завершившийся 47-й международный кинофестиваль в Торонто (TIFF) назвал лауреата премии публики «Выбор народа». Им стала автобиографическая картина Стивена Спилберга «Фабельманы» (The Fabelmans).

TIFF – традиционно неконкурсный киносмотр, который начинался 47 лет назад как «фестиваль фестивалей». Однако премия публики, которую определяют сами зрители, голосующие за тот или иной фильм в режиме онлайн, является очень важным индикатором будущего успеха фильма в осенне-зимней оскаровской гонке и мировом кинопрокате.

Так, в разные годы получатели премии публики фильмы «Зеленая книга», «Ла-Ла Ленд», «Земля кочевников», «12 лет рабства» и другие становились обладателями премий «Золотой глобус» и «Оскар».

Согласно правилам, зрители не могут голосовать чаще, чем один раз. Гарантией от нарушений при голосовании служит то, что персональный электронный адрес каждого зрителя, купившего хотя бы один билет на просмотр, занесен в общую базу данных.

«Это самый личный фильм из тех, которые я когда-либо снимал, — говорится в заявлении Спилберга, обнародованном сразу после объявления о призе, — и теплый прием в Торонто сделал мой первый визит на TIFF очень особенным и эмоциональным для меня и всей моей семьи Фабельманов».

Кадр из фильма «Фабельманы»

Публика восторженно приняла «Фабельманов» и появление на сцене режиссера и его соратников. В фильме заняты молодой канадско-американский актер Габриэл Лабелл в образе Сэма Фабельмана, прототипом которого послужил сам Спилберг, Мишель Уильямс и Пол Дано, сыгравшие его родителей, Сет Роген в роли друга дома и Джадд Хирш в образе «дяди Бориса».

Ведущий кинокритик рупора шоу-бизнеса Variety Питер Дебрудж высоко оценил фильм Спилберга. «Мастер эскапистского развлечения, — пишет критик, — рассказал очень личную историю в этом 150-минутном автопортрете, создав любовное посвящение сложным отношениям со своими родителями, которые так повлияли на его творчество».

Спилберг не устает повторять, что это его первый приезд на TIFF. Сценарий ностальгического фильма, в котором мелодрама органично уживается с комедией, написал многолетний соратник режиссера Тони Кушнер. Фильм можно считать почти автобиографическим для голливудского мэтра, которого давно и по праву считают самым успешным кинорежиссером в мире.

Любопытно, что и в прошлом году премия публики на TIFF досталась автобиографии. В ретрофильме «Белфаст» Кеннета Браны режиссер рассказал о своем трудном детстве, пришедшемся на годы обострения этнополитического конфликта в Северной Ирландии. Напомним, что фильм Браны получил «Оскар» за лучший сценарий.

На втором месте по популярности среди фестивальной аудитории оказался фильм уроженки Торонто Сары Полли «Говорят женщины» (Women Talking), собравший целый букет звезд, включающий Руни Мару, Клэр Фой, Джесси Бакли, Бена Вишоу и Фрэнсис МакДорманд. Они разыгрывают жесткую драму, основанную на сюжетных линиях романа Мириам Тоувз о борьбе женщин в религиозной секте меннонитов за свои права. Мужчины секты подвергают их изнасилованиям в ночное время, а потом объясняют эти инциденты «происками демонов» или плодом фантазии жертв. Когда чаша терпения женщин оказывается переполнена, они устраивают тайный совет, на котором обсуждают, что им делать дальше, чтобы остановить насилие.

Кадр из фильма «Говорят женщины»

Третье место по популярности досталось сиквелу комедийного детектива режиссера Райана Джонсона «Достать ножи 2» (Glass Onion: A Knives Out Mystery), который он снял для стримингового гиганта Netflix. Это продолжение фильма «Достать ножи» (Knives Out), который был впервые показан в Торонто в 2019 году.

В сиквеле за большим столом также собирается некий совет, только здесь все подозреваются в убийстве, у всех есть свои тайны, которые могут быть разгаданы ближе к финалу. И в этой картине занят впечатляющий звездный состав во главе с Дэниелом Крейгом в роли знаменитого детектива, который отправляется в Грецию, чтобы расследовать загадочное убийство. В фильме также снимались Эдвард Нортон, Кейт Хадсон, Дейв Батиста, Джессика Хенвик, Лесли Одом и другие. Как пишут рецензенты, сыщик в исполнении Крейга напоминает знаменитого Эркюля Пуаро, что не удивительно. Режиссер не раз говорил о том, какое сильное влияние на него оказали романы Агаты Кристи.

Кадр из фильма «Достать ножи 2»

Судя по отзывам, новая часть оказалась ничуть не хуже оригинала, критики остались в восторге от каста, сценария (по сюжету тут сразу два убийства!) и смешных диалогов. Vulture отмечает, что фильм получился масштабным и с досконально проработанными персонажами, а в рецензии Hollywood Reporter говорится, что здесь еще больше экшена, запоминающихся сцен и сарказма: «Критика невежественных богачей стала еще актуальнее!»

Аналогичные призы зрительских симпатий вручены в документальной категории и в секции «Полуночного безумия», где показывают ужастики и радикальные экспериментальные опусы.

Среди документальных лент публика выделила «Черный лёд» (Black Ice) Хуберта Дэвиса о системном расизме в канадском хоккее.

А в «полуночной» секции отметили фильм «Странный: История Эла Янковича» (Weird: The Al Yankovic Story) — это байопик американского музыканта Эла Янковича (Дэниэл Рэдклифф), известного своими пародиями на англоязычные песни, в которых он высмеивает современную американскую повестку, включая новости в СМИ и кино. Сюжет фильма концентрируется вокруг творческого пути и музыкальной карьеры Эла, ставшего суперзвездой в 1980-е. Сам музыкант является соавтором сценария, а режиссером выступает Эрик Аппель («Силиконовая долина», «Бруклин 9-9»).

Кадр из фильма «Странный: История Эла Янковича»

И снова удавшаяся премьера без негативных ревью! Все сошлись во мнении, что фильм получился очень смешным и бодрым, а игру Рэдклиффа критики называют триумфальной и безупречной: «Возможно, «Странный» не является лучшей пародией на биографию (эта корона по-прежнему принадлежит фильму «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса»), но это очаровательный и уморительный взгляд на величайшего в мире музыканта-пародиста с превосходным актерским составом. Фильм не боится выглядеть глупым и преуспевает благодаря этому!» — Collider.

На закрытии фестиваля показали байопик режиссера Мэри Харрон «Быть Сальвадором Дали» (Daliland) о знаменитом сюрреалисте Сальвадоре Дали. Его с привычным блеском сыграл выдающийся британский актер Бен Кингсли, сделав тем самым весомую заявку на оскаровскую номинацию.

Обозреватели отмечают, что после двух лет виртуальных форматов и сокращения числа зрителей в кинозалах из-за пандемии ковида фестиваль в Торонто вновь вернулся к полноценной деятельности.

Использованы материалы авторов и ресурсов:

Олег Сулькин, golosameriki.com

Кира Голубева, kinopoisk.ru

kino-teatr.ru

en.m.wikipedia.org

tiff.net

наверх страницы