77-й Венецианский кинофестиваль8 октября 2020
Основной конкурс Венецианского кинофестиваля 2020
- «Земля кочевников» (Nomadland, США, 2020), реж. Хлоя Чжао;
- «Ночь в Хайфе» (Laila in Haifa, Израиль, 2020), реж. Амос Гитай;
- «Мисс Маркс» (Miss Marx, Италия/ Бельгия, 2020), реж. Сузанна Никкьярелли;
- «Новый порядок» (Nuevo orden, Мексика/ Франция, 2020), реж. Мишель Франко;
- «Фрагменты женщины» (Pieces of a Woman, Канада/ Венгрия/ США, 2020), реж. Корнел Мундруцо;
- «От смерти до смерти» (Sepelenmis Ölümler Arasinda, Азербайджан/ Мексика/ США, 2020), реж. Хилал Байдаров;
- «Ученик» (The Disciple, Индия, 2020), реж. Чайтанья Тамхане;
- «Мир грядущий» (The World to Come, США, 2020), реж. Мона Фастволд Лерче;
- «Жена шпиона» (Spy no Tsuma, Япония, 2020), реж. Киёси Куросава;
- «Любовники» (Amants, Франция, 2020), реж. Николь Гарсия;
- «Сестры Макалузо» (Le sorelle Macaluso, Италия, 2020), реж. Эмма Данте;
- «Ночь» (Notturno, Италия/ Франция/ Германия, 2020), реж. Джанфранко Рози;
- «Наш отец» (Padrenostro, Италия, 2020), реж. Клаудио Ноче;
- «Куда ты идешь, Аида?» (Quo vadis, Aida?, Босния и Герцеговина/ Австрия/ Румыния/ Нидерланды/ Германия/ Польша/ Франция/ Норвегия/ Турция, 2020), реж. Ясмила Жбанич;
- «Снега больше не будет» (Never Gonna Snow Again, Польша/ Германия, 2020), реж. Малгожата Шумовска, Михал Энглерт;
- «Солнечные дети» (The Sun, Иран, 2020), реж. Маджид Маджиди;
- «А завтра весь мир» (Und morgen die ganze Welt, Германия/ Франция, 2020), реж. Юлия фон Хайнц;
- «Дорогие товарищи!» (Россия, 2020), реж. Андрей Кончаловский.
Список основных победителей Венецианского кинофестиваля 2020
Основной конкурс
- «Золотой лев» — «Земля кочевников» (Хлоя Чжао)
- Особый приз жюри — «Новый порядок» (Мишель Франко)
- «Серебряный лев» за лучшую режиссерскую работу — Киёси Куросава («Жена шпиона»)
- Специальный приз жюри — «Дорогие товарищи!» (Андрей Кончаловский)
- Кубок Вольпи за лучшую женскую роль — Ванесса Кирби («Фрагменты женщины»)
- Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль — Пьерфранческо Фавино («Наш отец»)
- Лучший сценарий — Чайтанья Тамхане («Ученик»)
Атмосфера фестиваля
Любой кинофестиваль рождается трижды. В первый раз — когда отборочный комитет объявляет программу: ее оценивают, еще не посмотрев, фантазируют о будущем направлении, темах, возможностях. Во второй — когда критики и зрители смотрят эти фильмы, постепенно складывая в голове пазл. И в третий — когда жюри называет победителей, чьи имена и останутся в истории, маркируя фестиваль этого года.
Венеция-2020 рождалась в муках. Когда объявили программу, невозможно было не заметить отсутствия многих громких имен. Было известно, что фильмы тех или иных знаменитых режиссеров готовы, но они побоялись отдавать их для участия в фестивале, который мог бы не состояться из-за пандемии. Многие до последнего ждали отмены, кто-то осознанно решил не ехать, другим не удалось выбраться в Венецию.
За свою долгую историю старейший кинофестиваль мира переживал несколько упадков. Он был полностью отменен во время Второй мировой, с 1943 по 1945 годы, и также не проводился в 1973, 1977 и 1978 годах по причине политических и экономических беспорядков в стране. Ожидать, что он все-таки состоится в 2020, было сродни надежде на чудо.
В итоге Венецианский фестиваль стал первым, имевшим «физическую редакцию» во время эпидемии коронавируса 2020 года, в то время как такие важные киносмотры, как Канны и Теллурайд, вынуждены были вовсе не проводиться.
Любимый зрителями момент — проход участников по красной дорожке — в этот раз был в прямом смысле спрятан от зрительских глаз в целях безопасности: дорожка была расстелена за стеной фестивального центра, а немногочисленным пришедшим посмотреть на нее предлагалось полюбоваться на трансляцию на экране. Дресс-код Венецианского кинофестиваля, и без того, по сравнению с тем же Каннским, довольно сдержанный, в этом году, казалось, был еще более скромным: и у дам, и у кавалеров в нарядах преобладал черный цвет.
Фестиваль проходил в обстановке, близкой к военной. На его территории, несмотря на прекрасную погоду и близость моря, разрешено было находиться исключительно в маске. Запрещалось ее снимать и во время показов. Билеты на каждый сеанс бронировались специальной системой за трое суток, причем нельзя было занять в зале другое место, кроме назначенного: все данные вносились в программу, чтобы в случае заболевания изолировать не только тебя, но и всех, кто сидел неподалеку. Рассадка была шахматной, каждое второе кресло в зале заблокировано. И это не говоря об измерениях температуры несколько раз за день и регулярной сдаче тестов в медицинской лаборатории. На таком фоне наслаждаться кинематографом было не так-то легко.
Итоги фестиваля
Что же до программы и итогов 77-го Венецианского кинофестиваля, то в этот раз фавориты угадывались до начала фестиваля. Еще до приезда в Венецию Андрона Кончаловского, не посетившего открытие, но прибывшего к премьере, о фильме «Дорогие товарищи!» говорили, как о потенциальном лидере киносмотра. Мог ли подумать режиссер, снимая картину о давних событиях в Новочеркасске, что ее премьера таким странным аккордом совпадет с нынешними протестами в Беларуси? Грустная актуальность темы, бесспорный талант мастера и исполнительницы главной роли, долгая и славная история Кончаловского на Венецианском кинофестивале — всё это позволяло надеяться на то, что картина получит свою награду. Что и случилось. Фильм «Дорогие товарищи!» получил Специальный приз жюри. О том, на чьей еще стороне симпатии киносудей, можно было также понять и по фильму, открывшему смотр. Британская актриса Ванесса Кирби, исполнившая главную роль в фильме «Фрагменты женщины», показ которого дал старт фестивалю, также получила свой приз — Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.
Премьеру «Земли кочевников», ставшей главным фильмом 77-го Кинофестиваля, будто нарочно откладывали на самый последний момент — фильм Хлои Чжао был показан только накануне объявления результатов смотра. И это, и само имя Фрэнсис МакДорманд, заявленное в титрах, уже заранее подогрело интерес к картине настолько, что буквально сразу после премьеры в итальянской прессе появились заголовки о «бесспорном фаворите фестиваля».
Неудивительно, что фильм о немолодой женщине, пустившейся в странствие по американскому Западу в фургоне, получил престижного Золотого льва. Кстати, своеобразие нынешнего фестиваля проявилось и в этом — ни режиссер, ни актриса на объявление победителей прибыть не смогли, поэтому получали главную награду виртуально — выйдя на сеанс видеосвязи из того самого фургона.
Гран-при Венецианского кинофестиваля достался мексиканскому режиссеру Мишелю Франко за масштабную антиутопию «Новый порядок». Это эффектный, страшный и местами шокирующий фильм о свадьбе, которая заканчивается совершенно неоднозначно. В фильме остро стоит вопрос о социальном неравенстве: бедные ненавидят богатых и атакуют их, чтобы выжить, также происходит революционный и военный перевороты, устанавливается тоталитарная диктатура.
Лучшим режиссером признали японца Киёси Куросаву, который представил на суд жюри мистический триллер «Жена шпиона». Действие картины разворачивается в 1940 году. Главный герой — управляющий крупной торговой компанией по имени Юсаку. Находясь в командировке в Маньчжурии, мужчина узнает страшную государственную тайну и решает сообщить ее всему миру. Теперь Юсаку обвиняют в предательстве, но его жена, Сатоко, готова пройти с мужем сложный путь до конца и не оставит его одного.
Приза за лучший сценарий удостоилась индийская картина «Ученик» режиссера Чайтаньи Тамхане. Фильм рассказывает историю певца Шарада, посвятившего свою жизнь карьере классического исполнителя. Он стремился максимально развить в себе вокальные способности, достигнув совершенства.
Победителем программы «Горизонты» стала картина «Пустошь» иранского режиссера Ахмада Бахрами.
Отдельного упоминания заслуживает полнометражный дебют российского режиссера Филиппа Юрьева «Китобой». Эта ироничная мелодрама о чукотском парне, влюбившемся в вебкам-модель, победила во второстепенном конкурсе «Дни Венеции», проходящем в рамках 77-го фестиваля, на котором были представлены фильмы молодых режиссеров.
Десять дней фестиваля прошли очень быстро и на этот раз даже чересчур спокойно. Из-за повышенных мер безопасности часть острова Лидо, отведенная под кинопоказы, казалась вечно пустующей, торжественные банкеты в честь открытия и закрытия свелись к скромным коктейлям, а кинозалы, всё по тем же причинам, были заполнены лишь наполовину. Большой шумихи в прессе, как это бывало в прошлые годы, в этот раз фестиваль тоже не произвел. И, наверное, с точки зрения маркетинга, прибыльности и прочего, 77-й Венецианский кинофестиваль можно было бы назвать неудачным, но он действительно стал историческим. Хотя бы потому, что создатели вообще решились его провести после всех событий, что пережила Италия этой весной. И слова венецианца Альберто Барберы, директора фестиваля, наверняка войдут в историю киносмотра: «Мы делаем это для того, чтобы дать надежду. Надежду всей киноиндустрии, всем, кто снимает кино, и всем поклонникам этого искусства».
10 самых значимых фильмов 77-го кинофестиваля в Венеции
1. «Земля кочевников» (Nomadland, США, 2020), реж. Хлоя Чжао (Основной конкурс — «Золотой лев»)
Рейтинг IMDb: 8,1 (здесь и далее — на момент написания статьи)
Лучший, по мнению жюри, фильм основного конкурса — снова американский. Ранее здесь же, в Венеции, побеждала «Форма воды» и «Джокер». Доминирование США в фестивальном мире продолжается картиной, которая воплощает в себе всю суть культуры Нового Света, когда-то зарожденного искателями и авантюристами.
Идея экранизировать документальную книгу Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке в 21 веке» принадлежала дважды оскароносной Фрэнсис МакДорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Что знает Оливия»). Она же стала одним из продюсеров картины и сыграла в ней главную роль. Режиссуру доверили той самой Хлое Чжао, за плечами у которой на момент запуска проекта было всего две картины, зато обе обласканные критиками («Песни, которым меня научили братья», «Наездник»). Такое вот женское трио у истоков одного из вероятно главных фильмов года.
Драма в антураже роуд-муви рассказывает о женщине слегка за 60, которая из-за финансового кризиса лишается всего своего имущества, садится за руль дома на колесах и отправляется в путь, не как путешественница, а как кочевница, у которой нет ни цели, ни конечного пункта. По дороге она встречает таких же, как сама, неприкаянных американцев и учится находить смысл в этой бесконечной поездке в никуда.
В картине снимались реальные люди, которые ведут именно такой кочевой образ жизни, а их диалоги с героиней нередко были импровизацией, как, например, беседы Ферн (МакДорманд) с Бобом Уэллсом — лидером движения. Он учит героиню премудростям выживания в пути. Картина размышляет о тех, кто по тем или иным причинам оказался на обочине цивилизации, но не льет по ним слезы, а следует за их реальной жизнью, вполне нормальной с точки зрения тех, кто ею живет.
2. «Мисс Маркс» (Miss Marx, Италия/ Бельгия, 2020), реж. Сузанна Никкьярелли (Основной конкурс)
Рейтинг IMDb: 5,5
Сузанна Никкьярелли систематически и довольно успешно участвовала и ранее в венецианских программах. Фильм интересен своей героиней. «Мисс Маркс» — биографическая драма о младшей дочери Карла Маркса Элеоноре. Она участвовала в рабочем движении в Великобритании, в борьбе за права женщин и за упразднение детского труда, но любовь к видному дарвинисту Эдварду Эвелингу стала для нее роковой. Элеонора Маркс покончила с собой в возрасте 43 лет. В главной роли британка Ромола Гарай, звезда «Ангела» Франсуа Озона и «Искупления» Джо Райта, актриса, которую на родине называют «следующей Кейт Уинслет».
3. «Одна ночь в Майами» (One Night in Miami, США, 2020), реж. Реджина Кинг (Вне конкурса)
Рейтинг IMDb: 6,7
Еще одна важная венецианская премьера, актуальный политический фильм, полнометражный дебют Реджины Кинг, которую кинозритель знает по ролям в голливудских комедиях типа «Мисс Конгениальность 2» и «Блондинка в законе 2», лауреатки Оскара и трех премий Эмми. Это история о том, как молодой Кассиус Клей после победы в бое за звание чемпиона мира в супертяжелом весе вместо официальной вечеринки (на которую он не мог пойти из-за расовой сегрегации) провел ночь в мотеле в черном районе Майами, празднуя победу с друзьями — с Малкольмом Иксом, певцом Сэмом Куком и футболистом Джимом Брауном. Права на фильм у Amazon Studios.
4. «Фрагменты женщины» (Pieces of a Woman, Канада/ Венгрия/ США, 2020), реж. Корнел Мундруцо (Основной конкурс)
Рейтинг IMDb: 6,4
Англоязычный дебют венгра Корнеля Мундруцо («Белый бог», «Дельта»), режиссера «каннского пула», который впервые попал в конкурс Венеции. Сценарий фильма написан Мундруцо вместе с Катой Вебер и является киноверсией их одноименного спектакля. «Фрагменты женщины» рассказывают о бостонской паре (Шайя ЛаБаф и Ванесса Кирби), которая готовится к рождению ребенка. Однако домашние роды превращаются в настоящую трагедию. Фильмом заинтересовался Мартин Скорсезе, который присоединился к проекту в качестве исполнительного продюсера. В ролях второго плана — Сара Снук, Эллен Бёрстин, инди-режиссер Бен Сэфди и звезда сандэнсовского хита «Последний черный в Сан-Франциско» Джимми Фэйлс.
5. «Новый порядок» (Nuevo orden, Мексика/ Франция, 2020), реж. Мишель Франко (Основной конкурс — Гран-при фестиваля)
Рейтинг IMDb: 6,0
В период, когда мир сотрясают самые разные протесты — от политических противостояний в Беларуси до повсеместных акций против карантина — мексиканская антиутопия о победе тоталитаризма пришлась ко времени. Сюжет развивается по схеме «начали за здравие, кончили за упокой». Стартует картина со сцены большой и богатой свадьбы. Не сразу зритель догадывается, что происходит торжество в условиях социального взрыва: люди протестуют, жизнь города парализована, бедняки из мирных митингующих в эмоциональном угаре превращаются в мародеров, вымещающих всю свою ненависть к богатым на их имуществе. В конечном итоге взаимно обозленные и разрозненные люди оказываются в условиях, куда более тяжелых, чем они были в начале картины. «Новый порядок» вызвал у зрителей жаркие споры. Кто-то называл его неприемлемым и оскорбительным, а кто-то увидел в нем подлинный дух времени. Так или иначе, а в копилке картины — гран-при Венеции.
6. «Жена шпиона» (Spy no Tsuma, Япония, 2020), реж. Киёси Куросава (Основной конкурс — «Серебряный лев» за лучшую режиссуру)
Рейтинг IMDb: 6,0
Азиатский кинематограф нынче на подъеме, взгляд авторов с Востока здорово освежает киноландшафт для зрителя, привыкшего к американской и европейской парадигме. На сей раз авторитетный японский режиссер и сценарист Киёси Куросава взялся поразмышлять на тему границ патриотизма и допустимости государственной измены в зависимости от того, что стоит на кону. Для этого он переместил своих героев в крайне драматичный период начала Второй мировой войны — как раз накануне вступления Японии в боевые действия на стороне Гитлера. Военный союз с Германией и Италией уже заключен, общество милитаризировано до предела. И тут бизнесмен Сатоко Фукухара и его жена Юсаку натыкаются на следы государственной тайны, которые ведут к военным преступлениям японцев в Манчжурии. Супругам предстоит решить, как быть с этой информацией, подвергнуть ли себя огромному риску и как в итоге сохранить свои отношения. Режиссер последовательно нагнетает саспенс шпионского триллера, заставляя своего зрителя напряженно думать, а как бы он повел себя в этой невыносимой ситуации.
7. «Ученик» (The Disciple, Индия, 2020), реж. Чайтанья Тамхане (Основной конкурс — Приз за лучший сценарий)
Рейтинг IMDb: 6,9
Еще один восточный фильм, на сей раз индийский. Что примечательно — музыкальный. Но Болливуда от драмы, написанной и поставленной молодым режиссером Чайтаньей Тамхане, ждать не приходится. Его картина рассказывает о молодом человеке, который поступает в обучение к мастеру традиционной индийской музыки раги и мечтает о такой же славе и успехе. Но, несмотря на годы упорных занятий, слава почему-то не приходит. Возможно, рага теряет свою актуальность, возможно, разрыв поколений уже непреодолим, возможно, еще что-то. Тамхане написал сценарий о том, как быстро сейчас меняется мир и какой трагедией может обернуться как неумение к этому приспособиться, так и умение. Продюсером картины выступил триумфатор Венеции-2018 Альфонсо Куарон («Рома»).
8. «Солнечные дети» (The Sun, Иран, 2020), реж. Маджид Маджиди (Основной конкурс)
Рейтинг IMDb: 6,6
Самый зрительский фильм венецианского конкурса — бойкая, энергичная, ни разу не депрессивная трагикомедия об иранских детях, оставшихся без родительского надзора, и о бесплатной школе, в которой они учатся. Удивительная игра юных актеров, которые ни разу не фальшивят, быстрый темп повествования, которому позавидовал бы и Гай Ричи, удивительные сюжетные линии — в одной из них главный герой копает гигантскую траншею под школой, чтобы добраться до клада, которым оказывается пакет с кокаином. Иранское кино вновь подтвердило свои претензии на верховенство в фестивальной иерархии.
Вообще так называемая иранская новая волна (так критики обозначили кинобум в этой стране, начавшийся пару десятков лет назад) — это часть одной из самых прекрасных национальных кинематографий на планете, Маджид Маджиди — важный деятель этой волны, «Солнечные дети» — чуть ли не лучшая его картина, поэтому стоит однажды разыскать ее на одном из российских фестивалей, если уж фильм по недосмотру прокатчиков не возьмут в прокат.
9. «Kitoboy» (Россия/ Польша/ Бельгия, 2020), реж. Филипп Юрьев (Конкурс авторского кино)
Рейтинг IMDb: 7,2
Фильм российского режиссера одержал победу в «Днях Венеции», престижной параллельной программе Венецианского фестиваля. В центре сюжета чукотский подросток, который по видеочату влюбляется в девушку из Детройта и решает переплыть Берингов пролив, чтобы увидеться с возлюбленной. В роли юноши — дебютант Владимир Онохов, роковую красавицу сыграла Кристина Асмус. Критики пишут, лента чем-то напоминает американское инди-кино и всеми любимый «Твин Пикс».
10. «Обычное место» (Nowhere Special, Великобритания, 2020), реж. Уберто Пазолини (программа «Венецианские горизонты»)
Рейтинг IMDb: 8,1
Отец-одиночка, которого играет Джеймс Нортон, посвятил всю жизнь воспитанию ребенка. Внезапно герой узнает, что жить ему осталось несколько месяцев, и он должен решить все необходимые вопросы. Сага Уберто Пазолини вышла душераздирающей — невозможно спокойно наблюдать за мужчиной, которому приходится принимать столь немыслимые ранее решения.
Использованы материалы авторов и ресурсов:
Анастасия Казенкова, fitzroymag.com
Антон Долин, meduza.io
Марина Латышева, proficinema.ru
Ксения Рождественская и Марат Шабаев, kommersant.ru
112.ua
Егор Беликов, theblueprint.ru