Основная программа Венецианского фестиваля 2019

Жюри

Полный список победителей 76-го Венецианского кинофестиваля

Главные призы:

Другие лауреаты Венецианского кинофестиваля — 2019:

Программа «Горизонты»:

Премия имени Луиджи де Лаурентиса «Золотой лев будущего» за лучший дебютный фильм — «Ты умрешь в 20», реж. Амджад Абу Алала

Приз ФИПРЕССИ — «Офицер и шпион», реж. Роман Полански

Венецианские итоги - 2019

Любой фестиваль — это сюжет. Со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Иногда действо похоже на вялотекущее повествование — когда фестиваль не дает поводов для эмоциональных всплесков публики и участников. Иногда оно схоже с древнегреческой трагедией – когда на протяжении всего фестиваля не утихают скандалы. Нынешняя Мостра (так еще коротко именуют Венецианский фестиваль, «mostra» означает выставка, смотр) была похожа на одноактную пьесу, стремительно набравшую темп, не задержавшуюся с кульминацией и кончившуюся неожиданно мирно и к всеобщему удовольствию.

76-й Венецианский кинофестиваль

Изначально темп задала Лукресия Мартель, председатель жюри, аргентинский режиссер, в первый день фестиваля припомнившая конкурсанту Роману Полански покрытую мхом давности историю с совращением малолетней. Как обычно бывает, часть наблюдателей поддержали Мартель, даже призвав объявить бойкот Венецианскому фестивалю, приглашающему преступников, другая, большая часть, возмутилась Лукресией, попеняв ей за декларацию собственной будущей необъективности.

Это была завязка, эмоциональная и многообещающая. Кульминация последовала почти сразу вслед за ней, когда в самом начале фестивале показали «Джокера» Тодда Филлипса. Умопомрачительная работа Хоакина Феникса, четкий интеллектуальный посыл и безупречная режиссура сразу определили в «Джокере» лидера. И не напрасно — «Джокер» стал обладателем «Золотого льва». Надо отметить, что «Джокер» — фильм, снятый по знаменитому комиксу, и такое решение жюри — безусловно, новый шаг в истории Венецианского фестиваля. Нравится кому-то этот шаг или нет, но он требует определенного осмысления.

Кадр из фильма «Джокер»

Для кого как, а для многих развязкой Мостры стало появление на красной дорожке Мика Джаггера в переливающемся всеми цветами пиджаке и рубашке с динозаврами. Эти маленькие динозаврики, прошествовавшие со своим хозяином под неистовые крики, стоны и визги толпы в главный зал Мосстры, каким-то неведомым образом настроили на мирный лад и поставили нежную точку в фестивале.

Несмотря на заявления Мартель, Роман Полански стал обладателем Гран-при фестиваля, второй по значимости награды. Его «Офицер и шпион» (под таким названием выйдет в прокат его картина) — выдающаяся картина. В ней 86-летний мэтр поднимает вечные проблемы: что важнее — справедливость или собственная неприязнь, отдельный человек или интересы государства — и размышляет о них с помощью ярких крупных художественных образов, со свойственной его режиссуре уверенностью и жесткостью.

Возможно, «О бесконечности» — не лучший фильм великого шведа Роя Андерссона. Возможно, предыдущая его работа — «Голубь сидит на ветке, размышляя о бытии», получившая пять лет назад в Венеции «Золотого льва», — и правда куда более цельная, с внятным гуманистическим посланием. «О бесконечности», состоящая из маленьких философских притч, не сбилась в единую картину, какие обычно выписывает Андерссон. Но кто сказал, что «из-под пера» гения должны выходить одни шедевры. Рядовое и даже не самое удачное произведение гения, как правило, на голову выше самого удачного произведения просто талантливого художника.

Китайский оригинал, 72-летний Юньфань, увлекшийся анимацией и представивший в конкурс фильм «Дом 7 по Черри-стрит», увез в Китай «Серебряного льва» за сценарий. История любовного треугольника — мать/дочь/репетитор — рассказана Юньфанем с помощью минималистских на первый взгляд рисунков. Но эти рисунки живут на экране такой красочной жизнью, вступают в такие сложные и яркие отношения, что никто не удивился бы, если бы они принесли Юньфаню даже «Золотого льва».

Кадр из фильма «Дом 7 по Черри-стрит»

Актерские призы распределились хоть и несколько неожиданно, но в целом справедливо даже на самый придирчивый взгляд. Кубок Вольпи — приз за лучшую женскую роль — достался французской актрисе Ариан Аскарид за роль немолодой усталой главы безумного семейства в фильме Робера Гедигяна «Молитва во имя Бога». Очень французский, очень марсельский «семейный» фильм самого известного французского армянина (рожденного, впрочем, уже во Франции) – маленький бенефис прекрасных актеров старшего поколения, среди которых Аскарид (кстати, жена режиссера) — лидер и заводила. Мужской Кубок Вольпи достался итальянцу Луке Маринелли, сыгравшему Мартина Идена в одноименном фильме Пьетро Марчелли. Эта экранизация популярнейшего романа Джека Лондона неожиданно оказалась очень современной и живой. Режиссер перенес действие в Неаполь 70-х, снабдив рисунок фильма цветной хроникой неаполитанской жизни тех лет. Получилось довольно органично и на пользу самому роману, уже замыленному экранизациями. Лука Маринелли, молодой человек с нервной и несколько надменной внешностью, идеально вписался в эту картинку.

Помимо основного конкурса, на Венецианском фестивале существует еще несколько параллельных конкурсных и внеконкурсных программ — «Горизонты», Неделя критики, конкурс короткого метра, конкурс «Венецианская классика», конкурс киношкол. «Горизонты» считается второй по значимости программой, и порой она выглядит интереснее и радикальнее основного конкурса — сюда приглашают в основном малоизвестные имена с прицелом на их скорый будущий прорыв.

Российско-грузинский фильм «Криминальный человек» Дмитрия Мамулии, неспешное философское рассуждение о природе криминальных желаний, в этом году частично представлял в Венеции Россию, но остался без наград. А главный приз «Горизонтов» ушел украинскому режиссеру Валентину Васяновичу за мрачную антиутопию «Атлантида». В роли Атлантиды здесь выступил Донбасс, который мы видим в недалеком будущем, после окончания (в пользу Украины) войны на востоке страны. Враг побежден, но земля умерла. Здесь отравлена вода, не растут деревья, не поют птицы, земля не родит. Сохранившиеся заводы закрываются, а вчерашние участники боевых действий маются в посттравматическом синдроме, пытаясь найти себя в мирной жизни. Это первая крупная награда украинского кино на таком престижном фестивале.

Кадр из фильма «Атлантида»

В целом минувший Венецианский фестиваль оказался довольно ровным, без откровений, без сильных новых влюбленностей и новых разочарований. И в этом есть своя прелесть — словно древняя Венеция распростерла свои крыла над неразумным дитятей, объяснив, что Вечность не любит суеты.

Топ-10 самых интересных фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля

1. Джокер / Joker (Тодд Филлипс, 2019)

Рейтинг IMDb: 9,5 (здесь и далее — на момент написания статьи)

Супергеройская лента Тодда Филлипса. Сценарий картины написал Скотт Сильвер, участвовавший в создании драм «8 миля» и «Боец». Главную роль в фильме исполнил лауреат «Золотого глобуса» Хоакин Феникс, сменив в образе безумного злодея Джека Николсона, Хита Леджера и Джареда Лето. Действие мрачного триллера происходит в вымышленном городе Готэм в 1980-х. Неудачливый комик Артур Флек переезжает к больной матери, он пытается воскресить свою карьеру и обрести популярность, но то и дело сталкивается с жестокостью. Постепенно Артур, таинственно связанный с родом Уэйнов, отбрасывает цивилизованный облик и становится изобретательным палачом – Джокером.  

Фильм в Венеции встретили на ура: в очередях перед показами (неизбежная составляющая любого фестиваля) критики на разных языках рассказывали друг другу, что это шедевр. Во-первых, впечатляет его эстетика — это гораздо более мрачный, укоренённый в грязный реализм фильм, чем снимали про супергероев. На фоне — неуютный, покрытый граффити, заваленный мусором город — захламленный, залитый нездоровым зеленоватым и маслянисто-желтым искусственным светом город. И жители в этом городе соответствующие — клоуны и психи. Неизвестно, что произошло с режиссером Тоддом Филлипсом, который до этого снял «Мальчишники в Вегасе», но это очень атмосферное и тяжелое кино.

В этом мрачном мире и обитает герой Хоакина Феникса (вероятно, идеального кандидата на роль Джокера). Феникс истерически смеется, ухмыляется, лыбится, заливается хохотом — и не может остановиться. И мы не можем перестать следить за его великолепной игрой. Еще есть Роберт Де Ниро в образе одного из столпов этого шизоидного мира, тоже отличный.

Новый Джокер — не в ущерб зрелищности — едва ли чистокровный представитель этого вида, это скорее драма, фрик-шоу (критики, например, сравнивают его с «Таксистом»), и оттого фильм гораздо страшнее и мощнее.

2. Брачная история / Marriage Story (Ноа Баумбак, 2019)

Рейтинг IMDb: 7,8

Проект Netflix. Фильм любимца хипстеров Ноа Баумбаха («Кальмар и кит», «Милая Фрэнсис»)  посвящен трудной теме развода. Режиссёр в прошлом году претендовал на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах с драмеди «Истории семьи Майровиц», а в конкурсе Венецианского фестиваля участвует впервые. «Брачная история» — тоже смесь комедии и драмы. Театральный режиссер и его жена-актриса проходят через мучительный развод и борьбу за опеку над ребенком, и эти переживания подталкивают их к крайностям как в жизни, так и в творчестве. Баумбак также выступил сценаристом и продюсером картины, а главные роли сыграли Скарлетт Йоханссон и любимец режиссера Адам Драйвер.

Картина, содержащая в себе элементы сумасбродной комедии и мрачность производственного триллера, в действительности является почти незавуалированной экранизацией развода самого Ноа Баумбаха и Дженнифер Джейсон Ли. Конечно, многое в фильме вымышлено, а детали изменены, но он все равно выглядит болезненно правдоподобным.

3. Офицер и шпион / J'accuse (Роман Полански, 2019)

Рейтинг IMDb: 7,4

Большой и долгожданный проект Романа Полански, обладателя наград Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей, премий «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Картина основана на книге Роберта Харриса «Офицер и шпион». Это — историческая драма о так называемом деле Дрейфуса, процессе конца XIX века, в ходе которого невиновный французский офицер был судим за шпионаж и приговорен к пожизненному сроку. Позже приговор был отменен, а процесс имел огромное социально-политическое значение и оказал влияние на судьбу Франции и всей Европы на рубеже веков. Главную роль в картине исполнил Луи Гаррель, а также участие приняли Жан Дюжарден, Матье Амальрик, Мельвиль Пупо, Венсан Перес и Эмманюэль Сенье.

«Офицер и шпион» — красивое, с размахом снятое костюмное кино с отличными декорациями и актерской игрой. Но, что важнее, это отлично рассказанная во многом детективная история, за которой интересно следить (и важная для самого Полански, чьи родители попали в концлагерь во время Второй Мировой войны). Возможно, лучший фильм режиссера со времён «Пианиста».

4. Мартин Иден / Martin Eden (Пьетро Марчелло, 2019)

Рейтинг IMDb: 7,1

Действие романа Джека Лондона режиссер Пьетро Марчелло перенес в недалекое прошлое. Иден теперь живет в бедном районе итальянского портового города, но так же едва сводит концы с концами, а после встречи с богатой и образованной Еленой решает во что бы то ни было стать писателем. Фильм снят на пленку и выглядит так, будто вышел в 1980-е (этой одновременно ностальгической и наивной съемкой несколько напоминает экранизации классики в СССР). Получилось разом очень простое и поэтическое кино, очень красивое, с совершенно невероятным Лукой Маринелли в главной роли. 

 «Мартин Иден» наиболее силен в моменты, когда на первый план выходит судьба главного героя, который из безвестности вырастает в принципиального писателя, обуздавшего родной язык и уверенного в собственном триумфе. Но Пьетро Марчелло так и не смог собрать в единое целое социально-политическую борьбу европейского народа и падение главного героя, который наконец-то обрел успех.

5. Мафия уже не та, что раньше / La mafia non è più quella di una volta (Франко Мареско, 2019)

Рейтинг IMDb: 7,5

Документальная лента Мареско снова посвящена родному Палермо, в частности празднику в честь двух знаменитых адвокатов Джованни Фальконе и Паоло Борсалино, боровшихся с мафией. В 2017 году режиссер приехал на празднование 25-летия со дня гибели адвокатов и решил выяснить, как горожане относятся к этому событию. Оказывается, что горожанам плевать: говорить они не хотят, на праздник идти не собираются — «со всем уважением, но есть дела поважнее». Их можно понять: праздник похож на собрание фриков из сельпо во главе с сумасшедшим, уверовавшим, что, когда он был в коме, Фальконе и Борсалино явились к нему и велели петь (но петь он совершенно не умеет). При этом все участники наотрез отказываются произнести «Нет мафии!» со сцены, даже если их попросит об этом сам Господь Бог.

В кадре у Мареско происходит дикий сюр и абсурд в лучших традициях фильмов Жоры Крыжовникова: телеведущий Чиччо Мира организует отвратительные праздники, сумасшедший мальчик громит квартиру (ему не дают выступить со сцены), а розоволосая фотографиня Летиция Баталья (она прославилась фотохроникой преступлений мафии) показывает всем средний палец и настаивает, что их следующий с Мареско фильм должен называться «Старая шлюха». Картина Мареско полна кипучего итальянского колорита, а современная съемка перемежается вставками из хроники и анимации. Получилось совершенно безумное кино, благодаря которому лишний раз убеждаешься, что проблемы, связанные с национальной памятью и вшитыми в подкорку страхами, испытывают не только россияне.

Совмещая реальность и вымысел, Франко Мареско предстает в роли юмориста, который через абсурд выражает недовольство итальянской политикой. Хотя прочие работы режиссера, отличающиеся злободневностью, сложно назвать “псевдодокументальными”, на этот раз складывается впечатление, что съемки велись по сценарию. Иначе, его манера высмеивать людей выглядела бы слишком вызывающей.

6. О бесконечности / Om det oändliga (Рой Андерссон, 2019)

Рейтинг IMDb: 6,5

Швед Рой Андерссон, классик и при этом один из наиболее радикальных режиссеров современности, продолжает работать в своей характерной и крайне специфической манере. Серия фильмов «Песни со второго этажа», «Ты, живущий!» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (главная награда Венецианского кинофестиваля 2014 года) расширяется до квадрологии. «О бесконечности» будет состоять из 45 сцен, едких и трагикомических высказываний по темам актуальным и вечным. Среди героев должны появиться Иван Грозный и Адольф Гитлер.

Фильм посвящен философским, экзистенциальным вопросам и вдохновлен «Книгой тысячи и одной ночи». Все 45 сцен снимались в строго хронологическом порядке. Режиссер стремился запечатлеть человеческую жизнь, со всей ее красотой, жестокостью, уникальностью и банальностью.

 «О бесконечности» — наполненный абсурдистским юмором фильм-притча, и, несмотря на всю материальность, очень человечное, гуманистичное кино, которое пытается пробудить от летаргического сна своего зрителя (ничем не отличимого, в сущности, от героев фильма).

Андерссон говорит, что его вдохновлял миф о роге изобилия, и он хотел передать всю красоту и полноту жизни. По словам режиссера, это картина о бесконечности признаков существования, и ее главную суть емко передает такой диалог из фильма: «Разве это не прекрасно?» — «Что?» — «Всё!» Но «всё» мы видели у Андерссона и раньше.

7. Поместье / A Herdade (Тьягу Гедеш, 2019)

Рейтинг IMDb: 6,8

Трехчасовая сага о жизни португальской семьи, владеющей одним из крупнейших поместий в Европе на реке Тахо (продюсер фильма легендарный Паулу Бранку, отсудивший «Человека, который убил Дон Кихота» у Терри Гиллиама, владеет примерно таким же). 1946 год, маленький Жоау Фернандес с ужасом смотрит на дерево, на котором повесился его отец. Смотреть заставляет дед — мальчику пора уже понять: если что-то заканчивается, это навсегда. 1973 год, Жоау — уже владелец огромного поместья и муж генеральской дочери Леонор (Сандра Фалейру). Он управляет огромным хозяйством и отказывается сотрудничать с властями. Когда богатого помещика уже готовы прижать к ногтю, к власти приходят социалисты. Теперь Фернандесу приходится отбиваться от тех, кто хочет взять и все поделить, но он справляется и с этим. 1991 год, поместье выжило, дети Жоау выросли, а сам он отныне противостоит банкам, навязывающим кредиты.

Звучит скучно, но перед нами захватывающая история Португалии и крушения старого доброго патриархального мира. Поместье Фернандеса — его личное королевство, где он правит мудро, крепкой рукой. Где надо — потакает работникам, где надо — принуждает. Спит со служанкой, пытается вырастить сына Мигеля настоящим мужчиной. И в итоге приходит к полному краху: его ненавидят все. 

Гедеш неспешно и монументально показывает поместье как символ страны и старого миропорядка, который тоже заканчивается навсегда. Сравнение с «Унесенными ветром», где жизнь Тары также перемалывалась жерновами новых времен, напрашивается само собой, и Гедеш усиливает его визуально, снимая падение Жоау практически цитатой из фильма Флеминга: непроглядная тьма, алеющий рассвет и черный силуэт героя.

8. К звёздам / Ad Astra (Джеймс Грэй, 2019)

Рейтинг IMDb: 7,1

Космическая фантастика, снятая нестандартным голливудским постановщиком, автором «Ярдов», «Роковой страсти» и «Затерянного города Z» Джеймсом Греем. Главный герой — астронавт. Он отправляется в опасное космическое путешествие, в ходе которого хочет найти пропавшего отца, а заодно выяснить, что за опасность угрожает всей солнечной системе. В ключевых ролях заняты Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Дональд Сазерленд и Лив Тайлер.

Со стороны “К звёздам” напоминает привычное приключение, но на самом деле — это изысканное и тщательно выверенное путешествие вглубь себя, в котором одинокий человек борется с собственными демонами.

Тема того, как родители влияют на своих детей, подталкивая их к хорошему и плохому, является основой фильма. Это атмосферная и печальная история об отцах и сыновьях. Поначалу картина следует по пути “Космической одиссеи” Стэнли Кубрика, но впоследствии все больше размывает жанровые рамки и из боевика превращается то в параноидальный триллер, то в космическую притчу.

9. Молочные зубы / Babyteeth (Шеннон Мерфи, 2019)

Рейтинг IMDb: 6,9

 15-летняя Милла (Элайза Сканлен из «Острых предметов») учится в школе, играет на скрипке и живет в большом красивом доме с папой-психологом Генри (Бен Мендельсон) и мамой-пианисткой Анной (Эсси Дэвис). Однажды Милла сталкивается на вокзале с 23-летнем Моисеем (Тоби Уоллес) — жизнерадостным наркоманом и драгдилером. Милла покорена его энергией, мигом влюбляется и приводит в гости. То, что другие родители запретили бы мгновенно, в доме Миллы прокатывает, потому что она смертельно больна. Роман для Миллы становится глотком свежего воздуха и возвращает жажду жизни.

Для Шеннон Мерфи, снимавшей в основном сериалы (ее следующая работа — пятая и шестая серии третьего сезона «Убивая Еву»), «Молочные зубы» стали дебютом в полном метре, но режиссер, к сожалению, остается верной сериальному формату, разбивая картину на главы-эпизоды. Поначалу история затягивает: Мерфи создает забавные скетчи из жизни больной девочки, вокруг которой, как по орбите, вращается выстроенный родителями уютный мирок. Мама, чтобы держать удар, пьет выписанные папой антидепрессанты (невероятно смешная сцена ужина, за которым Анна перебрала с таблетками), тот, в свою очередь, приглашает Моисея пожить у них в доме, потому что Милле от этого только лучше. Моисей также втягивается в этот круг спасения и сам не понимает, делает он это потому, что к нему тут так хорошо относятся, или потому, что все-таки влюблен. И если бы Мерфи умела остановиться, получилась бы пронзительная картина о том, как прекрасно жить, ужасно умирать и как тяжело терять ребенка. Но ей отказывает чувство меры, она снимает и снимает, продолжая выдавать один эпизод за другим, как будто сама оказалась в заложниках у своей героини.

«Молочные зубы» — это трогательный и душещипательный фильм, который делает все возможное, чтобы уберечь красоту от боли. Несмотря на несколько сомнительных моментов и историю, вобравшую в себя все худшие сюжетные ходы современного независимого кино, уверенный дебют Шеннон Мерфи не опускается ни до приторности, ни до садизма. Картина держит в напряжении с самого начала, рассказывая об обаятельных, но душевно израненных людях, которые пытаются побороть “крошечных богов” в своих головах и впоследствии переживают испытание, способное разбить их сердца.

10. Прачечная / The Laundromat (Стивен Содерберг, 2019)

Рейтинг IMDb: 6,2

Многообещающий в контексте грядущей оскаровской гонки проект Netflix и параллельно возвращение Стивена Содерберга к более форматному кино после череды смелых экспериментов. Политический триллер повествует о расследовании группой журналистов «Панамского досье», благодаря которому миру стало известно о реальных доходах мировой элиты. В архиве, обнародованном в 2016 году, упоминались многие нынешние и бывшие мировые лидеры, чиновники и знаменитости, так или иначе скрывавшие свое имущество и истинные доходы. В фильме задействован мощный актерский состав: Мэрил Стрип, Гэри Олдмен, Антонио Бандерас, Дэвид Швиммер. Любопытно, что сам Содерберг заявляет о своем безразличии относительно прокатной судьбы картины — режиссера устроит и релиз сразу на Netflix.

Оценки конкурсных фильмов от жюри российских кинокритиков

Жюри критиков журнала «Искусства кино» закончило свою работу на 76-м Венецианском кинофестивале. Лучшие фильмы по версии жюри:

  1. «Джокер» (Тодд Филлипс)
  2. «Мартин Иден» (Пьетро Марчелло)
  3. «Офицер и шпион» (Роман Полански)
  4. «Брачная история» (Ноа Баумбак)
  5. «О бесконечности» (Рой Андерссон)

Полную таблицу оценок и мнений критиков можно посмотреть здесь

Использованы материалы авторов: Екатерина Барабаш, Ольга Белик, tvkinoradio.ru, elle.ru, dtf.ru, bazaar.ru, kinoart.ru

наверх страницы