47-й кинофестиваль в Торонто16 октября 2022
Гала-премьеры кинофестиваля в Торонто 2022:
- «Блюз джазмена» (A Jazzman's Blues, США, 2022), реж. Тайлер Перри;
- «Элис, дорогая» (Alice, Darling, Канада/ США, 2022), реж. Мэри Найи;
- «Черный лёд» (Black Ice, Канада/ США, 2022), реж. Хьюберт Дэвис;
- «Переправа мясника» (Butcher's Crossing, США, 2022), реж. Гейб Польски;
- «Быть Сальвадором Дали» (Dalíland, США/ Франция/ Великобритания, 2022), реж. Мэри Хэррон;
- «Охота» (Heonteu, Корея Южная, 2022), реж. Ли Джон-джэ;
- «Качей Лимбу» (Kacchey Limbu, Индия, 2022), реж. Шубхам Йоги;
- «В движении» (Moving On, США, 2022), реж. Пол Вайц;
- «Парижские воспоминания» (Paris Memories, Франция, 2022), реж. Алис Винокур;
- «Дочь заключенного» (Prisoner's Daughter, США, 2022), реж. Кэтрин Хардвик;
- «Рэймонд и Рэй» (Raymond & Ray, США, 2022), реж. Родриго Гарсия;
- «Насест» (Roost, США, 2022), реж. Эми Редфорд;
- «Сидни» (Sidney, Канада/ США, 2022), реж. Реджинальд Хадлин;
- «За пивом!» (The Greatest Beer Run Ever, США, 2022), реж. Питер Фаррелли;
- «Колибри» (The Hummingbird, Италия/ Франция, 2022), реж. Франческа Аркибуджи;
- «Сын» (The Son, Великобритания/ Франция, 2022), реж. Флориан Зеллер;
- «Пловцы» (The Swimmers, Великобритания/ США, 2022), реж. Салли Эль Хосейни;
- «Женщина-король» (The Woman King, США, 2022), реж. Джина Принс-Байтвуд;
- «При чем тут любовь?» (What's Love Got To Do With It? Великобритания, 2022), реж. Шекхар Капур.
Специальные премьеры кинофестиваля в Торонто 2022:
- «Игра киллеров» (A Man of Reason, Корея Южная, 2022), реж. Чон У-сон;
- «Аллилуйя» (Allelujah, Великобритания, 2022), реж. Ричард Эйр;
- «Биосфера» (Biosphere, США, 2022), реж. Мел Эслин;
- «Друг в океане» (Blueback, Австралия, 2022), реж. Роберт Коннолли;
- «Посредник» (Broker, Корея Южная, 2022), реж. Хирокадзу Корээда;
- «Дружки» (Bros, США, 2022), реж. Николас Столлер;
- «Брат» (Brother, Канада, 2022), реж. Клемент Вирго;
- «Кэтрин по прозвищу Птичка» (Catherine Called Birdy, Великобритания/ США, 2022), реж. Лина Данэм;
- «Мост через озеро» (Causeway, США, 2022), реж. Лила Нойгебауер;
- «Шевалье» (Chevalier, США, 2022), реж. Стивен Уильямс;
- «Корсаж» (Corsage, Австрия/ Люксембург/ Германия/ Франция, 2022), реж. Мари Кройцер;
- «Двойная петля» (Devotion, США, 2022), реж. Джастин Диллард;
- «Жизнь Мадлен» (Driving Madeleine, Франция, 2022), реж. Кристиан Карион;
- «Альтернатива» (El Suplente, Аргентина/ Италия/ Франция/ Испания/ Мексика, 2022), реж. Диего Лерман;
- «Елизавета: Портрет в частях» (Elizabeth: A Portrait in Part(s), Великобритания, 2022), реж. Роджер Мичелл;
- «Империя света» (Empire of Light, Великобритания/ США, 2022), реж. Сэм Мендес;
- «Свобода в огне: борьба за свободу» (Freedom on Fire: Ukraine's Fight ForFreedom, Великобритания/ Украина/ США, 2022), реж. Евгений Афинеевский;
- «Страна радости» (Joyland, Пакистан, 2022), реж. Саим Садик;
- «Дэвид Боуи: Moonage Daydream» (Moonage Daydream, Германия/ США, 2022), реж. Бретт Морген;
- «Няня» (Nanny, США, 2022), реж. Никиату Джусу;
- «Без медведей» (No Bears, Иран, 2022), реж. Джафар Панахи;
- «На подходе» (On the Come Up, США, 2022), реж. Санаа Лэтэн;
- «Одним прекрасным утром» (One Fine Morning, Франция, 2022), реж. Миа Хансен-Лёв;
- «Дети других людей» (Other People's Children, Франция, 2022), реж. Ребекка Злотовски;
- «Сент-Омер» (Saint Omer, Франция, 2022), реж. Элис Диоп;
- «Стоп-слово» (Sanctuary, США, 2022), реж. Захари Уигон;
- «Истории, которые нельзя рассказывать» (Stories Not to be Told, Испания, 2022), реж. Сеск Гай;
- «Банши Инишерина» (The Banshees Of Inisherin, Ирландия/ Великобритания/ США, 2022), реж. Мартин МакДона;
- «Голубой кафтан» (The Blue Caftan, Франция/ Марокко/ Бельгия/ Дания, 2022), реж. Марьям Тузани;
- «Вечная дочь» (The Eternal Daughter, США/ Великобритания, 2022), реж. Джоанна Хогг;
- «Фабельманы» (The Fabelmans, США, 2022), реж. Стивен Спилберг;
- «Королевский конюх» (The King's Horseman, Нигерия, 2022), реж. Байи Банделе;
- «Пропавший король» (The Lost King, Великобритания, 2022), реж. Стивен Фрирз;
- «Меню» (The Menu, США, 2022), реж. Марк Майлод;
- «Кит» (The Whale, США, 2022), реж. Даррен Аронофски;
- «Поднимайтесь наверх» (Walk Up, Корея Южная, 2022), реж. Хон Сан-су;
- «Уэнделл и Уайлд» (Wendell & Wild, США, 2022), реж. Генри Селик;
- «На Западном фронте без перемен» (All Quiet on the Western Front, Германия/ США/ Великобритания, 2022), реж. Эдвард Бергер;
- «Решение уйти» (Decision to Leave, Корея Южная, 2022), реж. Пак Чхан-ук;
- «Достать ножи 2» (Glass Onion: A Knives Out Mystery, США, 2022), реж. Райан Джонсон;
- «Спокойной ночи, Оппи» (Good Night Oppy, США, 2022), реж. Райан Уайт;
- «Добрый медбрат» (The Good Nurse, США, 2022), реж. Тобиас Линдхольм;
- «Убийца «Святой паук» (Holy Spider, Дания/ Германия/ Швеция/ Франция, 2022), реж. Али Аббаси;
- «Мой полицейский» (My Policeman, Великобритания/ США, 2022), реж. Майкл Грандадж;
- «Нет» (Nope, США, 2022), реж. Джордан Пил;
- «Треугольник печали» (Triangle of Sadness, Швеция/ Франция/ Великобритания/ Германия/ Турция/ Греция, 2022), реж. Рубен Эстлунд;
- «Говорят женщины» (Women Talking, США, 2022), реж. Сара Полли;
- «Чудо» (The Wonder, Ирландия/ Великобритания/ США, 2022), реж. Себастьян Лелио.
Обладатели главных призов кинофестиваля в Торонто 2022:
- Первое место зрительских симпатий — «Фабельманы» (Стивен Спилберг)
- Второе место зрительских симпатий — «Говорят женщины» (Сара Полли)
- Третье место зрительских симпатий — «Достать ножи 2» (Райан Джонсон)
- Лучший фильм программы «Полуночное безумие» — «Странный: История Эла Янковича»
- Лучший документальный фильм — «Черный лёд» (Хьюберт Дэвис)
«Фабельманы» Стивена Спилберга удостоились приза зрительских симпатий
Завершившийся 47-й международный кинофестиваль в Торонто (TIFF) назвал лауреата премии публики «Выбор народа». Им стала автобиографическая картина Стивена Спилберга «Фабельманы» (The Fabelmans).
TIFF – традиционно неконкурсный киносмотр, который начинался 47 лет назад как «фестиваль фестивалей». Однако премия публики, которую определяют сами зрители, голосующие за тот или иной фильм в режиме онлайн, является очень важным индикатором будущего успеха фильма в осенне-зимней оскаровской гонке и мировом кинопрокате.
Так, в разные годы получатели премии публики фильмы «Зеленая книга», «Ла-Ла Ленд», «Земля кочевников», «12 лет рабства» и другие становились обладателями премий «Золотой глобус» и «Оскар».
Согласно правилам, зрители не могут голосовать чаще, чем один раз. Гарантией от нарушений при голосовании служит то, что персональный электронный адрес каждого зрителя, купившего хотя бы один билет на просмотр, занесен в общую базу данных.
«Это самый личный фильм из тех, которые я когда-либо снимал, — говорится в заявлении Спилберга, обнародованном сразу после объявления о призе, — и теплый прием в Торонто сделал мой первый визит на TIFF очень особенным и эмоциональным для меня и всей моей семьи Фабельманов».
Публика восторженно приняла «Фабельманов» и появление на сцене режиссера и его соратников. В фильме заняты молодой канадско-американский актер Габриэл Лабелл в образе Сэма Фабельмана, прототипом которого послужил сам Спилберг, Мишель Уильямс и Пол Дано, сыгравшие его родителей, Сет Роген в роли друга дома и Джадд Хирш в образе «дяди Бориса».
Ведущий кинокритик рупора шоу-бизнеса Variety Питер Дебрудж высоко оценил фильм Спилберга. «Мастер эскапистского развлечения, — пишет критик, — рассказал очень личную историю в этом 150-минутном автопортрете, создав любовное посвящение сложным отношениям со своими родителями, которые так повлияли на его творчество».
Спилберг не устает повторять, что это его первый приезд на TIFF. Сценарий ностальгического фильма, в котором мелодрама органично уживается с комедией, написал многолетний соратник режиссера Тони Кушнер. Фильм можно считать почти автобиографическим для голливудского мэтра, которого давно и по праву считают самым успешным кинорежиссером в мире.
Любопытно, что и в прошлом году премия публики на TIFF досталась автобиографии. В ретрофильме «Белфаст» Кеннета Браны режиссер рассказал о своем трудном детстве, пришедшемся на годы обострения этнополитического конфликта в Северной Ирландии. Напомним, что фильм Браны получил «Оскар» за лучший сценарий.
На втором месте по популярности среди фестивальной аудитории оказался фильм уроженки Торонто Сары Полли «Говорят женщины» (Women Talking), собравший целый букет звезд, включающий Руни Мару, Клэр Фой, Джесси Бакли, Бена Вишоу и Фрэнсис МакДорманд. Они разыгрывают жесткую драму, основанную на сюжетных линиях романа Мириам Тоувз о борьбе женщин в религиозной секте меннонитов за свои права. Мужчины секты подвергают их изнасилованиям в ночное время, а потом объясняют эти инциденты «происками демонов» или плодом фантазии жертв. Когда чаша терпения женщин оказывается переполнена, они устраивают тайный совет, на котором обсуждают, что им делать дальше, чтобы остановить насилие.
Третье место по популярности досталось сиквелу комедийного детектива режиссера Райана Джонсона «Достать ножи 2» (Glass Onion: A Knives Out Mystery), который он снял для стримингового гиганта Netflix. Это продолжение фильма «Достать ножи» (Knives Out), который был впервые показан в Торонто в 2019 году.
В сиквеле за большим столом также собирается некий совет, только здесь все подозреваются в убийстве, у всех есть свои тайны, которые могут быть разгаданы ближе к финалу. И в этой картине занят впечатляющий звездный состав во главе с Дэниелом Крейгом в роли знаменитого детектива, который отправляется в Грецию, чтобы расследовать загадочное убийство. В фильме также снимались Эдвард Нортон, Кейт Хадсон, Дейв Батиста, Джессика Хенвик, Лесли Одом и другие. Как пишут рецензенты, сыщик в исполнении Крейга напоминает знаменитого Эркюля Пуаро, что не удивительно. Режиссер не раз говорил о том, какое сильное влияние на него оказали романы Агаты Кристи.
Судя по отзывам, новая часть оказалась ничуть не хуже оригинала, критики остались в восторге от каста, сценария (по сюжету тут сразу два убийства!) и смешных диалогов. Vulture отмечает, что фильм получился масштабным и с досконально проработанными персонажами, а в рецензии Hollywood Reporter говорится, что здесь еще больше экшена, запоминающихся сцен и сарказма: «Критика невежественных богачей стала еще актуальнее!»
Аналогичные призы зрительских симпатий вручены в документальной категории и в секции «Полуночного безумия», где показывают ужастики и радикальные экспериментальные опусы.
Среди документальных лент публика выделила «Черный лёд» (Black Ice) Хуберта Дэвиса о системном расизме в канадском хоккее.
А в «полуночной» секции отметили фильм «Странный: История Эла Янковича» (Weird: The Al Yankovic Story) — это байопик американского музыканта Эла Янковича (Дэниэл Рэдклифф), известного своими пародиями на англоязычные песни, в которых он высмеивает современную американскую повестку, включая новости в СМИ и кино. Сюжет фильма концентрируется вокруг творческого пути и музыкальной карьеры Эла, ставшего суперзвездой в 1980-е. Сам музыкант является соавтором сценария, а режиссером выступает Эрик Аппель («Силиконовая долина», «Бруклин 9-9»).
И снова удавшаяся премьера без негативных ревью! Все сошлись во мнении, что фильм получился очень смешным и бодрым, а игру Рэдклиффа критики называют триумфальной и безупречной: «Возможно, «Странный» не является лучшей пародией на биографию (эта корона по-прежнему принадлежит фильму «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса»), но это очаровательный и уморительный взгляд на величайшего в мире музыканта-пародиста с превосходным актерским составом. Фильм не боится выглядеть глупым и преуспевает благодаря этому!» — Collider.
На закрытии фестиваля показали байопик режиссера Мэри Харрон «Быть Сальвадором Дали» (Daliland) о знаменитом сюрреалисте Сальвадоре Дали. Его с привычным блеском сыграл выдающийся британский актер Бен Кингсли, сделав тем самым весомую заявку на оскаровскую номинацию.
Обозреватели отмечают, что после двух лет виртуальных форматов и сокращения числа зрителей в кинозалах из-за пандемии ковида фестиваль в Торонто вновь вернулся к полноценной деятельности.
Использованы материалы авторов и ресурсов:
Олег Сулькин, golosameriki.com
Кира Голубева, kinopoisk.ru
kino-teatr.ru
en.m.wikipedia.org
tiff.net